Оформитель-5

                «Институт»

            В Полиграфическом я появлялся только раз и то, - на просмотре, где они сразу поняли, что я чужак и перебежчик: это когда кто-то, старается показать свои работы в нескольких институтах сразу – где выгорит?.. Но во всех вузах разные школы и методы подготовки – они своих на расстоянии видят, как и чужих, впрочем, которых по возможности, сразу мечтают отсеять. Вот и тут, не успел свои работы на полу разложить, как они уже всё поняли, что я «беженец» из Строгановки. Их физиономии вытянулись и приняли недоумённый вид.

            Я хорошо знал, что почёсывание затылка, закатывания глаз к потолку или долгий унылый взгляд в окно, ничего хорошего не сулят. А вот такие отговорки, как: в общем ничего, но…, а вы годок позанимайтесь ещё, вот тогда и приходите, это для вашего же блага голубчик, - означают лишь одно, что ловить здесь больше нечего. Они даже до экзаменов не допустят. Какое счастье, что в «Полиграфе» меня отшили и я не стал, на свою голову, книжным иллюстратором.

            А настрой у меня был постоянный - только в Строгановку! На какой факультет? Да, куда получится… В ту далёкую пору, чтобы продвигаться в изобразительном искусстве, в кармане нужно было иметь корочку о высшем художественном образовании. Потом стать членом «Союза художников» и так до бесконечности. А чтобы им стать, надо иметь за плечами пять полновесных городских выставок, чтобы пройти выставком – необходимо быть членом союза. Вот круг и замкнулся. Крутись, как хочешь…

            Вспоминается выставком на Московскую осеннюю выставку. Подхожу. У подъезда народ. Все нервно курят.

          - Парни, кто тут последний?

          - Последних на кладбище носят, а тут крайние. Да, ладно не дрейфь, давай записывайся – 326-ым будешь…

            Эта цифра повергла меня в уныние. Я попробовал машинально подсчитать, сколько я проведу времени в ожидании вердикта. Но лучше не буду об этом, а то у вас пропадёт желания читать. Я поднялся на второй этаж и растворился в толпе страждущих. Как интересно: сознание говорило - сегодня не успеешь, а подсознание – ничего, проскочишь, - потерпи...

            Интуиция не подвела. Спустя час, открывается дверь, на пороге секретарь. Как они все друг на друга похожи: длинная вязанная юбка, какая-то немыслимая кофточка, жабо… если ей   ещё и папироску в зубы, а там и кожаную куртку, - ну точно комиссарша. Вот такие в 17-ом вершили судьбы народов. Они и сейчас при власти. Как правило, сидят одесную председателя выставкома. Скривив на своём лице подобие улыбки, нажимают ему под столом на ногу, предлагая своё мнение, а тот, хорошо зная о том, что вечером после работы, они будут пить, а потом валяться на его топчане в мастерской, - соглашается…

          - Ребята, тут такое дело, необходимо смотаться в магазин, он за углом направо, и купить бутылочек десять пива… да, «Жигулёвского», а то совсем горло пересохло.

            Вот она интуиция. Не думая ни секунды, я срываюсь с места и к ней.

            Она оценивающе смотрит на меня.

          - Ну, кто поможет молодому человеку?

            Вызвался ещё один "счастливчик".

            Через минут двадцать, мы вернулись с увесистыми сумками. В них, булькая, перекатывались восемнадцать бутылок. Она скупо улыбалась. Пересчитав бутылки, совала нам скомканные бумажки. Но мы вежливо отказались. Нас вызвали сразу: сначала меня, а когда я вышел, было слышно, как выкрикнули и его фамилию. Вот так просто я прошёл выставком. Взяли «Автопортрет», который потом так и ходил по всем выставкам…

            В первые два года поступления в институт, уже на стадии допуска к экзаменам, меня разворачивали, как ещё не готового к этому абитуриента. Только на третий год я был допущен к ним. Как же за это время я полюбил Строгановку, привязался к ней! И не знаю почему? Впрочем, такое же происходило и с девушками. Я сначала придумывал их себе, вознося до небес. Влюблялся. Почему-то всех звал замуж, а потом ни с того ни с сего, бросал. А уже через неделю забывал, как будто ничего между нами и не было.

            В Строгановку поступил только с третьей попытки. А если бы я не женился весной, то и этот год пролетел бы мимо. Но я хорошо понимал, - не поступлю сейчас потом никто уже не даст это сделать – семью кормить надо.

            А сейчас вспоминается первый приход в институт, за пять лет до поступления. Как меня всё поражало: ребята все обросшие – бороды, как у староверов, в испачканных краской, джинсах – с холстами, планшетами, увесистыми сумками.

            На кафедре «интерьера» у меня была назначена встреча с молодым преподавателем, который должен был оценить мои шансы на поступление. Впоследствии, он станет ректором этого института.

          - Александр, - говорил он, рассматривая мои рисунки и живопись. – Ты, что, действительно в Штатах побывал? Мне Олег Безухов говорил об этом, что ты моряк, вроде?!

            Я утвердительно кивнул головой.

          - И чего, вот так всё бросил…, и к нам?! И хочется тебе эту лямку тянуть?  – он повёл глазами по стенам, на которых висели проекты различных интерьеров. – Мы мечтаем, как бы летом на море смотаться, а ты свои океаны на что меняешь?

            Я чувствовал, как он специально тянет время, явно подбирая слова для чего-то важного. Ему просто необходимо было вынести оценку моим работам, но он боялся обидеть меня. Ведь эти слова могли бы сильно повлиять на мою дальнейшую судьбу.
 
          - Ну, да ладно. Одно скажу тебе: работать надо, Саша,- работать…

            Он перекладывал мои рисунки, делая вид, что они вызывают у него интерес. Но всё чаще стал отводить глаза в сторону. Вдруг взял один портрет, который был выполнен в свободной творческой технике:

         - А вот так ты после окончания института будешь писать…, и то, если у тебя деньги водится будут.

           Смысл этих слов я понял гораздо позже, а осознал по-настоящему, только после окончания института: пока ты работаешь на кого-то, кто диктует тебе свои правила, ничего из-под твоей кисти толкового выйти не сможет. Только свободный художник, не думающий о законах рынка может создать шедевр и то, если будет окрылён вдохновением. Мы все делимся на художников – творцов, создающих своё и оформителей – тех, кто работают, и может быть, даже очень хорошо, но воплощают в жизнь чужие мысли…

                Январь 2021г.к



               


Рецензии
Читала, не могла оторваться, как будто в советские времена вернулась, замечательные все рассказы. Было интересно.

Алла Гришина 2   11.06.2022 00:25     Заявить о нарушении
Спасибо вам! С уважением и наилучшими пожеланиями!С.В.

Сергей Вельяминов   11.06.2022 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.