Мои родоначальники

   Так уж вышло,что родоначальницей нашей фамилии была женщина, Мария Викуловна Старкова. Кузьма Андреевич был примаком и, войдя в дом жены, взял её фамилию - такой раньше был обычай. Кто были родителями этой супружеской четы, неизвестно.

   Кузьма Андреевич(1860-1914) пришёл  работником в семью Викула Старкова, там и остался, не желая расставаться с полюбившейся ему Марией. Семья жила в деревне Загарье.

  Мария Викуловна(1864-1936) была миловидная, статная, проворная девушка. Ей по сердцу пришёлся молчаливый, но честный и работящий Кузьма. Обвенчались в Павло-Петровской церкви, что находилась в соседнем селе Козьмодемьянское. В 1890 году родился первенец, назвали Дмитрием. В том же году случилось несчастье. Мария неудачно упала, объезжая молодую кобылу, повредила позвоночник. Но выкарабкалась, подлечилась, хотя и осталась горбатой.

  Несмотря на недуг, выполняла всю крестьянскую работу,  воспитывала детей. Их у неё было несколько, но в живых осталось только двое:  старший сын Дмитрий и Ермил, что родился через десять лет после него.
    
   Когда  Дмитрию было 24, а Ермилу 14 лет, Мария овдовела. Кузьма умер от воспаления лёгких на 54 году жизни. Говорят, сгорел за неделю. После жаркой бани выпил холодного квасу с погреба, стал кашлять, не лечился и зачах, хотя был вполне крепким  мужчиной.

   Сыновья обзавелись семьями. Мария Викуловна жила с ними под одной крышей, водилась с внуками, помогала по мере своих сил каждой семье.

   В 1936 году в ограде дома большой семьи  жили колхозные телята. В один из вечеров пастухи, пригнав стадо с пастбища, плохо прикрыли ворота. Мария Викуловна, увидела, что телята вот-вот выбегут из ограды, поспешила  закрыть их и поранила о подворотню ногу. Вовремя не обработанная рана воспалилась, началась гангрена, от неё пожилая женщина и скончалась. Было Марии Викуловне 72 года.

  Какие были Кузьма Андреевич и Мария Викуловна? Фотографий  нет. Родные рассказывали, что на Марию Викуловну походил старший сын Дмитрий, а Ермил был в отца.
 
  Когда я думаю о них, то представляю миловидное улыбающееся лицо Марии и серьёзное, крупно-морщинистое лицо  Кузьмы.
 


Рецензии