Тайна старой России Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ


 ТАЙНА СТАРОЙ РОССИИ
ЭССЕ

        Вы никогда не задумывались - а почему русские эмигранты «первой волны», покинувшие Россию в разгар большевистской революции и смуты гражданской войны,   так отчаянно порой хотели вернуться на Родину, готовы были страдать, но все таки быть вновь на родной земле…
        И почему это до болезненности острое стремление - вернуться, непременно вернуться, даже если ждут тебя на родине лишения и страдания… совершенно  пропало у русской эмиграции более позднего времени… Почему?
          Видимо, что бы ни говорили о «проклятом царизме» и о трагическом  неблагоустройстве русской жизни в то имперское время - была  у той императорской России  какая-то высокая «духовная аура». Которую мы еще смутно можем чувствовать и в нынешнем «старозаветном» до сих пор  сохранившемся Санкт-Петербурге например.
         Иначе зачем было писать даже  никуда не уезжавшему Мальдельштаму в порыве высокой ностальгии: « В Петербурге мы сойдемся снова  // словно солнце мы похоронили в нем…»
           Что-то было в той стране Россия неизъяснимо влекущее к себе и чарующее… При всех ее бедах - было.
             И тот кто родился и вырос «в той России» - ни на что ее не хотел и не мог променять.
               Но все это неумолимо вытравила из русской жизни и из сознания русских людей советская власть.
               Тот кто остался жить в Советской России мог эту советскую жизнь для вида и для собственного успокоения и принимать и даже порой прихваливать - комфортнее же думать что ты живешь в стране строящей светлое будущее, а не в тюремных застенках где нет и не может быть света и где гибнет душа и разум…
         Но если он вырывался из Совдепии - то уже не возвращался обратно… В любые времена. Даже когда не стало коммунистической власти и можно было вернуться и жить в новой России безбедно.
         Возвращаться уже никто не хотел.
         Вспомним Растроповича, который много и очень красиво и всегда «порывисто»,  на вид чистосердечно, говорил о своем великом русском патриотизме, но так и остался  жить на Западе.
      Вспомним Нобелевского Лауреата Бродского который и на день не желал приехать в Россию когда  никакого коммунизма уже и в помине не было в России и можно было бы посетить хотя бы  могилы отца и матери  в Ленинграде-Петербурге.
       Нет! Ни за что!!!!
       Настолько неприятный осадок оставила в душе этих ярких людей советская жизнь, что и в Россию «без коммунистов» они возвращаться всерьез уже не хотели.
         Перечислять все имена эмигрантов в этой связи нет смысла - это крайне типичный случай. Норма можно сказать.   
          Вернулся один Эдуард Лимонов - чтобы бороться с существующим режимом по мере сил и гордо разыгрывать поэтическую и героическую  роль современного Че Гевары…
           Вернулся Солженицын - чтобы «обустраивать Россию» и встречаться с Президентом (было и такое). Но ничего конечно не «обустроил» и мирно дожил свою жизнь в великолепном особняке купленном на деньги заработанные за Западе «за борьбу с советской властью».
            Но это два нетипичных случая возвращения в нынешнюю Россию со своими особыми честолюбивыми «мотивами».   
            А в целом - не возвращается никто…   Ну заехать могли порой в Россию… погостить, похвастаться,  «душевного человека» из себя изобразить по старой памяти… Ненадолго конечно…
             И вновь бежать, бежать отсюда … сломя голову… Туда где как им кажется намного лучше жить.
               Я не оспариваю того что где-то жить намного лучше чем в нынешней России или чем в России советских времен. Наверняка много есть таких мест на белом свете.
                Но что же было такого в прежней императорской (или царской России) что  так притягивало к «родному пепелищу» всех его былых подданных… Что же это было?
                Я сказал начиная этот очерк – какая-то  аура прежней русской жизни…
               И действительно что-то  неизъяснимое притягивало в эту жизнь, манило, заставляло порой, рискуя всем, вернуться…
                Это был невидимый «воздух» былой российской жизни (ведь не богатство же ее которого многие и близко не видели!)…
               Страна за многие века формирует в себе нечто особое - если это великая страна и огромная империя то тем более… Она формирует «воздух» своей жизни которым сладко и упоительно дышать.
                И все это большевики разрушили…
                А кто они были эти большевики? Посмотрим по фамилиям… Хотя нет.. Не будем эти подлинные фамилии «вождей большевизма» называть.
                Русских среди этих большевиков почти и не было. Большинство руководителей партии большевиков  как говорили раньше - инородцы…
                Им не было причин страдать о гибнущей России. Они хотели возвыситься на ее руинах… И возвысились.
                На какое-то впрочем очень короткое по историческим меркам время.
               А потом и сами попали под расстрелы  которые и начинали с неистовой жестокостью с 1917-го года.
               
                ------------------------------------

            Мы все должны понимать вот что - в каждом обществе, в каждом исторически сформированном государстве есть свой «духовный стержень»… И он важнее всякой экономики. Всякой военной мощи… И всего прочего.
           Если его уничтожить - общество и государство погибают… Этим уничтожением России как  исторически сложившегося на многие сотни лет общества и государства и занялись большевики.
             И преуспели в этом.
            Настолько преуспели что теперь  стойкое отвращение ко всему русскому до сих пор есть во всем мире - всего  русского боятся и все русское ненавидят. По  традиции уже.
              А началось все с того что в России под руководством известных большевистских «героев» якобы строили  Коммунизм.
               И построили Коммунизм…  Уж это точно.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 20-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге


Рецензии