1. Первый день во году

Сведения о праздновании Нового года в России появляются с конца XV века - "Парижский словарь московитов" (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника - "Первый день во году". Каждый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю. Эта традиция, связанная с возрождением  природы, бытовала ещё в Древнем Риме. Кроме того, празднование Нового года в начале весны вполне соотносилось с языческим наследием, которое на Руси сохранили даже после принятия христианства.

С усилением роли церкви в государстве её представителям хотелось побороть остатки языческих верований и отказаться от константинопольского календаря в пользу византийского.

Примечательно, что византийский календарь был придуман в 988 году, в год крещения Руси.

В ХV веке свой вклад в систему летоисчисления, которое тогда велось по византийской системе – от сотворения мира, внёс царь Иван III: в 1492-м по его указу отсчёт новых лет начинался с 1 сентября. Это был день "подведения итогов" урожая, уплаты оброков и пошлин, завершения действующих торговых договоров и заключения новых, сдачи в аренду земельных, охотничьих и рыболовных угодий. Сентябрьское новогодье имело под собой и церковную основу. В этот день почитался преподобный Симеон, первый столпник, прозванный в народе Летопроводцем.

Итак, с 1492 года (с юбилейного 7000 года от Сотворения мира/"от Адама" - согласно Константинопольской эре) каждый новый год в России начинался
с 1 сентября по юлианскому календарю.

В этот день на Соборной площади Московского Кремля проходила торжественная церемония "О начатии нового лета" и церковная служба с участием царя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей.
Начиналась церемония около 9 часов утра.

На Соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост, который покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и колокольней Ивана Великого на помосте устанавливали три аналоя - два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествие патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде - то есть в порфире, диадеме, шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета "в золотах", то есть в парчовых одеждах и горлатных* шапках. По указу от 19 (29) декабря 1680 года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.**

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами "…дал Бог, жив".

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещенского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие (полуголовы жаловались чином полуполковника). На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.

Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной "здравственной" речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх - благословением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.
После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.


* Горлатная шапка - высокий парадный головной убор цилиндрической формы с бархатным или парчовым верхом. Такие шапки шились из горлышек пушных зверей (чернобурых лис, куниц).

** Ферязь (от араб. faraga) - старинная русская и польская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Надевалась поверх кафтана.

Продолжение  http://proza.ru/2021/02/13/42


Рецензии
Очень интересный и познавательный рассказ
Спасибо

Тамара Нестерович   14.01.2023 16:08     Заявить о нарушении
Благодарю, Тамара, за Ваш интерес и внимание!

Светлана Шаляпина   14.01.2023 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.