Имя России, часть вторая

Родные люди

Итак, Александр Ярославич (более известный под именем Александр Невский) в 1252 году получил из рук Батыя ярлык на великое княжение, оплаченный кровью и  разором русской земли.

Вообще, благоверного князя связывали с батыевым семейством, прямо -  таки,  родственные отношения. Он побратался с сыном Батыя – царевичем Сартаком и стал названым сыном самому Батыю (возможно, впоследствии это и стало причиной его отравления в Золотой орде – претендент на ордынский престол).

Никто из русских князей не пользовался такой благосклонностью и доверием у степных завоевателей.  Более того, многие из них были зверски убиты в Сарае.

Надо сказать, что Александр Ярославич в полной мере оправдал милость монгольских ханов: из 200 русских городов татаро – монголы покорили только 12, остальные покорил для них и обложил данью благоверный князь Александр Невский.

Огромное Новгородское княжество, вообще, не было завоевано татаро – монголами, и не было у них силы его завоевать. Новгородцев заставил платить дань именно Александр Ярославич. Без его охраны татарские баскаки боялись даже появиться на новгородской земле.


Защитник земли русской

И в Новгороде, и в других русских городах постоянно вспыхивали антиордынские восстания и Александр Ярославич их жестоко подавлял. Почти каждый год ордынцы совершали опустошительные набеги на земли «названого брата» - грабили, убивали и насиловали, жгли города и деревни, уводили людей в полон.

И ни разу «благоверный князь» не вмешался, не защитил своих подданных. Он брался за оружие только тогда, когда они восставали против Орды. Таким образом, перед нами предстает этакий  ордынский наместник, гауляйтер всея Руси.

Теперь о великих победах Александра Ярославича.  Надо сказать, что они сильно приукрашены: на Неве произошла рядовая пограничная стычка с разведывательным отрядом шведов численностью до ста человек, который никак не угрожал свободе и независимости Великого Новгорода.

Теперь о «Ледовом побоище» - оно произошло во время крестового похода в «земли обетованные», в котором участвовало большинство ливонских рыцарей. Что касается похода на Новгородское княжество, то это был, скорее, грабительский набег, каких было много в то время.

И участвовало в нем не более 200 ливонских рыцарей. Новгородская рать многократно превосходила численностью этот небольшой отряд,  победа над ним отнюдь не означала разгром тевтонского ордена.

Тевтонский орден был разгромлен русским воинством позже, в Раковерской битве – одном из самых больших сражений раннего  средневековья. В нем с обеих сторон принимало участие до пятидесяти тысяч воинов. Александр Ярославич к этому сражению никакого отношения не имеет.

Советская историография упорно замалчивала эту великую  и славную битву, которую смело можно поставить в один ряд с Куликовым полем, приписывая все лавры в борьбе с тевтонским нашествием Александру Невскому.

А что церковь?


РПЦ еще в пятнадцатом веке причислило «благоверного князя» Александра Невского к лику святых. И это неудивительно, поскольку Александр Ярославич ревностно оберегал интересы церкви, которая,  как известно, в те времена призывала народ покориться ордынскому игу.

Звучит не очень политкорректно, но факт остается фактом – в 1279 году великий хан особым указом освободил русскую церковь от всяких налогов и податей.  Навряд ли это произошло бы,  если бы РПЦ была духовным центром противления Орде.

В дореволюционной историографии, начиная с 17 века, шли  ожесточенные споры по поводу истинной роли Александра Ярославича в русской истории.

Сталин, который изучал историю России в духовной семинарии, конечно же «правильно» оценивал Александра Невского и почитание «благоверного князя» достигло апогея во времена Великой отечественной войны.

Да, это очень некрасивые  гримасы «политизированной истории» (в изучении которой несомненная заслуга, без всякой иронии, принадлежит Владимиру Мединскому), когда выдающимся советским полководцам вручали орден имени первого русского коллаборациониста.

Однако, это нисколько не умаляет их заслуг, и никак не бросает тень на нашу великую Победу. Это бросает тень только на холуйствующих историков, которых немало и с наши дни.

Новые баскаки


При этом, я вполне допускаю, что Владимир Владимирович Путин, который тоже учился в советской школе (и в те же годы, что и ваш покорный слуга), не имея времени на глубокие  исторические изыскания, искренне считает Александра Невского славным и безупречным героем России (иначе он должен был бы упразднить этот  более чем сомнительный орден).

Но вот наш "глубинный"  идеолог и мыслитель Владислав Сурков, наверное, хорошо знает русскую историю, так что имя России –Александр Невский  - это на его совести, равно как и на совести тех кто сумел так оболванить наш народ и привить ему такую историческую безграмотность.

Впрочем, со времен «благоверного князя» на Руси мало что изменилось – только «баскаки» теперь другие, отечественные.


Рецензии