Даня

 Эта история случилась в начале 00- вых. Время было тяжелое. Зарплаты нищенские.  Народ бегал по барахолкам, одевался в секонд хенде. Крупных торговых сетей   тогда не было. А самая востребованная  профессия – рыночный спекулянт. Я учился в институте и, чтобы не быть обузой для родителей и  как то содержать себя, подрабатывал  на рынке, торгуя запчастями для компьютеров. Однажды    мимо меня прошмыгнул  невысокий белобрысый паренек  с внушительных размеров табличкой – объявлением  о продаже ходового  процессора.
-Постой!-окликнул я его.-Почем проц. продаешь?
- 3000 рублей.- ответил молодой человек.
-Дешевле будет?- тоном прожженного торгаша поинтересовался я , следуя привычке  торговаться до последнего.
-Разве что на  стольник…-неуверенно  сказал  паренек.
-Давай на два? – предложил  я.
-Подумаю…-ответил он и скрылся в толпе.
-Как хочешь,- крикнул я ему  вдогонку,-Только если долго будешь думать, я и сам передумаю.
  Прошло несколько часов, базарный день подходил к концу и был на этот раз неважнецким в смысле доходов. Я собирался  уже уходить, как вдруг передо мной появился мой утренний знакомый .
-Ну что берешь проц. за 2800 ?- спросил он.
-Извини, торговый день закончился . Теперь уже   2700 – хорошая цена..- ответил я, догадываясь , что и у него бизнес  был сегодня неудачным , раз товар предлагают со скидкой.
-Ну бог с ним,- решил парень,- бери за 2700, - По его лицу было видно , что ему очень нужны  деньги, и он готов на любые уступки. 
 До какой цены  его можно опустить?- подумал я  и рискнул  продолжить торг.  Припоминая какие то  вдруг возникшие обстоятельства, я сказал:
-Нет, все таки  не получится, только за 2600  могу купить.
-Бери,- устало согласился парень.
-А   может  за 2500 уступишь?
-Ты издеваешься? Имей совесть,- обиделся парень,- Так мы с тобой до рубля дойдем, и я уйду домой раздетым.
-Ладно, ладно, держи, - согласился я и с видом благодетеля вручил ему оговоренную сумму.
  Так мы и познакомились. Молодого человека звали Даниил. Оказалось ,он учился в том же вузе , что и я , только на 2 курса младше . Позже мы крепко подружились, и  однажды он признался , что сам брал процессоры  за эту цену.
-Получается, что ты ничего с них не заработал. Прости,- извинился я , пожалев Даниила.
-Да бог с ним,- отвечал он, в который раз  все и всем  прощая.
  Даня был умным славным  малым, о таких в народе говорят  «светлая голова», а если научным термином - редкий в природе, почти вымирающий тип.
 Он прекрасно разбирался в  таких вещах , как электроника и программирование, но в житейских  вопросах был не силен. Своего жилья у него  не было, а потому  вместе с тетей он снимал квартиру  у каких-то дальних родственников.
Мы были разными людьми и вместе с тем чем-то  похожи друг на друга: небольшого роста и комплекции в свои двадцать лет ( Дане было 17) мы больше напоминали подростков. Один мой знакомый по институту как-то заметил :
-Вы всегда вместе, ну просто неразлучная парочка какая-то!
-Так мы же друзья, что тут плохого?-ответил я ему.
-Ничего. Это просто замечательно, большая редкость в наши дни.
 Все объяснялось просто: мы были нужны друг другу. Живя на съемной квартире, Даниил  испытывал определенные материальные затруднения , и я ему старался помогать в обмен на его помощь  на рынке.
 Поначалу он просто так приходил ко мне  и помогал в работе, не требуя никакого материального вознаграждения. Что называется, по дружбе. Он умел работать, общаться с клиентами, обладал почти энциклопедическими знаниями в  электронике и даже если и чего не знал, все равно мог дать полезный совет. Его быстро заметили, к нему стали приходить ,подолгу обсуждать какую-нибудь тему  и все это происходило рядом с моей торговой точкой. Под это дело торговля  шла на отлично, ведь самое главное в ней создать вокруг себя толпу, ажиотаж.  Я  удивлялся  и не мог нарадоваться, что получил  бесплатно такого толкового работника. Когда как не в 20 лет, мы можем быть более бескорыстными, благородными, общительными и неутомимыми, более привлекательными и совершенными, более легкими и непринужденными, наконец, более счастливыми? Мы дарим свою нерастраченную энергию юности и не требуем ничего взамен, кроме разве что одной мелочи-внимания к своей персоне. Даниил  занимался саморекламой. Таким образом он пожелал заявить о себе миру, и это у него получилось. Конечно , хорошо , когда тебя заметили, но чтобы получить реальные плоды от такой работы, потребовалось бы время , возможно  годы, а жить надо  сегодня , каждый день и не пустыми словами благодарности. На что же он живет ? - подумал я. Жалкая стипендия  и помощь тети, работающей в НИИ на смешную инженерную ставку. Если вычесть цену аренды за квартиру  и питание,  остается ноль , если не минус. «Мои долги..»-часто и  безнадежно  вздыхал Даня, а я почему то  не слышал его и только усмехался в ответ.  Моя спекулянтская философия не позволяла заниматься благотворительностью, мозг просто отфильтровывал ненужную информацию,  но   тут  неожиданно проснулось  сердце .  Мне стало его жаль. Однажды посчитав свою выручку более чем достаточной , я в отличном настроении, предложил :
-Хочешь, я буду платить тебе 10% от моей прибыли?
-20 %,- улыбнувшись, заявил  Даня.
-Сколько ?! Ты не обнаглел случайно ?! Кто ставит здесь условия? –  вскипел я , но быстро  остыв , пошел на уступки , - Ладно, 15%  хватит.
-По рукам, - согласился Даниил.
  По началу  выделенные   ему  деньги полностью себя оправдывали, он отрабатывал их  с лихвой. Но со временем даже этот мизерный процент мне показался огромным. Я подумал, что эту сумму мог бы отдавать родителям, а вместо этого отдаю ее  Дане за ту работу, с которой в принципе и сам справляюсь. Я стал замечать , что кормлю его за так, за красивые глаза, за то , чтобы он был просто рядом со мной как послушный щенок. Может быть так? Я и сам не знал. Впрочем, когда у меня не было денег, он все равно приходил  и помогал мне. Я удивлялся его бескорыстию , но часто не ценил его преданности. Зато способности Даниила вскоре заметили другие, мои приятели по рынку, и быстро переманили  к себе на службу.
-Лешка мне платит больше, -похвастался он.
-Что ж, я рад за тебя, Даниил,- спокойно отвечал  я, подавляя  нотки  недовольства.
И все же спустя некоторое время , поработав у моих знакомых, он снова возвращался ко мне.
Теперь я уже пытался приглушать чувство радости, как ранее чувство ревности и недовольства. Значит я ему нужен не из-за работы и не из-за денег, значит мы просто друзья.
-А ты красивый, - признался  как то мне Даня. Нимало удивившись столь откровенному восклицанию, я ответил:
-Вообще то ,когда молодые люди говорят о красоте, то обычно имеют ввиду девушек, но я же не женского пола! Впрочем , ты тоже симпатичный.  Мне нравятся светловолосые .
-Ну вот мы и обменялись комплиментами. А пол здесь не причем, мы просто ищем в друг друге противоположные качества и ими пытаемся уравновесить свои собственные недостатки. В этом  секрет любой дружбы и любви.
-Как просто все, оказывается, на свете!
-Я умный, ты хитрый,- продолжал Даня,-Я бедный , ты богатый, я снимаю квартиру, ты живешь в своей, у меня нет никого в этом городе, кто бы мог обо мне позаботиться, у тебя есть любящие родители.
- В последнем ты не прав, Даниил. Во-первых, у тебя есть тетя, а во-вторых я всегда как могу стараюсь  заботиться о тебе.
-Да , но это не будет  вечным  и возможно ты скоро обо мне забудешь.
- Я  этого никогда не сделаю, пока ты  сам  не попросишь.
  Мы были по-прежнему вместе. Я помогал Дане  деньгами, он  мне в работе на рынке.
Я  не всегда  был щедрым на оплату его труда, бывало и скупился, занижал. Желая подзаработать лишних денег, Даня попытался однажды меня обхитрить. Но хитрость, как он сам же и признался, не входила в число его достоинств  и была легко мною раскрыта. Купив по дешевке инфракрасных диодов, я отправил Даниила  в поисках покупателя на них. Он  быстро его нашел, сообщив, что тот готов платить за товар  двойную цену. Навар был более чем достаточен, но я почему-то засомневался в правильности цены и сам отправился на поиски этого покупателя. Выяснилось, что с диодов можно было получить 10-кратную прибыль!
-Надуть меня  пытался, да? Ай, ай, ай, как нехорошо!-сказал я Даниилу, когда узнал об этом.
Вместо извинений он воскликнул:
-Ну почему, всегда  лавры достаются только тебе, а мне лишь  объедки с барского стола. Ну почему мне так не везет?
-Зато у тебя светлая голова,- ответил я ему,-Поверь, что когда-нибудь за нее будут платить больше,чем за эти паршивые диоды.
-Вот именно, что когда-нибудь , а я хочу сейчас!- продолжал  дальше ныть Даня,- Мне деньги нужны сегодня, а не через 30 лет, когда я стану старым , жалким и противным.
-Ну, ну, не все сразу,-успокаивал я его.
-Ну почему тебе все и сразу, а мне…
-Так ты завидуешь?!-перебив, догадался я.
-Да!-выпалил Даниил.
-Ах вот оно что, -растерялся я и, немного подумав,  продолжил,-Представь себе , что нам появилась возможность поменяться местами. Чтобы ты выбрал: перспективную работу, научную карьеру, которая тебя с твоими задатками  несомненно   ожидает в будущем, или же сиюминутные спекулятивные выгоды на рынке, которые не сегодня ,завтра могут закончиться и привести тебя  в никуда? Что ? Молчишь? Значит тебе жалко менять свою светлую голову на пачку  рублей, которые стремительно обесцениваются.  Уж лучше оставайся на своем месте , а я останусь на своем.
  И Даниил  остался . Он понимал, что это его судьба и изменить ее никак нельзя, нужно лишь только думать о  своем светлом будущем  и приложить все усилия, чтобы оно побыстрее наступило.
Его умственные способности  были бесспорны и вызывали у всех восхищение, ну а сердце, кому оно принадлежало? Я немного знал о его прошлой жизни, но на тот момент, когда мы с ним дружили, мне кажется , знакомых девочек у него не было. Возжаждав сладострастных ощущений , Даниил  как то предложил мне сходить в кино на итальянский эротический фильм. Я охотно согласился , тем более и сам того хотел. Поначалу сюжет был вполне пристойным  и  мы с вниманием смотрели  кино в предвкушении интересных моментов, но как только пошли  жесткие  сцены,  Даниил  попросту отключился. Он откинулся на спинку сиденья  и закрыл глаза. Я же с диким интересом, смешанным с неприязнью и отвращением, продолжал смотреть непристойные сцены.
 Выходя их кинотеатра, я спросил Даню:
-Ну как фильм?
-Я спал,-коротко ответил он, видимо не желая обсуждать эту тему.
-Проспать такие моменты? Ну ты даешь! Я глазом не мог моргнуть, смотрел не отрываясь, а ты умудрился заснуть.. В общем , было не все здорово, но мне понравилось,- пытался продолжить разговор я , но безуспешно, потому как Даниил  ничего не ответил и быстро со мною распрощался.
-Чистейший ребенок,- подумал я, -Он хотел увидеть нечто идеальное,  но так в жизни не бывает. Легкая эротика, которую он желал увидеть ,  оказалась грязной порнушкой.
Весь мир наполнен грязью , и как бы он ни хотел ,  с ней рано или поздно ему придется познакомиться. Самое паршивое случается , когда такие  нежные натуры  попадают в армию. Если не найдется  человек , который сможет их защитить , им конец. Вешалка. Я все это видел своими собственными  глазами. Когда я матерно ругался , вспоминая крепкие армейские словца, Даниил  затыкал уши, отворачивался, качал головой, всеми своими движениями показывая , что ему  это неприятно. Я же смеха ради только усиливал поток бранных слов. Даня  изнывал:
-Ну Женька, ну пожалуйста, ну  хватит может быть ругаться, иначе я просто уйду.
-Хорошо, хорошо,- слегка помучив друга, отвечал я , -Два года в армии , знаешь ли , не проходят бесследно. Волей, неволей, а наберешься всякой херн*, ой прости, хрени ,от которой потом трудно отвыкнуть.
-Тебе нужно  закосить  армию , - немного подумав,  продолжил   я .
-Я и сам знаю, - ответил Даня.
-Тогда что ты будешь делать ?
-Поступать в аспирантуру.
-Еще 5 лет учиться ? Как это муторно!- ответил  я.
 
- Даниил, а как же  девочки?- спросил  однажды один наш общий знакомый.
 Любой  бы ответил: «Вешаются штабелями на шею, или,  я их как перчатки по 3 раза на день меняю». Даня  не был ловеласом, он был скромным парнем  и  просто обиделся:
-Ребята, давайте не будем обсуждать мои личные проблемы.
-У тебя есть проблемы?- не унимался наш старый приятель.
-Все! Хватит! Закроем эту тему для разговоров!- отрезал  он.
  Эту тему мы, действительно,  больше не обсуждали, но однажды Даниил  посмотрел на меня с игривой улыбкой и спросил:
-Слушай, Жень, а у тебя ведь, кажется есть  сестренка?
-Ну да есть,   твоего возраста, красавица, -похвастался я .
-Может   с ней познакомишь?
-А-ха, ха!-рассмеялся я,-Проснулся. Ты опоздал . Она  уже замужем .
Даниил  похоже не услышал моих слов или не захотел их услышать,  продолжив:
-Я был бы счастлив, если бы у меня была такая жена.
-Такая, это какая? Ведь ты ее даже не видел!
-Неважно, я вижу тебя и уверен, что она мне понравится.
-Но была бы она  счастлива, это большой вопрос,- возразил я.-Смог бы ты  ее обеспечить , ведь у тебя нет даже собственного жилья? Лучше и не мечтай. Семья тебе не по карману. К тому же такое счастье тебе быстро наскучит . Ты захочешь свободы, а расплачиваться за все  буду  я.
-Ты мне не веришь?
-Я тебя хорошо знаю, ты инфантильный парень и кроме своей электроники ничего в жизни не смыслишь. Так что занимайся лучше своим делом и не мечтай понапрасну.
  Действительно , удел талантливых людей  заниматься своим любимым делом и не пытаться жить как все по привычным нормам и правилам . У них все равно не получиться , сколько бы  не пытались. В этом их счастье и несчастье. В чем же было счастье Дани? Он умел творить, проникать в суть явлений, создавать что-то новое, проектировать схемы, писать программы, отдаваясь своей работе до самозабвения. Таких , как он единицы.  Большинство  из нас умеют  лишь слепо копировать.
-Представляешь, в прошлом году я целое лето провел сидя за компом и переводил  программы из  одного языка программирования в другой,-признался как-то Даниил.
-Да ты с ума сошел, бедняга!- воскликнул, удивляясь,  я,-Летом все нормальные люди отдыхают.
-Для меня моя работа-лучший отдых..
-Развлекаются..
-И лучшее развлечение..
-Загорают, купаются, наслаждаются жизнью..
-И лучшее наслаждение. Что ты сказал? Лежать на пляже? Но это же скучно! Мои мозги задеревенеют от бездействия.
-Зато тело оживет от удовольствия!
-Жень, нам спорить бесполезно, мы  с тобой  разные люди, -сказал , подумав, Даня.
-Но  это не мешает нам дружить?
-Нисколько. И иногда мне даже  кажется , что я  готов согласится с твоей точкой зрения.
-А я с твоей.

  Развал экономики 90-х ,начала 00-вых  постепенно сменился ее  подъемом и восстановлением .   Даниил стал востребованным специалистом и устроился в хорошую фирму.
-Меня отвозит на работу замдиректора фирмы,- однажды похвастался он.
-Надо же, какой важной персоной ты стал!-удивился я и , немножко подтрунивая, продолжал,-Наверно, это происходит около 7 утра?
-Не раньше 11 часов,-невозмутимо ответил Даниил.
-А тебе платят сдельно и за месяц?
-И так , и так .
-Тогда это вообще хорошо. Ну а если какая-нибудь работа не клеится, придуманная тобой схема не работает, что тогда?
-Мне все равно за нее заплатят, ведь я потратил на нее свое время.
-Да, драгоценное должно быть у тебя время, раз так щедро оценивают его  твои работодатели.
  Временами и мне моя беспокойная рыночная жизнь начинала надоедать, и я уже подумывал, не устроится ли так же, как все нормальные люди ,на работу. Я спросил Даниила  , не найдется ли местечко в его фирме для меня. Я задал этот вопрос полушутя , сам не веря в возможность легкого превращения  свободного художника в  наемного трудягу.
-Конечно, найдется!- уверенно ответил Даня.
-Но, возможно, потребуются какие-то дополнительные знания, которых я не имею,- засомневался я.
-Все, что от тебя  требуется , разбираться в маркировке  деталей, а это , я думаю, ты знаешь на зубок.
-И все же , мне кажется, я недостаточно силен  в электронике, - продолжал сомневаться я.
-Поверь , в нашей фирме меня окружают такие люди, которые ни б , ни м в электронике, так что ты будешь вторым после меня.
-Почетное место!- заметил я , нисколько не иронизируя.
 Быть вторым в электронике после такого гения , как Даниил, было бы действительно очень лестным для меня, но пока в торговле на рынке я был первым , и это меня  устраивало больше.
  Как то однажды Даня сказал:
-Ты герой нашего времени.
-Смеешься что ли ? – ответил я, - Какой из меня герой ? Я  мелкий спекулянт и жулик. Скупаю по дешевке всякий хлам и  продаю втридорога.
-Так это сейчас выгодно. Главное , что ты сам себе хозяин , хочешь работаешь , хочешь отдыхаешь, можешь в любое время взять отпуск, ни от кого не зависишь и никому ничего не обязан. Ты свободен, и  это самая большая ценность в жизни, недостижимая для большинства.
-Вряд ли это можно назвать геройством. Я просто выбрал для себя  легкий путь, взял  самую легкую ношу и с этим и иду по жизни. Другие так повесили тяжелое ярмо , набрали кучу кредитов, пашут на трех работах, чтобы прокормить семью , еле сводят концы с концами. Нет , никакой я не герой, а вот они герои, и  ты  вполне им можешь стать. С такими  способностями, как у тебя есть шанс  сделать какое-нибудь важное открытие или изобретение, которое может быть даже спасет  человечество. Ты особенный, Даниил , и я в тебя верю. А я скорей  антигерой, так как ничего созидательного в моей спекулятивной деятельности  нет.
-Герои бывают разные,-возразил Даниил, - Одни созидают , другие разрушают . Последние кстати тоже полезны для общества. А разрушение  может быть даже искусством.
-Возможно , но думаю, мое время разрушать  подходит к концу, и теперь  начинается твое время созидать.


 
   Прошло несколько лет. Даня  по-прежнему работал в фирме, а я на рынке. Мы стали реже видеться и меньше общаться. Материальное положение Даниила  значительно улучшилось. Изменился он сам , и изменился  тон наших отношений. Из дружеских они постепенно переросли в приятельские, а после нескольких пустых конфликтов и в неприятельские. Нас стало что-то раздражать друг в друге.
По субботам Даниил  приходил на рынок теперь уже не для того чтобы заработать денег, а просто так прогуляться с высокомерно задранным носом. Это меня и раздражало.
-Ты стал важной персоной, но по-прежнему заглядываешь к нам на рынок. Зачем?-спросил как-то я.
-Теперь уже только ради развлечения. По выходным делать  нечего, скука и ностальгия берут вверх,  и тогда я вспоминаю про нашу «тучу»,-ответил Даня.
-А раньше это был твой основной хлеб. Помнишь, как мы  дружно работали  в 00-е?
-Помню, как вы с Лешкой меня эксплуатировали и как мало мне платили, какие то жалкие копейки. Я был мальчиком на побегушках. Даня  сделай то, Даня сделай се..
-Не обижайся , время было такое. Сам понимаешь, голодные 00-е..
-Кировое время для  спекулянтов,-заметил Даниил.
 Мы рассмеялись. Действительно, время для спекуляций прошло  и скорей всего уже никогда не вернется. Но я не огорчался и понимал, что так и должно быть. 90-е  и 00-вые годы  были золотым веком для спекулянтов. Деньги делались  из воздуха.  Государство же нищало прямо на глазах, распродавая за бесценок свое имущество.  На заводах , НИИ и КБ  выплачивали мизерные зарплаты, которые никак не поспевали в ногу с инфляцией. Те , кто выбрал рыночный путь , устроились гораздо лучше .  В основном это была молодежь. Им не из чего было выбирать, их не тяготили привычки, условности, нормы и правила. Они пустились в свободное рыночное плавание и не пожалели об этом. Многие студенты , стоя перед выбором: наука или бизнес , однозначно выбирали последнее. И лишь считанные единицы, такие как  Даниил , чувствовали себя не комфортно в этих условиях.  Они жаждали созидания и творчества , тогда как  все вокруг разрушалось, разбазаривалось и деградировало.Но, пожалуй, самая важная ценность того времени была в том , что нам дали свободу. Ту свободу, которую теперь , спустя 20 лет опять отнимают. Возможно, большинство этого не замечают. Но тот , кто однажды почувствовал ее вкус, уже никогда не захочет с ней расстаться.
     Я остался верен старой теме и продолжал работать на рынке. Даниил  же был создан совсем для другого, для творчества. В поисках работы ему не пришлось обивать пороги разных фирм. Как только появились    необходимые  условия ,его самого быстро нашли, откопали , предложили  наилучшие  варианты  и стали беречь как зеницу ока. Ведь  людей, способных творить, создавать на свете считанные единицы. Они востребованы почти всегда и разве что тяжелый  кризис  мог на несколько лет выбить их из своей колеи и привести на рынок.
   С годами я все реже стал встречать Даню  . Он быстро изменился и был уже не тот. От нашей дружбы не осталось и следа. Все чаще нотки желчи и высокомерия  я чувствовал в его словах. Когда он приходил на рынок, то стал  частенько подтрунивать надо мной, как раньше я над ним. Мы словно поменялись местами. Точнее это сделало за нас  время и изменившиеся внешние условия. Теперь уже не он завидовал мне, а я ему.  И было от чего.  Ведь  он поднялся на ступеньку выше, перед ним открылось перспективное будущее, а я остался на старом месте и похоже не собираюсь развиваться. Мне эти шуточки быстро надоели и однажды в сердцах   я воскликнул:
-Знаешь что  Даниил, иди-ка ты  в задницу! Зачем ты сюда приперся  ? Портить мне настроение? А может вспомнить свою «несчастную» юность   и теперь рассчитаться  за все сполна? Бедненький, он видите ли много страдал! Да ты просто неблагодарный !Я всегда заботился о тебе и что теперь,  такая  мне  награда?! Скажи, в чем я виноват?
  Даниил  ничего не ответил, только грустно посмотрел на меня, развернулся и ушел.
 Прошло несколько месяцев . Я переехал жить в другое место, по-прежнему работая  на рынке. Как то  в субботу Даниил  подошел ко мне и удивленно спросил:
-Женя, я тебе звонил домой, а мне сказали , что ты тут больше не живешь.
-Все верно сказали, -ответил я , -сердясь на него теперь уже по другой причине, за то ,что он  не появлялся несколько месяцев.
-Может оставишь новый телефончик?- примирительно предложил Даня.
-А зачем? Не вижу смысла,- холодно отрезал я,- Ведь мы с тобою больше не друзья..
 В тот момент мной руководило чувство обиды , которое застилало мой  разум. Впоследствии я сильно пожалел о сказанном, но слово не вернешь, дело было сделано . Последняя точка поставлена.
  Ну вот на что я обижался? На то, что он перестал быть послушным щенком и прибегать по первому зову? На то что он  повзрослел , стал вполне самостоятельным и даже поднялся выше меня? Я должен быть только рад за него, а  вместо этого  дуюсь. Я просто неисправимый эгоист.
  Случилось еще одно неприятное событие , которое  повлияло  на мои слова. Рынок в ту пору контролировали бандиты. И вот  одна из группировок  на меня наехала . Наезд  был  явно по наводке. Я перебирал в памяти всех своих знакомых  , но не мог понять , кто это сделал и готов был винить даже самых близких друзей. Я стал подозрительным, закрылся в себе и перестал верить людям. И вот в таком настроении я отказал Даниилу.
 -Как знаешь, -сказал Даниил, развернулся и ушел. Как   оказалось, ушел окончательно и навсегда.
    Тогда я еще  думал , что легко отыщу его , если вдруг захочу. Или сам припрется по старой памяти. Меня больше беспокоили другие проблемы , возникшие на рынке в результате наезда бандитов.
  Я не стал умалчивать об этом инциденте и рассказал о нем некоторым своим знакомым по бизнесу, желая услышать их мнение на сей счет. Все пожимали плечами и только один человек, самый умный  и самый честный из числа тех, что я знал, мне сказал:
«Я знаю , кто это сделал. Точнее , догадываюсь , что это мог сделать только  Вова. Больше просто некому заниматься такой фигней.»
   И тут я вспомнил, что Вова, этот симпатичный  паренек с лисьей мордашкой,  накануне мне звонил и интересовался , как у меня дела. Вот , черт. А ведь это, действительно, мог быть он! Чтобы окончательно прояснить ситуацию , я приехал к его лучшему другу и рассказал эту историю.
-Вполне  похоже на Вована, - ответил он, - Мы с ним раньше состояли  в одной банде. Крышевали  мелкий бизнес . Но я быстро откололся от них, поняв, что это дорога  в никуда, ну а в  худшем случае в тюрьму или на тот свет.
-Расскажи , как  вы работали, - попросил я.
-Да все было очень просто. Мы , молодые накаченные ребята, подходили к хозяину торговой точки, на территории , которую контролировала наша банда,  и задавали всего один вопрос:
-Ты с кем работаешь ?
-В смысле с кем? – переспрашивал обычно растерянный и побледневший в таких случаях предприниматель.
-В смысле , кто тебя охраняет ?- повторяли мы вопрос.
-Никто.
-Вот и отлично. Будешь работать с нами, - улыбались  мы.
-А если я откажусь ?
-Тогда завтра ты не будешь работать на этом месте.
-А если я заявлю в милицию ?
-Тогда завтра ты вообще нигде не будешь работать. Мы узнаем , где ты живешь  и , клянусь, ты пожалеешь о своем решении.
   После такой разъяснительной беседы все ,в основном, соглашались на эти условия. Да и не было смысла отказываться. Не будешь платить одним , придется  платить другим. Даже ментовской крыше нужно было что-то платить. На этом рынке крышевания , как и на любом другом, шла борьба за сферы влияния. И если выгоняли одну группировку, на их место приходила другая. Впрочем , бандюки  были не такими уж страшными , как их малюют в кино. Вчерашние школьники и ПТУ- шники, не нашедшие себе другого места в новой предпринимательской России. И вот одним из них стал Вовчик. Но  не будем  спешить  и расскажем  все по порядку.
  В то время, когда мы с ним познакомились, Вове было лет 15, и он заканчивал 10 класс средней школы. Учился он плохо, в основном на двойки и тройки. Его мама все время просила нас не мешать ему спокойно доучиться. Мы ему не мешали. Вова и сам не думал слушаться свою  маму. Поторчав и присмотревшись некоторое время на рынке , он так же как   все , занялся бизнесом. Теперь по субботам вместо школы  он приходил  работать на рынок. К слову сказать , я тоже  забросил учебу в институте , скатившись на тройки. А ведь на первых двух курсах у меня были только хорошие отметки и повышенная стипендия. Но оказалось, что на рынке эти деньги можно заработать куда проще и быстрее. Время менялось, и к концу обучения в вузе , я уже понял , что не буду работать по специальности. Завод, на который я планировал когда то устроиться , теперь разваливался , резко сокращая производство и численность персонала. Позже его вовсе снесли и построили на этом месте жилые кварталы.
   Я занимался обычной торговлей, но у Вовы помимо всего прочего была какая то особая интересная тема. Он был вхож во вьетнамские общаги,  знал нужных людей и в определенных кругах получил положение исключительно ценного посредника. Это помогло ему за короткое время заработать целое состояние на весьма  сомнительных  сделках. Со слов его приятеля этот 16-летний мальчуган умудрился заработать за год 17000 баксов . По тем временам это была очень приличная  сумма, на которую можно было купить , например, трешку в столичном центре. Хаотичный, свободно развивающийся рынок , в то время еще нескованный никакими правилами , давал возможность всем желающим, даже  самым юным и  из самых низших слоев общества подняться наверх не только в материальном плане , но и по социальной лестнице, и заработать себе целое состояние. Бандюки , выжившие в перестрелках 90-х, 00-х , теперь одели пиджаки и   некоторые из них  стали элитой общества. Нынешняя же  молодежь ,  ипотечники , взявшие кредиты на 30 лет до пенсии, могли бы только  позавидовать тому времени. Однако , они наивно считают, что не было никакой свободы, а были лишь бандиты и тяжелые времена, но свобода все таки была. А с ней перспективы роста и гораздо большие возможности, чем сейчас.   
    Приходя на рынок , Вован частенько задирал Даню, слегка давая ему по шапке. Тем самым он хотел  показать , что успехов в обществе  добиваются бездари и двоечники, а не гениальные студенты, копающиеся в своих бесполезных науках.  Я стоял рядом и , отворачиваясь, пытался скрыть улыбку. Даня обижался и ходил хмурый. Конечно, это было несправедливо. Студенты жили на 50$ в месяц, вся страна на 100-200$ , ну а какой то  Вовчик зарабатывал по 1500-2000$ в месяц. Он возгордился, задрал нос, считая себя крутым бизнесменом. На самом деле , ему просто подфартило .  Как говорят, в жизни важно оказаться  в  нужном месте в  нужный час. И  у Вовки это получилось.
   Долларовый дождь не мог бесконечно литься на Вову. Рынок быстро развивался и   менялся, становясь более открытым , организованным и упорядоченным.  Наработанные схемы переставали работать. Конкуренция снижала стоимость услуг, и в  услугах Вовы уже больше никто не нуждался. Нужно было осмыслить это и попытаться подстроиться под новые условия, но Вова ничего  не умел и не хотел, ведь он плохо учился в школе.  Он был хитроватым , наблюдательным , но не очень далеким и совсем нелюбознательным парнем. Когда в 16 лет тебе дают попробовать весть кайф жизни , а потом резко отнимают этот кайф , то возникает определенный стресс. Ему дали почувствовать свободу , подержать в руках большие деньги, пожить красиво и вольготно.  Он думал, что это будет всегда, а оказалось , что это дело текущего момента и никогда больше не повторится.  Работать как все на заводе за три копейки ему теперь  не хотелось. Разочарование и пустота сменились злостью  на мир. Пускай  другие заплатят за то , что мне так плохо, подумал подросток и принял отчаянное решение.
     Итак , Вова стал бандитом. Чтобы соответствовать  своему новому образу, он повесил на шею серебряную  цепочку, ну а в карман кожаной куртки положил кастет. На тот момент у него еще не была потрачена большая часть заработанных денег и он мог легко купить , например, квартиру, машину  или еще как-нибудь выгодно вложить свои деньги.  Но  появляются новые друзья из числа бандитов и просят дать деньги в долг. Он соглашается, ведь ему  обещают отдать их обратно с большими процентами. Одному дружку он дает 5000 баксов, второму 6000 баксов , третьему еще какую то сумму. Проходит время. Денег, естественно, никто отдавать не собирается. Заплатив последнюю 1000 долларов, чтобы отмазаться от армии , Вова остается на мели и в поисках новых денег  вспоминает про меня. Ведь он же теперь бандит и , чтобы решить свои проблемы, можно грабить даже своих  друзей и знакомых. Да , хоть родных и близких. Никого не жалко.  Собственно , у меня  наличности было немного. Я не держал ее дома , а вкладывал. Иногда не очень выгодно , иногда даже убыточно , но все же она работала, а не пылилась под матрасом. И только малая часть денег, отложенная на текущие расходы,  досталась в результате наезда его дружкам- бандюкам. Мне  было не столько жалко денег, сколько обидно , что люди , которым ты доверял , тебя предают.
   Вот и вся история этого парня. Во всяком случае из  того, что я знал. Дальнейшая  его судьба мне просто не интересна. Бог его накажет или уже наказал, если он не исправится и не изменит своей жизни. Но , наверно , в том , что случилось, виноват немного я  сам. В  бытность , когда мы  начинали работать на рынке , у нас с Вовой были деловые и дружеские отношения . И, получается,  я как бы  немного приручил его к себе и за него в ответе. Но тогда я даже  представить себе  не мог, что вырастет такой монстр. Я  был еще очень молод и плохо знал мир. Мой романтический взгляд окрашивал все происходящее в розовый цвет, и эта тональность мешала трезво оценить ситуацию , проявлять бдительность , приводя к неприятным последствиям.
  Но, возвращаясь к истории с Даниилом, скажу, что в душе я все-таки надеялся, что снова встречу его, мы опять помиримся и даже подружимся . Часто работая на рынке , я  присматривался, не гуляет ли где-нибудь поблизости Даниил. Но он больше не приходил.
  Мы столько лет дружили и что теперь , все  коту под хвост? Чем дольше он отсутствовал, тем больше мне хотелось с ним встретиться. Но где его искать? Со своей старой квартиры он тоже , как и я ,  недавно съехал. Один мой приятель сказал , что часто видит Даниила  в одном магазинчике . В надежде там его найти я отправился по указанному адресу. Подойдя к магазину, я с волнением в сердце  открыл дверь, но  его не увидел. В сомнении что делать дальше, я стал разглядывать витрину со светодиодами. Мое внимание привлек разговор покупателя с продавцом:
-Был у вас тут  один мальчик , очень толковый, он мне схемку нарисовал и все грамотно объяснил,- говорил пожилой мужчина.
-Это вы про Даниила? Он здесь больше не работает,-ответила продавец, молоденькая девушка.
-А как мне его найти?
-Не знаю.
 Удивительно, подумал я, два абсолютно незнакомых человека зашли в магазин почти одновременно с одной и той же  целью , не имеющей никакого отношения к продаваемым там товарам. Услышав, что продавщица наотрез отказалась давать сведения о своем бывшем сотруднике , я решил сам попытаться разузнать что-нибудь :
-Послушайте, но я тоже ищу Даниила! Неужели он не оставил  о себе  никаких данных?
-Оставил, но только просил никому не давать.
-Даже тем, кто когда-то был его лучшим другом?
-Вот именно что был.. Им как раз в первую очередь . И потом , откуда мне знать, кем на самом деле вы были и кем стали..-резко сказала продавщица и потом немного смягчившись, добавила ,-Как я поняла, Даниил  раз и навсегда решил порвать со своим прошлым.
-Ах вот как!-расстроился я,-Что ж , очень жаль…
«Счастливчик!-думал я , медленным шагом возвращаясь домой,-Он нашел в себе силы порвать с своим прошлым, а я никак не могу, я живу этим прошлым и, возможно, будущего у меня уже  нет..?»
   Никогда бы не подумал , что один неверный шаг, одно случайно брошенное слово может так изменить  мою  жизнь. Ну вот зачем я тогда его отшил ? Но истории повторяются, и уже герои нынешнего поколения  совершают те же ошибки и пишут такие строки  : "Что, если я скажу, что феерически про*бать жизнь, можно всего лишь сделав один неправильный шаг. Один. Не больше, ни меньше. Один шаг, и из светлого будущего ты попадаешь в абсолютно невылазную кучу дерьма, и чем больше ты будешь пытаться из нее выбраться тем больше ты погружаешься в эту зловонную массу. Жизнь начинает ускользать как морской песок между пальцев, она превращается в один большой прыжок с обрыва, в котором конец приходит вместе со старухой с косой. Ты начинаешь искать поводы для радости, но все они одноразовые, даже алкоголь в лучшем случае будет помогать через раз. Солнце будет не греть, а просто слепить твои глаза и раздражать. Конечно же радостные моменты будут присутствовать но они тут же будут сменятся чувством горечи утраты, из за того самого шага, который уже не изменить. Нами управляют обстоятельства, и благодаря им, один неверный поворот ломает по принципу домино всю твою жизнь. Не спешите жить, обдумывайте свои шаги."
  В жизни рано или поздно наступает момент, когда приходится расставаться. Кого то легко отпускаешь ,и даже рад этому расставанию ,  а кого то  очень больно и  жалко  терять . Со временем боль утраты проходит. Остается только  тихая светлая грусть и  приятные  воспоминания.  Но в   голове все равно иногда  кружится песня «Stand By Me». Останься со мной.
    Я уже давно не работаю на рынке, но  иногда  захожу туда по разным делам. Теперь у меня и в мыслях нет встретить Даниила. Я давно  похоронил его в своем сердце. Но всякий раз, когда я прихожу на рынок и здороваюсь со своими старыми приятелями, первый вопрос , который ко мне прилетает:
-А где же твой дружок, Даниил ?
-Не знаю  , - отвечаю я, слегка раздражаясь, - Сколько можно о нем спрашивать? Я что теперь всю жизнь обязан за ним следить?
-Ну  вы же все время были вместе, - возражают мне, - И вместе так приятно смотрелись.
-Время разрушило эту красивую картинку, - усмехаюсь я, - Мы изменились, и  наши пути разошлись. Я , действительно не знаю , куда он пропал, но надеюсь , что у него все в порядке и что он счастлив.
-Если бы он захотел , то давно бы уже объявился, - немного подумав, продолжил объяснять  я, - Ну хотя бы в память о своей молодости. Все таки это были лучшие годы нашей жизни.  С другой стороны встреча со старыми друзьями   это как встреча с родителями. Ты, конечно рад , но через час уже хочешь уехать.  Наверно,  и он  куда-нибудь уехал. Людей  с такими способностями никто не понимает  в нашей стране. Теперь России оказались не нужны свободные, думающие и  предприимчивые  люди. Нужны только те, кто покорно исполняет чужую волю. Только такое положение гарантирует трудоустройство , "стабильность " и "процветание".   Вот к чему мы пришли спустя 30 лет  реформации  общества. А он достоин лучшей участи, и я уверен , что у него все получилось.
  Мне  еще много чего хотелось сказать по этому поводу, но меня уже никто не слушал. Наш маленький рынок (точнее то, что от него осталось)   продолжил жить своей обычной жизнью.


Рецензии