15 января. У самовара я и моя Маша...

15 января этой знакомой старшему поколению песне, как и мне,стукнуло в 2021 году аж,88 годков!Мы-ровесницы, но с разной судьбой. Песня эта родилась в Варшаве,на родине моего прадеда.Потом подсела на иглу патефона.Стала народным хитом, и полетела по свету...
 Я родилась в Ленинграде в 33-м,а в 41-м началась Великая Отечественная война. Музыка этих лет в основном военная, звучали фронтовые песни: "Землянка",  "Темная ночь". На них  воспитывалось и росло поколение советских "детей войны"."Маша у самовара" вместе с её исполнителем -Петром Лещенко была выслана из русских кабаков далеко, в Магадан, к ссыльным.

 Судьба песни и человеческие судьбы иногда перекликаются. Знакомые мелодии, без фальши,не уходят совсем. Со временем они могут поменять аранжировку, куплеты, что и произошло с фокстротом "У самовара". И песня стала как бы народной. У неё - счастливая судьба. А начиналось всё так...

... 30-е годы прошлого столетия.Тихий вечер в Варшаве. В доме -гости.Распевают на польский манер песни за чашкой чая.Хозяйскую дочь просят исполнить сочиненную ею  песню "Море". Фанни садится за пианино и приятно удивляет гостей и пана Анджея Власта,директора эстрадного театра своим первым сочинением "Усямми..." Так, за чашкой чая,встретились молодой польский композитор и девушка с одесскими корнями, Фаина Марковна Квятковская. Её песня становится украшением варшавской сцены.
 В центре стоял макет огромного самовара,и первые исполнители хита "Под самоваром"  были польские певцы Тадеуш Ольша и Зуля Погожельская. Не хитрые слова песни брали за душу:"Снова май. Каштаны буйно расцветают...У самовара сидит моя Маша.Скажу ей "да",она мне-"нет" твердит,а в самоваре так кипит страсть наша.."
И так далее.

 Любители записывают эту песню для русских эмигрантов в Прибалтике.Оттуда она попадает к Петру Лещенко. Он добавляет к песне пару новых строк:" Эх, ночка снежная, а у меня на сердце лето. И месяц смотрит ласково в окно..." Так, гуляет песня по городам и весям, а в 1934 г.попадает в Россию. С ней знакомится Леонид Утесов. Он по-своему интерпретирует новинку,изменяя начало песни словами: " У самовара я и моя Маша, как хорошо нам быть с тобой вдвоём!"
 А в это время автор песни Фаина переехав в СССР, стала Феофанией Марковной. В угоду времени авторство песни приписали советскому поэту-песеннику Лебедеву-Кумачу.Но главное,песня, попутешествовала, осталась и дожила до наших дней. Породнилась с другими хитами. Один из новых вариантов этой старой песни "У самовара..."придумали Левон Оганезов и Алла Лазаревич.
 Они поделились своими ощущениями, как вкусно пить" вприкуску" чай из самовара до утра...
 
К задорной мелодии с ритмом одесских улиц  присоединились  новые исполнители, сделавшие эту песню символом общности славянских культур.Такая вот история "У самовара я и моя Маша". Интересно, кто следующий продолжит биографию этой популярной песни? Главное, чтобы к ней не прикоснулись достойные "исполнители" и
она продолжала жить!


Рецензии
Сколько всего интересно Вы знаете, Эмма! Замечательно!

Надежда Позднякова   11.02.2021 08:47     Заявить о нарушении
Милая Надежда! Мне очень дорого Ваше мнение, буду стараться отыскивать самое интересное. За 88 лет жизнь дала кое-какие знания и опыт, но продолжает удивлять! Как говорится, "кто ищет -тот всегда найдет!"

Эмма Гусева   13.02.2021 10:03   Заявить о нарушении
БЛАГОДАРЮ за добрые слова, УВАЖАЕМАЯ Эмма... хотелось бы отчество знать). Да, у меня особое., восхитительное отношение к Вашему поколению!
ДОБРА, ЛЮБВИ, ВДОХНОВЕНИЯ!)

Надежда Позднякова   13.02.2021 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.