Обращаясь к Брянчанинову

Периодически перечитывать произведения святых отцов (как и Священное Писание!) полезно и необходимо, поскольку духовное состояние человека со временем меняется, и поэтому каждый раз расставляешь в прочитанных ранее текстах какие-то новые для себя акценты.

Вот захотелось перечитать «Аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова. Сам святитель Игнатий так сказал о чтении отцов: «Чтение отцов показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества – пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети».

Точнее и не скажешь! Епископ Игнатий в своих произведениях опирался не только на собственный опыт, но и на опыт многих авторитетных христианских святых, поэтому у него есть чему поучиться.

«Возьми крест свой и следуй за Мною», – призывал Иисус Христос (Мф. 16:24). Под крестом здесь подразумеваются искушения и скорби, которых не удается избежать по жизни ни одному человеку, но РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ – В ОТНОШЕНИИ К НИМ.

Неверующие в Бога люди зачастую всеми силами пытаются избежать искушений и скорбей, обвиняют в них кого угодно, кроме себя; мстят и воздают злом людям, причастным к их нанесению.

Верующие знают, что, по словам отца Игнатия, «никакая скорбь не приблизилась бы к христианину, если бы не была попущена Христом, и скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником его участи на земле, а потому и на небе». Более того, «скорби были от начала века знамением избрания Божия. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу».
 
В искушениях и скорбях, – акцентирует святитель Игнатий, – «ЧЕЛОВЕКИ И БЕСЫ СУТЬ ЛИШЬ СЛЕПЫЕ ОРУДИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА».  В связи с этим он советует: «Оскорбления от других должно переносить равнодушно, и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относились не к нам, а к кому-либо из лиц, чуждых к нам». И далее: «Прежде всего помолись о врагах твоих, и благослови их, как орудия Божественного Промысла, которыми воздано тебе за грехи твои во время кратковременной земной жизни, чтоб избавить тебя от заслуженного тобою воздаяния в вечности адскими муками».

Но! Вдруг каким-то непостижимым образом (не иначе, как по бесовскому наитию!) верующие и неверующие часто становятся единодушными, сгоряча обвиняя в своих невзгодах именно окружающих людей и соответственно негативно реагируя, хотя впоследствии первые вспоминают все и раскаиваются.

А раскаяться есть от чего! Игнатий Брянчанинов утверждает, что «жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу. Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста».

Возникающую при этом вражду между человеком и Богом разрушает ПОКАЯНИЕ, к которому постоянно призывал Христос. «Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние», – утверждает Брянчанинов.

Отец Игнатий, монах от юности и до самой смерти, дает ЦЕННЫЕ СОВЕТЫ, как верующему человеку покаяться, примириться с Богом, избежать вышеуказанной неоправданной вражды к ближнему и, более того, заложить фундамент для выполнения заповеди о любви к нему.
 
Прежде всего, это САМОУКОРЕНИЕ. Не спешите скептически отмахиваться, дескать, слышали о привычке монахов лицемерно провозглашать себя грешнее всех других. Самоукорение выступает здесь скорее, как попытка облегчить свое состояние, а не покрасоваться.

Ссылаясь на авву Пимена, отец Игнатий пишет: «Укоряющий себя, куда бы он ни пошел, что бы ни случилось с ним, вред или бесчестие, или какая скорбь, уже предварительно считает себя достойным всего неприятного и никогда не смущается. Может ли быть что спокойнее этого состояния?»

Почитание себя всегда достойным наказания (и ведь есть за что!) – это действительно, великое дело, граничащее с достижением важнейшей добродетели всех святых – смирения!
 
К каким судьбоносным последствиям может привести такая позиция, свидетельствует участь «правого разбойника». Именно его «самоукорение («достойное по делам своим приемлю») отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце – человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога», обратился к Нему со своей знаменитой фразой и удостоился Царствия Небесного!
 
Следующий совет от отца Игнатия: понуждать себя «воздавать ПОЧТЕНИЕ БЛИЖНЕМУ, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. И слепому, и прокаженному, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию». Ведь Христос утверждал: «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Именно понуждение себя постоянно помнить о том, что все наши недоброжелатели – лишь «орудия» Божьей воли ПЛЮС необходимость почитания всякого человека (в противном случае мы впадаем в грех осуждения и возвышения себя) дает возможность постепенно становиться на путь ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖНЕМУ, КАК К САМОМУ СЕБЕ, что многие святые отцы толкуют именно как любовь к ближнему. Такой предлагаемый Игнатием Брянчаниновым подход очень ценен!

Далее отец Игнатий отмечает, что наибольших результатов при обращении к Богу достигает тот, кто взывает к Нему с ПЛАЧЕМ И СЛЕЗАМИ (это действительно так).

«Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит. Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы, ее постоянным, неразлучным спутником. Не имеющий плача находится в ложном положении: он обманут своей гордостью. Святые отцы называли плач вождем в духовном подвиге.  Все иноки, очистившиеся от грехов, очистились плачем, и все достигшие христианского совершенства, достигли его плачем».

Ну, и наконец, хотелось бы упомянуть ряд простых молитв, которые приводит отец Игнатий для повторения в трудных ситуациях.

Прежде всего, это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, мя, грешного». О ней святитель Игнатий пишет: «Непрестанное призывание имени Божия (Иисусова молитва) всемогуще и спасительно, оно есть врачевание, убивающее страсти. Воздушные князи злобы, услышав грозное для них имя Господа Иисуса, придут в недоумение и замешательство, устрашатся, не замедлят отступить от души».

И еще несколько молитв от отца Игнатия – многим они знакомы, но не все знают, что их повторение эффективно при нашествии скорбей:«Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем», «Слава Богу за все», «Да будет воля Божия», «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, в Меня веруйте».

Живший в XIX веке, святитель Игнатий подчеркивал: «Все святые аскетические писатели последних веков христианства утверждают, что, при общем оскудении боговдохновенных наставников, изучение Священного Писания, преимущественно Нового Завета, и писаний Отеческих, тщательное и неуклонное руководство ими в образе жизни и в наставлении ближних есть единственный путь к духовному преуспеянию».   
    


Рецензии