Из книги Все начинается с любви

                Мост жизни
               
                Какой мост построишь,
                по такому и перейдёшь   
               
                Пословица

Лучшая часть нашей земной жизни заполнена общением с друзьями, коллегами и знакомыми. Но такие мысли приходят в голову, лишь когда ты, повзрослев и набив шишек на собственном опыте, дружишь или навсегда оставляешь в памяти тех, от кого чему-то научился и не испытал предательства. Говорят, что даже волки выгоняют предателей из стаи. А людей-предателей память прячет в глубине души, только изредка позволяя всплывать в голове как событиям прошлого...
Любили мы заводить новых знакомых, получать новые знания, ходить в гости. Компании наши были весёлыми, с танцами, спорами и беседами. Про отдых с друзьями и детьми вдвойне приятно вспоминать! Иногда выезжали в сосновый бор убивать депрессию и чистить легкие воздухом, который практически не содержит пыли. Фитонциды «обеззараживали» не только воздух, но и наши  мысли, уничтожая обиды и раздражение. А в нашем городке благодаря заводу нефтехимии экология быстро ухудшалась. По молодости лет мы этому не придавали особого значения. А в будущее шли без страха, не сдерживая своих положительных и отрицательных эмоций.
С Марией и её мужем мы познакомились в одной общей компании. Хозяева нам представили Машу и Игоря как молодую семейную пару. На кухне приятельница мне шепнула, что Игорь младше женщины на 9 лет. Хозяйка, пока я ей помогала на кухне, успела рассказать, что Маша была замужем, но от мужа остались штамп в паспорте и сын. Муж после развода уехал в Тюмень. А сын, успешно окончив столичный вуз, работает в Америке по приглашению кого-то из своих друзей-однокурсников. Молодая женщина тяжело переживала разрыв. Но пока в воду не попадёшь, плавать не научишься. У Игоря же брак с Марией первый. И такая разница в возрасте! В то время в наших кругах это был нонсенс. Необычные браки встречались лишь у звёзд, а у нас – впервые. Я, конечно, с большим любопытством исподтишка стала наблюдать за этой парой.
Игорь – красавец: высокий, слегка полноватый, с умными миндалевидными глазами и скромной, но приятной улыбкой. Он откровенно разглядывал всех женщин за столом, но его спутницу это нисколько не смущало. По национальности Игорь оказался молдаванином. А у них мужчины - те ещё красавцы! Не знаю, что его, художника, заставило приехать из солнечной Молдавии на Север. Маша же русская, приятной внешности, с длинными светлыми распущенными волосами и неброским макияжем. Было заметно, что жена старше. Она хлопотала над мужем как наседка над цыплёнком: вовремя подкладывала ему еду в тарелку, стряхивала крошки с одежды, улыбалась ему и деликатно отводила его взгляд от девушек. Я поняла, что у этой женщины светлая, не шальная  голова. Поведение Игоря в нашей компании всем понравилось, и в дальнейшем мы им, перешептываясь, пророчили крепкую семью и счастливый брак.
 Для нашего небольшого городка, состоящего в основном из общежитий и двухэтажных деревянных домов, тогда было редкостью, что эта  семья живёт в двухкомнатной благоустроенной квартире в девятиэтажном капитальном доме. Значит, супруги были вполне  благополучны  и уважаемы, раз местная администрация выделила им такую квартиру. Я знала, что они работают художниками-оформителями в  городской  мастерской.
 Виделись мы редко. Через некоторое время я узнала через общих знакомых, что, испробовав все естественные способы зачатия ребёнка, Маша с Игорем прибегли к услугам врачей. Да не наших, а из Германии. Друзья или родственники им помогли туда поехать. Видимо, неслучайно у Марии было немецкое отчество. И о чудо! В 51 год женщина родила сразу двоих детей - мальчика и девочку! Тому, кто умеет верить и ждать, всегда достаётся самое лучшее. А ведь в те времена роженицу считали старородящей уже в 25 лет! В 51 год, когда наши дети женились, женщина ради любви родила двойню! Подвиг! Счастью не было предела!
«Любовь – это не обязательно дети, но дети – это обязательно любовь!» Однозначно эту фразу написал умный, любящий и счастливый в своей семейной жизни человек! Примеряла я неординарный поступок Маши на себя, но так и не решила, смогла бы сама на шестом десятке лет завести ребёнка…
Время летит быстро при полной занятости, ты его не замечаешь. Как говорит одна моя знакомая, от одного Нового года до другого - один шаг; вторая веха измерения быстротекущего времени - праздник 8 марта, а третья – короткое северное лето. Вот год и ку-ку! А осень в молодости вообще не ждешь, поэтому эта «пора очарований» - для  тех, кому за 50. И у каждой новой осени своя продолжительность. От и до! Не гениально, но в этом тоже есть скрытый смысл. Какая осень у «молодой мамы» Марии? За глаза мы между собой, встречаясь, стали называть её просто Мария. Через полтора года я с ней случайно встретилась в магазине. Поздоровались, обнялись. Она была в декретном отпуске: усталая, но, как всегда, опрятная, с макияжем и приветливой улыбкой.
- Как давно мы не общались! Маша, как муж и дети? – спросила я.
- С детьми всё нормально. А ты разве не знаешь, что мой Игорь умер несколько месяцев назад? – женщина заплакала. - Первый год жизни малышей прошёл благополучно. Отпраздновали их день рождения в кафе с шампанским и тортом… Спустя три месяца Игорю внезапно стало плохо. Инфаркт. Не спасли! Понимаешь, молодой мужчина - откуда он взялся, этот инфаркт?! Ведь спасают людей ещё более старшего возраста! Почему именно моего любимого забрал Бог? А о нас он подумал? Уже почти полгода я одна. Прости меня!
 - Маша, это ты меня прости: мы были в отпуске, я ещё ни с кем не общалась! - теперь и я не смогла сдержать слёз. – Может, тебе нужна моя  помощь?
- Спасибо. Пока я справляюсь. А слезами и сочувствием горю не поможешь. У меня есть помощница - сестра Игоря приехала из Молдавии на полгода. А там и дети подрастут.
        Я шла домой и плакала, потрясённая этой новостью. Вспомнила свою бабушку, у которой, будучи школьницей, проводила в деревне каждое лето. Мы раз, а то и два раза в неделю ходили чаёвничать по вечерам к её подругам. Было их шесть или семь женщин примерно одного возраста.  Собираясь на очередные встречи, бабушка меня принаряжала и всё время говорила одну и ту же фразу:
- Пойдём, моя красавица, к вдовым. Себя покажем да на них, пригожих, посмотрим. А если я буду как старая клюшка на кровати лежать, то и  заболеть можно. Обезноживать мне никак нельзя, да и  подруг забывать рано ещё.
 Чаще всего мы приходили к бабушке Нюре. Жила она в последнем доме единственной в деревне улицы. Моя бабушка говорила, что у Нюрки спокойно: и горло промочить можно, и песни погорланить, и поплакать. Садились за круглый стол и начинали свои разговоры. Внуков приводили, если их не с кем было оставить. А так как я из города приезжала, то ходила в гости, не пропуская ни одной встречи. У нас, детей, были отдельный стол с едой и игры в пределах двора.
Как-то раз, когда мне было лет восемь, я не хотела идти с бабушкой. А она строгая была и говорит мне:
- Вот исполнится 10 лет, тогда и посмотрим на твоё поведение, а пока я за тебя в ответе.
И я с неохотой, но плелась за ней, постоянно отставая. Шаг у бабушки  был размашистый и уверенный. Однажды я её спросила:
- Бабуль, а что, у вас у всех одинаковая фамилия – Вдовы?
Она растерялась, а потом вдруг прижала меня к себе и заплакала:
    - Нет, внучка, фамилии у нас разные, а судьба одна – вдовья. Я тебе объясню, когда подрастёшь. Быть вдовой да сиротой – хоть волком вой. Вдовья подушечка от слёз не просыхает. Война… Рано об этом тебе знать. Вырастешь и всё узнаешь. А фамилия у меня по мужу Потапова, а у бабы Веры – Попова.
До дома бабы Веры бабушка тихонько плакала, но перед калиткой утёрла ладонью слёзы и, широко улыбаясь, шагнула во двор.
- Здравствуйте, однофамилицы! – поприветствовала она подруг.
- Что за причуду опять принесла? – спросила баба Фрося.   
- Не я придумала, а Ксюшка моя. Иди, внучка, во двор, встречай  подружку свою…
Теперь я вспомнила бабушкины слова, что детной вдове некогда думать о себе. Значит, Маша – вдова. Страшно! У бабушки было четверо детей: все разновозрастные и уже самостоятельные. А у Маши – маленькие двойняшки, да и она сама возраста  бабушки! Как же она справится? Деток воспитать – не курочек перещипать. А мы ссоримся с мужем чуть ли не каждый день! «Боремся за права негров» - зачем?!
Я  нечасто встречала Марию. Жили мы в разных концах города. Изредка наши пути пересекались в местах общего пользования: в поликлинике или магазине. При новой случайной встрече на очередной вопрос об Игоре и Маше (так они назвали своих детей) Мария, как всегда, ответила:
  - Нормально. Вот, бегаю по инстанциям. Надо пособие и льготы на детей оформить.
  - А с кем же дети? – недоумевала я.
  - Я  малышей одних оставляю. Ксюша, а куда мне деваться? Наши конторы по выходным дням не работают, к сожалению. В ясли очередь, а помощники только вечерние. Отключаю телефон, дверной звонок, обкладываю их подушками и, пока они спят, делаю необходимые дела и  бегаю за продуктами.
«Господи, береги эту удивительную женщину! – подумала я. - Молодые-то не всегда справляются с одним ребёнком, а здесь двое малышей, да ещё и без мужа! Бабушка говорила, кто не вдовел, тот беды не терпел. А я уже взрослая тётка и всё равно не могу представить себя на месте этих женщин. Хотя в своей семье я «первая скрипка». Муж есть, вернее, числится, а я всё сама, всё сама. Он хорошо зарабатывает, но, сколько бы денег ни было, никто вторую жизнь и любовь не купил. Дети растут как трава в поле. А не срисуют ли они нашу жизнь и наши с мужем отношения, когда вырастут? Что посеешь, то и пожнёшь. Хочу сама быть счастливой и детей научить! Придёт мудрость лет в 50, а куда с ней? На паперть грехи отмаливать? Как увижу Марию, так начинаю по-другому думать. Гни дерево, пока гнётся, а детей наказывать легче, чем воспитывать»… 
С  такими мыслями в голове я открыла дверь квартиры и опять окунулась в любимую среду – свою почти итальянскую семью, шумную и суетливую…
 В 7 лет Мария привела ребятишек в первый класс в нашу школу. Молдавская копия папы - Игорь, а также русская версия мамы – маленькая Маша. Чернявый, с миндальными глазами, очень красивый мальчик, а рядом хрупкая, ясноглазая, спокойная и рассудительная девочка. И вот самое интересное: сестрёнка постоянно приглядывала за шустрым мальчиком. Она так же, как когда-то Маша-старшая, поправляла его одежду и часто складывала за него портфель…
 Казалось, сама Маша не поменялась с годами. Я никогда не видела её расстроенной, не накрашенной или неопрятной. И она никогда не жаловалась! Всегда такая аккуратная и собранная. Может, кровь немецкая так мобилизовала её внутренние силы для жизни? Ей уже было за 60 лет. Каждое лето она отправляла детей в лагерь к теплому морю, а сама ехала с ними сопровождающей. Я не знаю, помогал ли Марии кто-то материально. Но когда ей отдавали ненужные вещи, она не брезговала и принимала их с благодарностью: «Перешью или себе, или детям. В кулацком хозяйстве всё пригодится».
Время промчалось со скоростью поезда. Дети окончили школу и собирались поступать в институты Санкт-Петербурга.
- Маша, поздравляю! У тебя замечательные ребята! Как ты воспитала их такими послушными и  умными? – спросила я её при встрече.
- Ксюша, они у меня обыкновенные. А как воспитывала? –  задумалась мать. - Не знаю. Я детей не воспитывала, а помогала им расти. Осталась последняя ступень до выхода в самостоятельную жизнь. Хотят в Питер -  пусть попробуют свои силы. Учились хорошо. Я в них уверена. Выучу, помогая материально, пока могу, а дальше сами пусть зарабатывают.
В нашем городе тоже были высшие учебные заведения, но в основном филиалы других городов. Выбор специальностей - профильный по специфике города и невелик.  Дети наши северные – другие. Уставшие от долгих зим и короткого, а иногда даже жаркого лета, они рвались к теплу и цивилизации. Трудно было возражать. Ведь, отработав северный стаж, почти все уезжали жить туда, где тепло и комфортно.
 Дети Маши поступили: девочка - на бюджет, а Игорь - на платной основе. Игорь хотел вернуться, но мать не разрешила. Женщина, прожив такую сложную жизнь, убедилась в том, что никогда нельзя жить чужим умом и советами. Полагаться можно только на себя. Обдумав ситуацию и взвесив все за и против, она продала свою двухкомнатную квартиру и купила себе однокомнатную. Образование детей для неё теперь важнее всего! Кстати, к тому времени Мария стала бабушкой. Её старший сын женился на американке, и у них было уже двое детей, а у Маши, значит, двое внуков.
Женщина стала подрабатывать няней в какой-то семье, чтобы иметь лишнюю копеечку и для себя. Когда я встретила её на автобусной остановке (она возвращалась домой после работы), это была та же Маша, которую я впервые увидела 20 лет назад в нашей веселой  компании. Чуть постаревшая, похудевшая, но такая же приветливая, с подкрашенными и распущенными по плечам обесцвеченными волосами. Тонкий слой макияжа её совсем не старил. Она спокойно рассказала про детей и призналась, что пока довольна и счастлива. А кто счастлив, тот далёк от суеты.
- У меня есть клад из кладов – мои дети, – сказала моя знакомая, прощаясь. – Спасибо Богу! 
- Маша, я горжусь, что знакома с тобой! Не болей и береги себя! Ты им, детям твоим и внукам, ещё нужна. Они хорошие, потому что счастливые.
- Спасибо, Ксюша, до встречи!
 Но встречи больше не получилось. Вскоре мы уехали.
 Куда бы ты ни уехал или переехал, ты в первую очередь берёшь себя с собой. А в твоём багаже лежат воспоминания о прошедших днях и годах. Ехали поездом. Прощаясь с Севером и глядя в окно вагона на наши сибирские просторы, я почему-то думала о Маше. У меня остались друзья и подруги в Губкинском, но эта женщина, сама того не подозревая, многому научила меня в жизни. Ведь никто не знает, как она одна прожила эти 20 лет, какие трудности и невзгоды преодолевала. Знают лишь Бог и она сама! Настоящая женщина - мудрая, сильная, любящая и преданная мать. Мать, которая не только родила, но и  хорошо воспитала своих детей, окружив их настоящей материнской любовью.
 Мария не  была моей закадычной подругой. Но когда мне невыносимо тяжело или грустно, я вспоминаю её. И мне становится стыдно за свои слабости и уныние! Всегда, оказывается, есть выход из любой жизненной ситуации. Но этот выход ищешь сам, чаще всего полагаясь только на себя! Эта немолодая женщина построила такой мост жизни, по которому не страшно идти тем, кто сейчас с ней, и тем, кто будет после неё. Храни, Господи, её саму и её детей и внуков!


Рецензии