Котик по фамилии Стремглав

  Иду по улице. Вдруг, мимо, сломя голову,  проносится кот.

“Кот, стремглав, бросился бежать!”- зачем-то пришла в голову фраза.

   И незамедлительно вспомнилась давняя история.


   Было это в конце девяностых. Я приехал навестить родителей. Жили они в Пскове на Завеличье. В новой добротной пятиэтажке. Не так давно, вместо стандартной остекленной деревянной двери, в подъезде установили металлическую, крепкую. Пока без домофона, но  с неторопливым гидравлическим доводчиком. 

  Я поднялся по бетонным ступенькам и потянул дверь на себя. Доводчик нехотя поддался, и я шагнул в распахнутый проем. Уже собрался было оставить дверь на попечение доводчика и  направиться к внутренней лестнице, но вдруг увидел на площадке первого этажа кота.

   Кот был довольно крупный, стандартной серо-тигровой масти, по всем признакам – без определенных места жительства и занятий. Беспородный, безымянный, бесфамильный. Свободный. Голодный и, в зимнее время, холодный.

  Как он попал в подъезд? Вероятно, прошмыгнул, когда кто-то из жильцов, входя или выходя, открыл дверь. А гидравлический доводчик не поторопился притворить полотно. Вот кот и просочился, надеясь погреться или найти пусть не совсем вкусное, но гарантированно съедобное.

   Поняв, что поживиться нечем, кошак двинулся к выходу и с ужасом обнаружил, что его, выхода, нет! Дверь плотно держит ненавистный доводчик!

   Кот поднялся на площадку и стал обдумывать создавшееся положение.

   Именно таким, задумавшимся, я и застал его, войдя в подъезд.

   Застал врасплох!

   В огромных круглых глазах кота был весь букет эмоций :

1. Страх – пришел конец!
2. Досада – дернули же за хвост прошмыгнуть в эту дверь!
3. Печаль – вот не повезло в жизни много раз!
4. Решительное отчаяние – а, бляха-муха!

  И еще много всякого я успел разглядеть в глазах безымянного кота.
   Люблю котов! Понимаю их. Они мне, как правило, отвечают тем же.  Сразу осознав, что кот совсем дикий, я решил дать ему уйти.

   Я вернулся к двери, отворил ее, и широким жестом пригласил животинку покинуть помещение, если он этого желает. При этом я ласково приговаривал:

- Кыся! Кыся! Иди сюда! Вот выход!


   Кот совсем обалдел! В глазах его я увидел новый испуг:

- Какое коварство! Сейчас приманят лаской и как надают тумаков! Какой опасный человек этот светловолосый парень в импортном пиджаке из коричневого кожзама! Он опаснее пьяного забулдыги! Тот весь понятен! А что затевает этот?

   Далее между нами началось странное общение.

   Я держал дверь распахнутой и ласково уговаривал кота удалиться.

    Кот, несомненно, имевший желание обрести свободу, не мог, тем не менее, решиться на этот шаг. Ведь нужно было прошмыгнуть мимо меня! А это представлялось коту самым опасным!

   Кот стоял, напружинившись, на площадке, слегка покачиваясь на лапах. Он, то бросал испуганный взгляд на меня, то смотрел на тающий  просвет свободы. При этом, взгляд его теплел и становился мечтательным. Затем он вспоминал про меня, и его глаза  вновь наполнялись страхом.

  Так прошло несколько минут. Я уговаривал кота. Кот сомневался и впадал в мнительную нерешительность.

   Первым не выдержал я.

- Ну и шут с тобой! – сказал я и, отпустив дверь, пошел на кота, добавив,- посторонись, мне на четвертый этаж!

    Гидравлический доводчик обрадовался свободе и стал медленно, с рывками, закрывать тяжелое полотно двери.

    А кот в этот момент решился. Издав воинственный клич и включив одновременно форсаж и полный привод, кошак, буксанув несколько раз когтями по скользкой плитке, рванулся на меня.

    Кот СТРЕМГЛАВ бросился к неумолимо уменьшающейся щели между полотном двери и дверной коробкой.

   Едва не сбив меня с ног, кот всей своей потенциальной и кинетической энергией  обрушился на ненавистную дверь, которая в тот момент уже почти закрылась. Оставался лишь просвет шириной не более трех сантиметров.

   Кот с лету боднул лбом сталь. Раздался грохот. Гидравлический доводчик, явно не ожидавший такого вероломства, ослабил хватку и дверь, пусть и не очень широко, но распахнулась, выпустив несчастного кота на свежий воздух!

   Голося от боли или от испуга, кот вылетел из подъезда, кубарем скатился по бетонным ступенькам и, продолжая орать, понесся по дороге прочь от опасного подъезда.

   Я стоял и смотрел ему вслед. Вот кот остановился. Оглянулся на меня. Полагаю, ему сделалось стыдно за свое поведение. Он постоял немного, встряхнулся и с чувством восстановленного собственного достоинства пошел дальше.

   А я стоял и не знал что делать. Было смешно. Хотелось смеяться. Но сделалось грустно.

   Я пожал плечами и подумал:

- А я дам коту фамилию. Пусть будет кот по фамилии Стремглав!

   Конечно, кот никогда не узнает, что у него теперь такая фамилия. Ну и пусть не узнает.

   Того кота я более не встречал. Но запомнил. А теперь вот и написал о нем.

    О решительно сомневающемся безымянном котике по фамилии Стремглав.   

Мне нравится это слово.

Стремглав.

  Оно такое… молниеносное! Кстати, в современном значении  слово употребляется с ХV века. А прежде оно означало буквально ”вниз головой”.

  Так, а все-таки…Смешная история, или грустная?


                На дворе январь 2021.
 

   


Рецензии
Ох, Валерий)))! Прямо психологический триллер!!! Надо было чем-то подпереть дверь и отойти, и тогда кот спокойно бы вышел. Но с другой стороны, тогда бы не было такого потрясающего по эмоциональности и внутренним переживанием кота, рассказа. Надеюсь сотрясения у котика не случилось. А больше Вы его в подъезде не замечали?

Наталья Куфина   01.06.2021 16:25     Заявить о нарушении
как говориться, чего теперь махать кулаками? Так уж все получилось! Сотрясения скорее не было, чем было...А котика я больше не видел. Тот наверное стал умнее. Если на двери коварный доводчик - туда ни лапой!

Спасибо! С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   01.06.2021 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.