Змей, 2021

Не ходите, хиппи, в Азию гулять…

Там вас убийца Чарльз Собрадж и его сообщница Мари-Андре Леклерк могут поджидать. Точнее, могли, ибо дело было в далёких 70-х.

События, описываемые в мини-сериале BBC «Змей» ужасны в своей жестокости и беспощадной правдоподобности. Грабёж, убийства, манипулирование, подкуп, коррупция, бюрократия, ложь, - самое оно для новогодних каникул. Не даром BBC выкатили сериал 1 января 2021 года – умеют англичане устраивать праздники, ничего не скажешь.

О сюжете

Повествование охватывает период с 1969 по 2003 годы и рассказывает о криминальной жизни серийного убийцы Чарльза Собраджа *Тахар Рахим*, известного под прозвищем «Змей». В семидесятые годы Собрадж убивал и грабил людей на знаменитой Тропе Хиппи по всей Южной Азии, и точное число его жертв неизвестно до сих пор. В разные периоды жизни у него были разные сообщники *преимущественно – влюблённые женщины*, но сериал сосредоточен лишь на одной из них – канадке из Квебека Мари-Андре Леклерк *Дженна Коулман*.

Чарльз запудрил голову наивной туристке и за несколько лет совместной жизни превратил религиозную молодую женщину в коварную сообщницу. По наущению Чарльза, зовущего себя Аланом, Мари-Андре берёт имя Моник и изображает супругу молодого торговца драгоценными камнями. Вместе они знакомятся преимущественно с белыми туристами: молодыми хиппи или просто прожигателями жизни, втираются к ним в доверие, приглашают жить в своём доме в Бангкоке, а потом – разводят на торговлю сверкающими булыжниками. Если добродушные хиппи артачились, из железной хватки Собраджа они уже не выбирались: попадая в дом к Алану и Моник, люди начинали страдать странными заболеваниями, сопровождаемыми рвотой, потерей сил, лихорадкой, короче говоря – медленной и мучительной смертью. Когда жертве пора было на тот свет, Собрадж вместе с ещё одним пособником – индийцем Аджаем *Амеш Эдиревеера* под покровом ночи вывозили их в безлюдные места, где душили, топили, ломали шеи. Паспорта убитых предусмотрительно оставляли при себе, меняли в них фотки и спокойно летали из Бангкока в соседние Индию, Пакистан, Афганистан и Непал для купли-продажи камушков. Ну и то тут, то там убивали и грабили несчастных хиппи и простых путешественников.

Бизнес шёл в гору, пока деятельностью Собраджа не заинтересовался третий секретарь голландского посольства Герман Книппенберг *Билли Хоул*. Герман заинтересован и насторожен исчезновением молодой пары голландских туристов, чьи обгоревшие тела даже не сразу удалось идентифицировать. Загадочная смерть: они сгорели заживо в объятиях друг друга, - вынуждает секретаря отвлечься от нудной дипломатической рутины ради поисков правды в этом жутком деле. Собственное расследование сводит его с молодой супружеской парой французов Надин и Реми, соседствующих с Аланом и Моник. Раньше они даже помогали Алану находить клиентов для купли-продажи камней. Однако таинственные исчезновения, обилие чужих вещей в квартире и прочие загадочные происшествия натолкнули Надин на жуткие предположения, которые со временем лишь подтвердились.

Для Германа Книппенберга расследование становится чем-то большим, чем долг перед двумя убитыми согражданами. Но Собрадж удивительно тонко чувствует опасность. Он умело уничтожает улики, подкупает полицейских, обзаводится влиятельными друзьями в ювелирном деле, - делает всё, чтобы не попасться в руки закона. Мари-Андре и Аджай не без страха следуют за Чарльзом, пытаясь устранить друг друга и остаться только вдвоём со своим лидером.

Поимка Змея превращается в напряжённую охоту. Скромному сотруднику голландского посольства и его друзьям придётся найти в себе талант сыщика, чтобы предъявить иностранной полиции весомые доказательства вины опытного преступника, вора, убийцы и мошенника, обладающего десятками лиц. Собрадж меняет паспорта, гражданства и прошлое, сбрасывая предыдущую легенду, как змей сбрасывает свою шкуру. *У, сформулировала как! Молодец, Галя, не все мозги пробухала за эти праздники!*

Плюсы

Сама задумка и то, как она подаётся – просто бриллиантик. Я видела много фильмов и сериалов о серийных убийцах, поэтому с уверенностью могу сказать: «Змей» - один из лучших проектов о серийнике. В сюжете есть всё: и интересные диалоги, и сильные поступки, и ВОТЭТОПОВОРОТЫ. А саспенс так крепко держит зрителя за яйца, что я аж 2 января залипала у экрана в томительном ожидании развязки.

Разумеется, помимо умниц-сценаристов Тоби Финлея и Ричарда Варлоу, проект сделали актёры. Тахар Рахим в образе Собраджа – то, что док прописал. И дело не только в его отличном умении носить винтажные шмотки и недурных внешних данных. Собрадж, сыгранный Рахимом, не вызывает никаких положительных эмоций у зрителя, хотя в общем-то является главным героем. По ходу, это первый киношный злодей-мужик на моей памяти, которому я не сочувствовала от слова «совсем». Вот в этом и заключается один из главных плюсов «Змея» - они не романтизируют убийцу, как это происходило во множестве других фильмов про маньяков. Никаких тебе ути-пути детских травм, отказов женщины, предательств друзей. Собрадж – гад, убийца и нечеловек. И никаких внешних факторов вроде тлетворного влияния общества на неокрепшую личность. Скотина потому что скотина. Уничтожает всё на своём пути, не одумываясь, не сомневаясь. Надо поклясться жизнью дочери, чтобы выскользнуть из ситуации? Готово. Надо воспользоваться искренней любовью женщины? Да пожалуйста. Надо зарубить мачете ни в чём не повинных хиппи? Мачете в студию.
Манипулирование, хладнокровная ложь и лишь одна любовь: к себе и сомнительной славе. Вот она – формула истинного психа. Обаяние Собраджа из «Змея» не привлекательное, а уродливо-отталкивающее, пугающее и вселяющее смутную тревогу даже находящемуся по другую сторону экрана зрителю.
Жестокость Собраджа не находит никакого объяснения и показана очень натурально. Как он подмешивает таблеточки, как таблеточки растворяются в напитках, а потом эти стаканы берут молодые, пышущие здоровьем люди, чтобы уже через несколько дней всплыть где-нибудь на пляже за несколько миль от этого дома. Жутко, правдоподобно и на размышления наводит.

Лично я подрядилась смотреть всю эту мрачно-криминальную петрушку ради Дженны Коулман. После опуса «До встречи с тобой» и сериалов «Виктория» и «Доктор Кто», я как-то особо не возлагала на неё надежд, считая обычной добросовестной английской актрисой. Но в «Змее» милый хомячок Дженна выдала такое, что каждая сцена с её участием оборачивалась просто невероятными впечатлениями и долгими воспоминаниями. Настолько она прекрасно передаёт внутренние терзания Мари-Андре, влюблённой в конченого негодяя; настолько умело владеет пластикой и мимикой, чтобы донести до зрителя эмоции. И да, Дженне просто невероятно идут прикиды 70-х!

Причём, в отличие от Собраджа, Мари-Андре получает-таки свою дозу зрительского сочувствия, хотя она сама жертву из себя не корчит. Поэтому, когда арка Мари-Андре подходила к концу, я даже уронила пару скупых слезинок *будучи абсолютно трезвой!* - настолько Дженна Коулман великолепна. Режиссёры утверждали, что изначально Мари-Андре была своего роди персонажем-гарниром: она должна была просто эпично курить на балконе, показывая свою крутизну. Но благодаря таланту Дженны мы увидели героиню сомневавшуюся и грешившую, любившую и покаявшуюся. Просто фантастика. Очень надеюсь, что «Змей» станет новой вехой её актёрской карьеры, потому что она поистине достойна интересных ролей, с которыми точно справится.  Да, кстати, смотреть стоит исключительно в оригинале, ведь Дженна играет девушку из Квебека, потрясно симулируя франко-канадский акцент. Прям слуховой оргазм, когда она говорит!

До чего же молодцы режиссёры Ханс Херботс и Том Шенклэнд, знающие, что дьявол кроется в деталях! Они проработали всё: от декораций до костюмов и сленга. У каждого персонажа есть свой хлёсткий, характеризующий его штришок, будь то любовь к курению в стрессовых ситуациях, тяга тырить вещи убитых, ненависть к пробкам или влажному тайскому климату. Каждый герой индивидуален, каждый актёр отыгрывает персонажа на сто процентов. А как Тахар Рахим в образе Чарльза присаживался на кровать к своим жертвам и успокаивающе гладил их по мокрым от испарины лбам, по-змеиному пришёптывая: «Тш-ш…»! У-у, сука! Молодцы!

Ещё один бонус сериала – операторская работа. Очень много сцен было снято в пляжном антураже: герои тусят у бассейнов, едут на пляж или просто загорают на балконах. При этом актрисы не скрывали свой целлюлит *о, Боже, он есть! Кто бы мог подумать?!*, но и не светили телесами, набрасывая парео или пляжные платьица, сосредотачивая зрителя не на задницах и сиськах, а на словах, поступках и мимике. Ретуши было минимум, все предстали такими, какими есть, и это чудесно. Пора бы уже вспомнить, что помимо Беллы Хадид или Ким Кардашьян есть реальные женщины, каждая из которых прекрасна.   

Пара слов о колорите. Азия показана настолько сочно, что у меня даже пару раз бурлило в животе *ваша покорная слуга однажды отдыхала в Бангкоке, но ни хрена не увидела из-за разыгравшейся диареи*. Так вот, «Змей» настолько достоверно и «вкусно» показывает окружающий героев мир, что даже мои потроха откликнулись. Колорит пёстрой волной прёт с экрана, раскрываясь в цвете, звуках, музыке, безделушках, погружающих зрителя в психоделическую Азию 70-х. Тогда её наводнили белые туристы и хиппи, рыщущие в поисках духовного просветления и алкающие крышесносных приключений. Дух авантюризма чувствуется практически в каждом эпизоде, но «Змей» - не про мир и любовь. В сериале показана тёмная сторона мечты и плата, которая иногда оказывается слишком высокой.

Повествование нелинейное, что не даёт зрителю заскучать. Отдельное спасибо за пояснения: при каждом переходе в нижней части экрана указывался временной промежуток и место действия. Моим праздничным мозгам было куда легче всё это воспринять. Спасибо, BBC, от души.

Это очень атмосферный триллер с отлично прописанными персонажами, умело вкрученной драмой и психологией. При этом «Змей» не лишён горького юмора. В финальных эпизодах, когда карточный домик преступлений Собраджа рассыпается, Мари-Андре, по-прежнему любящая его, в порыве гнева кричит, что когда-то всерьёз намеревалась родить от него ребёнка. На что Чарльз отвечает: «Да ты себя-то видела?». Вот так оно и бывает: ты ради него хиппи накачиваешь, а он тебе даже головастиков вдуть не может. Эх, мужики-мужики.

 Сериал затрагивает множество тем: от застарелого позорного расизма, жертвой которого отчасти стал сам Собрадж, до феминизма и роли женщины в обществе. Ну и без вечных конфликтов любовь-ненависть, дружба-предательство, честь-позор не обошлось. Будет, над чем порефлексировать.

Минусы

Повествование не просто нелинейное, оно, сука, скачет по всем законам «Довода» *хотя, конечно, до «Довода» «Змею» пипец далеко*. Вот нам показывают зверства Собраджа в 1976, потом херак – ДВУМЯ ГОДАМИ РАНЕЕ, -идёт совсем другой движ из прошлого Мари-Андре, кого-то из жертв или самого Чарльза. Потом: ДВУМЯ ГОДАМИ ПОЗДНЕЕ – возвращаемся к Собраджу. И ещё по нескольку раз: на 4 месяца раньше, 6 лет назад, за полгода до этого… Сука, как же хорошо, что я смотрела относительно трезвая, иначе представляю, сколько раз пришлось бы останавливать и пересматривать, чтобы вдуплить соль сюжета. Да мы бы с вами до сих пор были на стадии просмотра.

Такого рода сериалы нередко грешат провисаниями и забуксовыванием где-то на середине. Судя по тому, как бодро начал «Змей», уже на второй серии меня начало терзать смутное сомнение, а в процессе просмотра четвёртой я чуть не сломала челюсти при широченной зевоте. Пошла затяжка за затяжкой, повторение одних и тех же слов, чувств и переживаний, возвращение к тому, о чём уже было рассказано. Мари-Андре снова начала парад самокопания, хиппи блюют в своих номерах от борматухи Чарльза, а бедолага Герман с горя полез в посольский пруд, чтобы надёргать оттуда водяных лилий и хоть как-то компенсировать временную неудачу в своём расследовании.

Было несколько персонажей, которых попытались раскрыть, но вместо этого получился только неаккуратный драматический шов. В первую очередь, это, конечно, дочка тайского полицейского и по совместительству работница ювелирного магазина Суда. Суду трахал Чарльз исключительно дела ради и бизнеса для, но так запудрил ей мозги, что девушка даже позвала родню на ужин по случаю помолвки. Куда Собрадж, ясное дело, не явился. В какой-то момент Суду просто сливают, не разъяснив многих интересных вопросов. Сдала или не сдала она Чарльза во время его отсидки в Индии? Как потом она вышла сухой из воды, когда вскрылось её пособничество при сбыте товара? Поняла ли она, насколько мощно Собрадж её кинул? И та-ак сойдёт, - подумали британские киноделы. Начинать раскручивать персонажа, намекая, что он важен для повествования, а потом бросать его в *беня сюжета –фу такими быть! 

Итого

Учитывая, что сериал снят на основе реальных событий, а у большинства персонажей есть ныне здравствующие прототипы, «Змея» можно назвать образцом жанра. Смешение детектива, триллера, психологии и драмы идёт проекту только на пользу, а бережное отношение к первоисточнику чувствуется всё в тех же деталях. Мороз по коже идёт от момента, где Чарльз и Мари-Андре фотографируются для снимка, который Чарльз планирует отослать своей матери: актёры скопировали ракурс и позы, которые заняли реальные Собрадж и Леклерк на действительно существующей фотографии. И это далеко не единственный пример следования правде.

В начале каждой серии авторы указывают, что все диалоги вымышлены *и не зря, ведь иной раз персонажи такие корки мочат, что, будь это правдой, реальным людям могло бы и неудобно стать*. Также указывается, что ряд событий мог быть изменён для достижения драматической составляющей или из уважения к жертвам и их семьям. Создатели не пиарятся на чужом горе, как это любят делать наши кинонедоделы. Любят-любят. Даже не пытайтесь спорить.

Душевное посвящение в конце сериала заставило ещё раз проникнуться той атмосферой безумных семидесятых, которая навсегда ушла и больше уже не вернётся: «Посвящается всем бесстрашным молодым людям, отправившимся за мечтой. Но так и не вернувшимся домой».

Труд создателей однозначно сделал «Змея» очень качественным жанровым сериалом, в котором злодей предстаёт именно злодеем, хотя играет его харизматичный актёр с прекрасными внешними данными.

Напряжение не уходит даже на финальных минутах восьмого эпизода, и благодаря качественному сценарию зритель, затаив дыхание, хочет узнать, сумеет ли Книппенберг доказать виновность Собраджа? Настигнет ли Змея закон спустя десятилетия после его кошмарных убийств, или же он опять сумеет вывернуться и уползти от наказания?

P.S.

Я смотрела «Змея» 2 января, одной рукой ковыряя оливье, а в другой сжимая телефон и массово набирая: «Спасибо, вас также!», так что, я большая молодец, что вообще добила до конца такой серьёзный проект. И хотя это покажется странным: не берите с меня пример. Подобные сериалы надо заценивать с настроем и очень внимательно! Иначе весь кайф обломаете. 

P.P.S.

Если вдруг захотите побаловать меня чеканной монетой, мой номер моего кошелёчка 4100116370201099

Ну и конечно же ссылочка на эту статейку с картинками в моём уютненьком ЖЖ блоге

https://galka-zheglova.livejournal.com/19483.html


Рецензии