88 год. Гл. 52. Быть в курсе новшеств!

Глава 52. Быть в курсе новшеств!

Вдруг, как-то остро почувствовал, что этой осенью предприятие находится на взлёте образовательного бума. Он достиг и моих непосредственных помощников, начальников цехов.
Сторожилова упорхнула в Джамбул – на семинар по вопросам развёртывания радиосредств, для резервирования проводного вещания. С учётом того, что по всякому поводу и без, она испытывает трения в общении со мной, она настоящей лисой – ну, прямо не «заноза», а вся из себя – беспримерная покорность, обращается ко мне с просьбой – послать именно её на этот семинар. Понятно, – она же уроженка Джамбула и там проживает её мать. Очень удачный повод выпал совместить приятное с полезным.
Толи по себе – судит Сторожилова, не знаю, но у неё на лице написано, что разрешить ей поездку я не должен. Эдакая мелкая месть ей, неудобной для начальника работнице, за её строптивый характер. Она же понимает, что я могу ограничиться отправкой на семинар того же Юмакулова, – старшего инженера радиоузла.

А я уже понимаю, кто и зачем ею управляет, кто использует её строптивость в своих личных целях.
Боже мой, когда ей надо, как она, оказывается, может прикинуться покорной беззащитной мышкой! В душе, я удивляюсь. Без малого три  года работает она непосредственно со мной, а ведь так мой характер окончательно не разгадала. У меня и в мыслях нет – так мелко начать ей пакостить. По-хорошему даже, ей, –  землячке, завидую, – пусть едет.
– Виктор Васильевич, а что если я задержусь у мамы дополнительно ещё несколько дней…
– Конечно, Наталья Ивановна, но только при условии, что вы из Джамбула помашете приветливо, за меня, в сторону Бурного.
– Ой, Виктор Васильевич, так помашу, специально на самую высокую гору в округе взберусь! Сторожилова заходится от радости…
И я тоже – радуюсь вместе с ней…

Уезжает на курсы по принципиально новой квазиэлектронной АТС нового поколения «Квант» начальник цеха АТС Шмидт.
А что, – мы планируем для телефонизации отдалённых районов города компактные выносные АТС с не очень большой ёмкостью. Не исключено, что в скором времени одна из них и у нас будет, именно, квазиэлектронной.
Александр Семёнович, несмотря на довольно малый срок работы в должности начальника цеха, демонстрирует деловитость, неподдельный интерес к своей хлопотной работе, трезвую практичность и исполнительность. Он мягко и органично возглавил непростой женский коллектив и уверенно им управляет.
Нет, не ошиблись мы, с Макарычевым, выдвигая его, в начальники. Посмотреть глазами Шмидта на новое перспективное оборудование, обещающее вот-вот начать поступать на телефонную сеть, – полезное в целом для ГТС дело.
В Алма-Ату отправляется Шмидт.

На период отсутствия начальников цехов со мной более близко контактируют новые люди. От Сторожиловой, – Юмакулов Фарух Тагирович, от Шмидта – Дьяченко Лариса Геннадьевна. Робко прощупывают они обстановку царившую на планёрках, ощущают на себе стиль моего руководства, невольно приноравливаются к «шкуре» начальника цеха, постепенно привыкают к её неудобствам.
Мне интересно их наблюдать, и я ненавязчивыми поручениями испытываю их на исполнительность. Пытаюсь определить заложенную в их самосознании меру ответственности за дела в цехе, в роли невольных, временных подчинённых, непосредственно, начальнику предприятия. Оба они мне симпатичны, вижу – старательные ребята, с совсем не равнодушным характером… Они сейчас, тоже, на своеобразных курсах. Учатся руководить.

А больше всех что-то разъездился Макарычев. Только что побывал в Алма-Ате на курсах по организации автоматической системы управления (АСУ) на предприятиях ГТС, – буквально через пару недель, уезжает туда вновь, теперь, на курсы повышения квалификации как кандидат в резерв заместителей начальника ОПТУС.
Меня колет ревность, – как же так, мой заместитель, и вроде, как бы, пусть гипотетически, но перепрыгивает меня по должности. Ну да, –  для Фенина спокойнее, вырвать из ГТС в случае нужды Макарычева, чем меня. Холодным рассудком я Фенина понимаю, сердцем – нет. И карябает, правда не долго, мимолётная боль...
Конечно – Макарычев очень толковый специалист, а я что, – навеки теперь к ГТС прикипел? Хотя… – мне ведь прочили, что через несколько лет я вполне могу занять кресло начальника ОПТУС. Сейчас, мне это как-то совсем не надо, но этим «предвидением» я успокаиваю внутреннюю неудобность.

А вот курсы по АСУ, на которых он побывал, – очень интересное дело. Неужели в нашей работе скоро появятся умные вычислительные машины, которые позволят автоматизировать, к примеру, бумажную работу абонентского отдела? Заманчивая перспектива, но с нашим разворотом, верится в неё с трудом. Я как-то скептически по жизни отношусь ко всяким модным нововведениям типа научной организации труда на производстве, в аббревиатуре – НОТ, сопровождает обычно которые, пустая словесная и бумажная трескотня.
АСУ – как бы тоже, из той оперы. Но очень уж необычно выглядел Макарычев, когда, в свойственной ему манере, скупо рассказывал, мне о том, что увидел на курсах в действии. Как горели при этом глаза Макарычева, как они горели!.. И всё слетало с его языка слово – персональный компьютер. Что это за штука такая, и чем же его, она так очаровала…

В целом, в учёбу всё интенсивнее втягивается весь коллектив. А как иначе привить работникам новое экономическое мышление? Вступивши в очередной учебный год, все цеха будут рассматривать, и осмысливать в образованных школах хозяйствования, свою, конкретную деятельность, через призму актуальной темы «Предприятие – самостоятельность, ответственность, управление…».

А ещё, разворачивается постоянно действующий производственно-экономический семинар, на котором экономист Мурносова оперативно доводит начальникам цехов и ведущим специалистам динамично возникающие новшества и решения, которыми так богата Перестройка.
Будоражит воображение тема семинара, «Радикальная реформа, хозяйственное управление». Простые формулировки направлений учёбы, но из них что-то совершенно новое, необычное витает в воздухе…
Неужели, действительно предприятия, наконец, станут самостоятельными! Что, – совсем?.. полностью… Меня самостоятельность чем-то манит, а чем-то – пугает. Да и внутренне, не верю я в полную самостоятельность…


Рецензии