Килт - малинового пиджака не хуже

Примечание автора:
В этой статье, не раз будет употреблен термин "90е". Стоит оговориться, что речь идёт не о конкретных временных рамках, а о культурном явлении "лихих времен". В нашем регионе они совпали  именно с этим десятилетием, но мне прекрасно известно, что местами они длились до начала 2000х, а где-то даже дольше, поэтому не стоит цепляться к цифрам.



Я постсоветский ребёнок. Моё детство пришлось на 90е и они оставили на мне, как и на всем моем поколении, довольно глубокий след. Вернее будет сказать даже шрам. Для меня 90е навсегда останутся символом беспомощности и страха. Даже представить трудно, что переживали в то время люди постарше, ведь нам детям не было ведомо и половины проблем. От того, для меня совсем непонятна романтизация этого времени, которой активно занимаются те, кто эти самые 90е не застал. Словно все, что тогда творилось, было весёлым каламбуром. Пару раз, мне даже доводилось слышать как новое поколение жалеет, что не застало этих времен.
Тогда я всерьёз задумался, какое произведение могло бы максимально точно передать дух 90х и показать их непреглядность? Преиславутые "Бригада", "Брат" и "Бумер"? Но я надух не переношу этих прилизанных и благородных киношных душигубов, с тех самых пор, как бравые "рыцари" в кожаных куртках, прямо средь белого дня на глазах у стариков и перепуганной детворы, среди которых был и я, насмерть  забили молотком нашего соседа, который торговал яйцами на рынке. О том, сколько ям было вырыто в лесу, я и вовсе молчу. Может поэты и пастели тех лет, с "припудренными" белым порошком носами? Так и этих не терплю, благодаря их усилиям, приходилось идти в школу огибая три улицы, чтобы не проходить через бывший дом пионеров, в сквере которого собирались наркоманы (вот уж точно пионеры тех времен, только написав понял, насколько это было иронично и трагично). Словом, где бы не копнул, кругом та самая романтизация.
На ум приходит только один автор, и вопреки всякой логике - это Шотландец Ирвин Уэлш, который отметился романом "На игле", сборниками "Кошмары аиста Марабу" и "Кислотный дом", и ещё десятком книг. Казалось бы, что общего имеют шотландский горец, со своими волынками и килтами, и все-то, что творилось на осколках Советского союза, которые ещё не успели остыть.
Представим типичных героев. Вот молодой парень, котрорый решил добиваться успеха с обрезом в руках, чтобы не стать сантехником, как его отец, которого он считает неудачником. А вот дворовая футбольная команда, которая давно уже променяла свое будущее на ежедневные попойки. Вот нищий учитель, который является лишь посмешищем для своих учеников, в отличии от их кумиров из телевизора. Вот продажный полицейский, которого волнуют лишь деньги и продвижение по службе. Вот некогда успешный человек, которого просто вышвырнули за борт жизни и теперь он просит подаяния у старого вокзала. Вот юноша, который погиб на войне в своей же стране, в то время как его брат, обкрадывает семью ради очередной дозы героина. Тут же, молодая девушка, которую в этой жизни не волнует ничего кроме рок звёзд и новых туфлей. Всем, кто застал лихие времена, до боли знакомы эти люди. Скорее всего, они даже встречали их лично. Но помимо того, что все они прекрасно вписались бы в постсоветские 90е, их объеденяет ещё кое-что - всех их описал в своих книгах Ирвин Уэлш. Каждое его произведение пропитано уличной грязью. За каждым его героем своя трагедия, которая привела его на страницы романа. Даже язык повествования скорее подходит для доходяги из рабочего квартала, чем для писателя. Окунаясь в атмосферу созданную Уэлшом, вам непременно становится не комфортно, а порой и мерзко. Даже названия книг, словно предостерегают читателя о том, что ждёт его внутри. "Дерьмо", "Грязь", "Порно". Все они так и кричат: "тебе лучше не знать, что мы хотим тебе сказать". И я уверяю, вам действительно это не понравится. Наркоман здесь - это не страждущая никем не понятая душа. Наркоман здесь - это самовлюбленый человек, который прекрасно понимает цену своего выбора, и плевать хотел на всю свою родню, друзей и близких. При первой же возможности он обворует и предаст их за дозу. Бандит - не более чем недалёкий костолом, который ради денег задушит даже родную бабушку, связанным ею же шарфом. Наркоторговец - подсадит на героин даже ребёнка, лишь бы тот принес ему деньги. Ни капли романтики. Ни намёка на сочувствие. Все в его книгах дышит безнравственностью и упадком. Герои готовы до инфаркта объедаться фастфудом. До беспамятства накачиваются виски. Часами готовы смотреть дневной эфир, в надежде увидеть там пару голых грудей. И у каждого есть свои оправдания, суть которых, хорошо передаёт фраза, произнесенная героем очередной бандитской сказки, которые ещё совсем недавно наш кинематограф штамповал сотнями. Это не мы такие - жизнь такая. Никто из них не готов взять на себя ответственность за то, что творится вокруг. Говоря честно, я знаком с культурой и историей Шотландии довольно поверхностно, и не могу сказать насколько все написаное соответствует действительности. Но я знаю место, которое Уэлш описал на удивление точно. Я рос в том месте. Для жителей стран СНГ прочтение Уэлша должно стать процедурой обязательной, хоть и не приятной. Кому-то будет полезно взглянуть на свое прошлое под другим углом, а для кого-то подобное чтиво станет вакциной, которая поможет не заразиться идеями "лихих времен", в которых было мало хорошего. Ремарк в свое время привил мир от опасной идеи славных завоеваний во благо, а Уэлш создал вакцину от мечтаний о быстрых деньгах, мгновенном кайфе и бесконечно плотском наслаждении. И я очень надеюсь, что мир созданный, Ирвином Уэлошем, на всегда останется лишь на страницах его романов.

Нравятся статьи? Подписывайся на Лит Завод во Вконтакте https://vk.com/public217691557 и читай их прямо  в своем смартфоне. Делись опытом с другими участниками сообщества и находи знакомства и связи по интересу.


Рецензии