Клад Рюриковичей. Часть 4

  Вот мы и подошли к самым корням княжения на Руси.

  8. РЮРИК.

  Чаще всего мы слышим такую легенду. Славянские племена, устав от раздоров между собой, в девятом веке, не найдя надежного адекватного правителя, приняли беспрецедентное и умное решение - пошли в северо-европейские земли к братьям Рюрику, Синеусу и Трувору и сказали примерно так: "Правьте нами". Братья, слава богу, согласились. Рюрик стал руководить Новгородом, главным тогда городом на Руси. Синеус и Трувор сели командовать в других, менее значимых в те времена городах.

  От Рюрика пошла династия русских князей. Что характерно, практически все князья остались в истории Руси как достойные правители, как герои и богатыри земли русской, поскольку в древние времена надо было постоять за страну, то есть быть хорошим военачальником в буквальном смысле, то есть с мечом и копьем. Значит, были хорошие наследственность и воспитание.



  Посмотрим, какая информация есть в Википедии о великом князе Рюрике.

 
  Рюрик (ум. 879) — согласно русским летописям варяг, правитель Северо-Западной Руси, новгородский князь и родоначальник русской княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей[4].

Согласно рассказу, помещённому в «Повести временных лет» и других летописях под 862 годом, Рюрик был приглашён на княжение (призвание варягов) племенами чуди, словен, кривичей, мери, а также, возможно, веси. Он стал княжить в Ладоге (по версии «Повести временных лет») или в Новгороде (по версии Новгородской первой летописи). Вместе с Рюриком пришли его братья Синеус и Трувор, севшие в других городах, после смерти которых он стал единоличным правителем[4].

Существуют разные версии происхождения Рюрика. Ряд исследователей рассматривает Рюрика как скандинавского предводителя или правителя (др.-сканд. Hr;r;kr), которого славянские и финские племена призвали на княжение, заключив с ним соглашение[4]. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hr;rek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания)[5]. Сторонники антинорманизма предлагают различные альтернативные версии происхождения Рюрика, в том числе, что Рюрик — представитель княжеского рода славянского племени ободритов[6]. Также существует точка зрения, что Рюрик — вымышленная фигура и искать его происхождение бессмысленно.



Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов[8]. Древнейшим сохранившимся источником о Рюрике является сказание о призвании варягов[9], содержащееся в «Повести временных лет» начала XII века. Независимым от «Повести временных лет» источником является Новгородская первая летопись младшего извода XV века, однако «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись, по мнению филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова (концепция которого по истории летописания в основных деталях принята большинством учёных) восходят к общему источнику конца XI века, названному им «Начальный свод» и уже содержавшему сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века[10][11]. Все прочие источники, летописи, жития и др., упоминающие Рюрика, напрямую и опосредованно заимствуют эту фигуру из ранних летописей.

Согласно летописям, в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению ильменских словен и кривичей, а также таких племён, как чудь и весь, были призваны княжить в трёх городовых областях. Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске, а Рюрик по одним данным — в Ладоге, по другим — в Новгороде. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться предметом дискуссий.

«Повесть временных лет» сообщает, что после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика[12]:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два года умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[13].



В поздней Никоновской летописи первой половины XVII века сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи.

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром[источник не указан 2547 дней]. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища)[15][16].

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

В поздних летописях говорится, что Рюрик погиб на войне в Карелии, где и был похоронен[17]. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня «Рюрикиярви на Немецком рубеже», на самой границе новгородских владений со шведами[18].

По версии митрополита Макария (Булгакова), Рюрик впервые упоминается в 1070 году, в дошедших до нашего времени трёх списках Пространной редакции «Жития святого князя Владимира»: «Сице убо бысть маломъ преже сих лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру внуку же Иолжину, а правнуку Рюрикову»[19]. Согласно другой версии, «Житие святого князя Владимира» было написано в XV веке, а не в 1070 году, как считал митрополит Макарий[20].

В летописании и политической литературе XVI века, например, в «Сказании о князьях Владимирских» образ Рюрика был подвергнут переосмыслению. Под влиянием польской историографии он был изображён потомком римского императора Августа и выходцем из Пруссии. Раннее летописное сказание о Рюрике было объединено с новгородской легендой о первом новгородском посаднике Гостомысле[4].

Иоакимовская летопись
Ещё одним источником о Рюрике является Иоакимовская летопись, летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием. Некоторые используют её как вспомогательный материал; ряд историков считает, что Иоакимовская летопись является фальсификацией[7].

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[21]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На четвёртый год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.


Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь.

В российской досоветской историографии, начиная с Н. М. Карамзина[22], варягов, и в их числе Рюрика, чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии[23]. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов[24], пруссов[25], балтийских славян[26] и как варягов «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья[27][28].

Норманская версия

В русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги в различных источниках отождествляются с норманнами или шведами, поэтому сторонники норманской теории считают Рюрика, как и всю его дружину, скандинавами.

О скандинавском происхождении Рюрика и княжеской династии могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[29]. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова[30]: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие. Скандинавское соответствие имени Рюрик — др.-сканд. Hr;r;kr[7].

Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют народ русь как шведов[31], норманнов[32] или франков[33]. За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян[34].

Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, ин;и и готе, тако и си» («Повесть временных лет»[12]). В число варягов включены свее (шведы), урмани («норманны» — норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а англичане имеют германское происхождение и в рассматриваемый период испытывали значительное влияние новых норманнских переселенцев[35].

А. С. Щавелев вслед за К. Цукерманом датирует приход Рюрика в Ладогу 890-ми годами (или условным 895 годом)[36]. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах[37].

Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин, П. С. Стефанович и др. выделяют историческое ядро летописного сказания о призвании варягов во глав с Рюриком[4]. По мнению Мельниковой и Петрухина, это сказание соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. При этом учёные указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространённой была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королём Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королём Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду[38][39].

С точки зрения Мельниковой, Рюрик был предводителем одного из отрядов скандинавов (варягов), действовавших в Ладожско-Ильменском регионе. Он стал правителем сформировавшегося здесь раннегосударственного образования с центром в Ладоге или на Городище (Рюриково городище). «Братья» Рюрика могли появиться в сказании ещё на этапе его устного бытования (до включения в летопись) под влиянием распространённого в эпической поэтике мотива трёх братьев — «основателей»[4]. Мельникова предполагает, что в конце X — начале XI века сказание приобрело статус династической этиологической легенды, а Рюрик был осмыслен как прародитель русского княжеского рода, что получило закрепление в древнейшем летописании и древнерусском политическом сознании. С 1060-х годов имя Рюрик использовалось в русском княжеском именослове[4].

Этимология имени

Имя ru;ikr на фрагменте рунического камня U 413[sv], находящегося в церкви Норрсунда около Уппсалы

Имя Рюрик происходит из прагерманского языка, который является предком скандинавских языков, и базируется на германских корнях «*hr;;-» (*hr;;az — «слава») и «*-r;k» (*r;kz — «воин-правитель).


По одной из версий, Рюрик являлся викингом Рориком Ютландским (или Фрисландским) (лат. Roricus) из рода южнодатских правителей, династии Скьёльдунгов, племянником или братом изгнанного датского короля Харальда Клака[45]. Этот Рорик в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде, на который совершали набеги викинги. Версию о тождестве Рюрика и Рорика Ютландского поддерживал Н. Т. Беляев[46].

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[47]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его[48]. Вся жизнь Харальда Клака прошла в борьбе за датский трон с сыновьями и племянниками Гудфреда.

В 855—857 годах Рорик с двоюродным братом Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании[источник не указан 2208 дней], когда трон освободился после гибели Хорика I.

По версии некоторых учёных[49], около 857—862 годов Рорик, отождествляемый с датским конунгом Хрёриком Метателем Колец, покорил славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения[50]. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.

В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепиться во Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего[51].

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.


Другой версией является версия происхождении Рюрика из среды западнославянских племён ободритов, руян и поморян.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX;XX веков (особенно советской) этот вопрос был значительно идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в первой половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[54]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во второй половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей[источник не указан 2547 дней].

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.
— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов[55]:

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»


Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 году проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика[56] датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков[57]. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod)[58].

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Гипотеза Гедеонова
Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк («сокол»), которое, по его гипотезе, носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами[59] (недоступная ссылка с 30-08-2017 [1231 день]). Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов[60].


Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз («герб Рюрика»)
Знаки Рюриковичей С. А. Гедеонов и некоторые другие исследователи (О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактовали как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. Другие исследователи видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил[61]. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины.

Филолог Е. А. Мельникова отмечает, что выведение имени Рюрик из поморско-славянского слова «rerig» («сокол») лингвистически невероятно[4].


По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит («Повесть временных лет»: «В л;то 6370 изгнаша Вар;гы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соб; волод;ти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, Б. А. Рыбаков считал, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных[63].

Такая оценка сказания о призвании варягов как искусственной конструкции летописца или новгородской легенды (не имеющей исторической основы) обусловила точку зрения о легендарности Рюрика и его братьев[4].


  ДНК-исследование подтверждает что большинство Рюриковичей (происходящих в основном от Владимира Мономаха) имеет гаплогруппу N1a1, распространённую в северо-восточной Европе, а также у некоторых народов Сибири и Урала. Наличие других гаплогрупп учёные объясняют по-разному: легендарностью ранней генеалогии Рюриковичей и мифичностью их семейных связей, небрежно проведённым исследованием и даже тайной супружеской изменой жены Ярослава Мудрого[68][69][70]. Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, гаплотипы N1a1 встречаются в основном в Прибалтике, Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе [1], 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1a1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства[71].

Братья
Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, известные из летописей как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века[72]. Г. З. Байера, а позднее Б. А. Рыбаков считали, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), «Трувор» — «верная дружина» (швед. tru varing), и Рюрик пришёл княжить не с братьями, а «со своим родом» (в который входил, например, князь Олег Вещий) и «верной дружиной». Д. С. Лихачёв предполагал, что, по замыслу летописца, Рюрик, Синеус и Трувор должны были стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Один из ведущих скандинавистов-филологов Е. А. Мельникова интерпретация имён Синеуса и Трувора как «свой род» и «верная дружина» (как искажения якобы древнескандинавских фраз) лингвистически невозможна. Такая версия, по её мнению, могла утвердиться только среди историков, не знакомых с древнескандинавскими языками, поскольку эти «фразы» не соответствуют элементарным нормам морфологии и синтаксиса древнескандинавских языков, а также семантике слов «hus» и «vaeringi», которые никогда не имели значения «род, родичи» и «дружина». По мнению Мельниковой, Синеус и Трувор являются исконными скандинавскими именами, имеющимися в скандинавских источниках.

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун[74]. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери[75].

 

  На этом можно остановиться. Целью моей небольшой работы было выяснить, каким образом клад, найденный в 2020 году в Польше, имеет отношение к Рюриковичам, правителям Древней Руси с девятого по шестнадцатый век. В этой статье, как вы заметили, указываются не все правившие князья, а только те, кто является предком Марии Олеговны из рода Рюриковичей, чей клад, предположительно, и найден.

  Материал взят из Википедии.

                13.01.2021.


Рецензии