C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Современные тюркские народы Сибири являются потомк

Современные тюркские народы Сибири являются потомками евразийских степняков.

Если, исследуя прошлое тюркских народов, мы будем все более и более углубляться в
древность, то сможем убедиться в том, что чем древнее эпоха, тем больше сходства
обнаруживается между отдельными тюркскими языками, и тем ближе они окажутся
между собой по звуковому составу и словарю. Когда-то в далёком прошлом существовал единый тюркский праязык, на котором разговаривали общие предки всех современных тюркских народов. Затем прошло некоторое время, и начался распад древнетюркской общности, то есть отдельные древнетюркские племена стали постепенно покидать территорию прародины. В дальнейшем, покинувшие прародину тюркские племена, обретя для своего существования новую территорию, при этом в некоторых случаях смешавшись с аборигенным населением, стали со временем создавать новые тюркские языки.
Таким образом, появлялись новые тюркские языки, которые отличались от
древнетюркского языка, но были понятны соседним тюркским народам. Так родилась
ареальная тюркская лексика, то есть лексика, которая известна не всем современным
тюркским народам, а только отдельным тюркским группам, проживающим на
определённой смежной территории. Например, ареальная поволжская тюркская лексика,
характерная для народов, проживающих в Поволжском регионе (татарский и башкирский
языки) или ареальная сибирская тюркская лексика, лексика тюркских народов,
проживающих в Сибирском регионе (якутский, алтайский, шорский, тувинский,
тофаларский и хакасский языки).
Российские исследователи Шишкина Т.А. и Стрельцова М.И. в статье
«Этноязыковое пространство Сибири» рассматривают заимствованную лексику в языке
русских переселенцев Сибири: «Язык – одна из форм сохранения и восстановления того исторического пути, который прошли этносы вследствие культурного взаимодействия в пределах одного географического пространства.
Одним их способов проследить историю взаимодействия различных народов на
территории Сибири служит изучение языков коренных жителей этого пространства и
русских переселенцев. Описание заимствованной лексики жителей среднего Приобья
позволило установить характер взаимодействия между разноязычными народами:
основными занятиями русских и предметом контактов на новом месте стала охота и
рыбная ловля; в области земледелия, скотоводства, искусства и многих других сторонах жизни русские не испытывали влияния других народностей – заимствованной лексики, отражающей контакты в этих областях, в русских говорах среднего Приобья не отмечено.
И хотя группа лексики тюркского происхождения является одной из самых значительных по объему групп иноязычной лексики, термины охоты и рыболовства представлены в ней не многочисленными единицами. Причиной такого скудного отражения языком контактов в промысловой сфере, очевидно, является позднее заселение территории».
А вот что по данной проблеме пишет российский исследователь Л.П.Потапов: «Едва ли
можно сомневаться, что аборигенами в северном Алтае были малоподвижные горнотаежные охотничьи племена с культурой и бытом, приспособленными к местным
природным условиям. Но также несомненно, что какая-то часть древнетюркских
скотоводов-кочевников по тем или иным конкретным историческим причинам вынуждена
была оседать в горной тайге, смешиваться с аборигенами, усваивать от них таежный
охотничий быт и вследствие этого менять свой этнографический облик, утрачивая
традиционные черты кочевого скотоводческого образа жизни или сохраняя их лишь как
пережитки».
 О том, что тюркские народы являются пришлыми на территории Сибири, пишет
также известный российский тюрколог В.И.Рассадин: «Данные тофаларского языка
показывают, что тюркский язык существует у тофаларов давно, еще со времен орхонских тюрков…Древнеогузский язык первоначально усвоили, возможно, какие-то кетоязычные группы, внесшие в огузскую фонетическую систему свои специфические звуковые
особенности. Иначе невозможно объяснить специфику тофаларской фонетики, состоящую
в своеобразном переплетении огузских черт с кетскими…В системе лексики современного тофаларского языка, помимо слов, имеющих тюркское происхождение, заимствований из средневекового монгольского, бурятского и русского языков, лексических элементов самодийского, кетского и тунгусо-маньчжурского происхождения, обнаруживается значительный лексический слой, генезис которого установить пока не представляется возможным. Показательно, что многие из этих слов, подчас в ином фонетическом оформлении, представлены, кроме тофаларского, и в других сибирских тюркских языках; алтайском, тувинском, хакасском, шорском, якутском…Общеизвестно, что этногенез современных сибирских тюркоязычных народов весьма сложен, а их языки в большинстве образовались в результате тюркизации самодийско-, кето- или угроязычных групп…
Слова неизвестного происхождения охватывают в основном лексико-семантические
группы, включающие названия различных особенностей местного ландшафта, местную
флору и фауну, названия частей тела, явления природы, занятия оленеводством,
собирательством, различные инструменты и приспособления, то есть отражают
характерный для тофаларов охотничье-оленеводческий таежный комплекс материальной
культуры, который в некоторых его чертах присущ и для других тюркских народов Саяно -Алтая. Анализ этих лексико-семантических групп наводит на мысль, что предки тофаларов искони обитали в таежной, местности, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством и оленеводством еще до их тюркизации, так как тюрки были степняками-скотоводами и не могли соответственно отражать своим языком специфику местной географической среды и материальной культуры. Поэтому эти жизненно необходимые термины остались и ужились в том тюркском языке, который пришел на смену языку аборигенного населения Саян…
 Выявляется группа тюрко-монгольской лексики, являющейся в тофаларском языке
тюркской по происхождению. Она представляет собой лексику, общую для
древнетюркского и древнемонгольского языков, и уходит обоими корнями в более
древнее время, чем период орхоно-енисейской письменности. Особого внимания
заслуживают слова, имеющие параллели в самодийских и кетских языках. Наличие этих
слов кетского фонетического субстрата, а также топонимики, восходящей к самодийской и кетской, указывает на какие-то связи предков тофаларов с самодийцами и
кетами…Кроме того, в тофаларском языке выделяется большой пласт лексики
неизвестного происхождения, отражающей специфику кочевой жизни тофаларов, их
занятия оленеводством, охотой и собирательством. В нем обнаруживается подробно
разработанная терминология для растений, животных и рыб, названий для некоторых
частей тела. Все это наводит на мысль, что первоначально предки тофаларов не были
тюркоязычными».
 Хазанов А.М. пишет: «Очевидно, район Саян и Алтая, где оленеводство практикуется
до сих пор и где в древности жили предки самодийских народов, был если не
единственным, то древнейшим центром оленеводства…Только когда под давлением
тюркоязычных народов самодийцы стали продвигаться на север, в тайгу, смешиваясь при этом с аборигенным населением, началось распространение практики разведения
домашних оленей в западной и центральной частях таежной зоны…До сих пор не ясно,
появилось ли оленеводство у тунгусов самостоятельно, хотя и под влиянием коневодов тюрок, или в результате заимствования у самодийцев…Таким образом, несмотря на знакомство с домашними животными и разведение их в ограниченных количествах обитателями таежной и тундровой зон Евразии, они на протяжении многих веков продолжали вести в основном прежнее присваивающее хозяйство… Там, где номадизм возник самостоятельно, он сперва появился в отдельных локальных центрах и лишь затем распространился по всему соответствующему региону
 Итак, как мы убедились, гипотеза о том, что Алтай является прародиной всех
современных тюркских народов, и что именно здесь сформировался первоначально язык
древних тюрков, не может быть принята. В результате сравнительного анализа мы
выявили, что в словаре древних тюрков (орхоно-енисейская письменность -5 - 9 века и словарь Махмуда Кашгари - 10-11 века), а также в языке современных тюркских народов, живущих западнее Сибири, отсутствуют слова, входящие в ареальную сибирско - тюркскую лексику. Живущим западнее Сибири древним и современным тюркам никогда не были известны названия основной сибирской флоры (кедр сибирский, калина, черемша, кедровая шишка, боярышник) и фауны (кабарга, росомаха, ласка, бурундук, тетерев, кедровка, таймень, хариус, налим и др.), а также ареальная сибирская бытовая лексика. Как мы убедились сибирская тюркская лексика выявлена только в словарном фонде тюркских народов Сибири (якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы, тофалары и др.), тюркские предки которых свыше 3 тысячелетий тому назад заселили эти земли, а в дальнейшем смешались здесь с аборигенами региона. В «западных» тюркских языках (уйгурский, узбекский, киргизский, казахский, каракалпакский, туркменский, ногайский, башкирский, татарский, чувашский, караимский, гагаузский, крымскотатарский, карачаево- балкарский, кумыкский, азербайджанский, турецкий) нет тюркской лексики, характерной для тюркских народов, живущих в настоящее время в Сибири (алтайцы, шорцы, тувинцы, тофалары, хакасы, якуты)


Рецензии