Мир и образ Мира Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

                МИР И ОБРАЗ МИРА
                ЭССЕ

    Весь мир для человека состоит из образов.
    Когда мы говорим о воде например мы неизбежно представляем ее в неких мысленных образах я не в виде абстрактного H2O.
       Химическая формула воды  очень важна для научного познания мира. Но для жизни в мире, для живых чувств человека, которыми его реальная жизни всегда наполнена - она не говорит ничего.
         Причем именно образы создает и с ними именно всегда имеет дело искусство и в частности художественная литература. 
          Потому к живой жизни и к ее тайнам подлинная художественная литература несомненно прикасается  - мир живых образов жизни и есть ее подлинный мир.
             Однако «камень преткновения» тут - художественный вымысел, на который литература (и поэзия и проза) неизменно так или иначе опирается.
              Ведь выдумать можно все что угодно - даже то чего нет, не было и никогда не будет.
                Однако выдумывает ли что-то на самом деле настоящий большой писатель или поэт?
                Мы убеждены - нет никогда ничего он не выдумывает  в своем творчестве! А в живых картинах и образах изображает то что ему было явлено в итоге его художественных прозрений и озарений.
                Чем больше таких спонтанных озарений в творчестве писателя или поэта - тем больше, выше, духовно масштабнее и чище и само его дарование. О чем бы он ни писал и какие бы картины жизни не создавал. 
                По сути  большие художники слова всегда создают свои собственные параллельные миры. Миры параллельные той материальной реальности которая существует «во плоти» рядом с ними.
                Причем то что создано в творимом художником слова параллельном мире (мире его творческого воображения) может перелиться в материальный мир существующий рядом и «во плоти»  совершенно неожиданно.
                Так же как и обратный процесс легко можно порой наблюдать -  как реальные люди  во множестве «переселяются» в стихи и романы и живут там своей жизнью.


               

      В начале ХХ1 века мы должны исходить из того что весь мир един и весь он состоит из энергии, в которой сливаются до неразличимости духовное и материальное.
        В квантовом физике частица легко превращается в волну. И наоборот.
        И в нашей жизни - духовное нередко становится материальным, обретает «плоть и кровь». А материальное вдруг оказывается бесплотным и выдуманным - и улетает в небо как фантом чтобы уже никогда не вернуться.
          Всеми этими превращениями и жива  настоящая художественная литература.
            С вымыслом как таковым дела она не имела и не имеет никогда.
             Творчество большого писателя - всегда священнодействие.
             И оно неизменно носит по сути дела магический и мистический характер.
               Каждый большой писатель и поэт настраивается в творчестве и в восприятии мира на «свою волну».
               Достоевский слушал грозный шум грядущих исторических катастроф.
               Гоголь услышал «дьявольские голоса» реальных чертей и ведьм живущих рядом с нами в мире - и эти темные персонажи и изобразил.
              В этом   и состоит  духовная драма Гоголя.
               Писатель и поэт не живет в мире художественного вымысла - он живет в мире художественных прозрений и озарений.
               Как бы высокопарно это ни звучало.
               Меня  сейчас спросят сурово насчет Гоголя например - какие это мол «реальные голоса чертей и ведьм» вокруг наш великий писатель отобразил в творчестве?
                Ну я не обязан здесь  отвечать на сугубо теоретические вопросы - есть реально черти и ведьмы на свете и нет (в прямом смысле)… И так далее.
                Про моему - если Гоголь их видел и изобразил значит они в каком-то смысле действительно есть на свете, жили и живут среди нас. Без всяких метафор и иносказаний.
                Писатель погружается не в мир собственного воображения - а в мир живых сущностей, нас окружающих. И этот мир и отображает в творчестве.
                Не хочется писать об этом много и попусту.
                Но не только «призраки» и фантомы неустойчивых психически в реальной жизни Гофмана, Эдгара По  и Андрея Белого  проникали в большую литературу и наводняли ее во многие эпохи. Не только.
                Были рядом с ними и самые настоящие «во плоти» существующие образы Наташи Ростовой,  госпожи Бовари, Пьера Безухова, Андрея Болконского.
                Большая литература - это погружение в мир живых сущностей нашей жизни. И в этом мире мы по новому - неизмеримо глубже и проникновеннее - чувствуем и самих себя. Открываем новые грани в себе и новые тайны.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге

               
 


          


Рецензии