Малая родина или три гнезда, три дома

Нас было шестеро, кто решился на этот эксперимент: Татьяна и Вадим Хайман, Алла Валиуллова, Валерий Манукян, Григорий Новиков и Лилия Яковлева . Команда была сборная, не все даже были знакомы между собой. Мы были представителями разных творческих ВУЗов, крупных городов тогда еще СССР. Спасибо ветру перемен, принесшему эту затею, ради сбережения душ и умов наших детей.
Общее дело нас объединило, мы были первопроходцами в глобальном смысле, а в Челнах и Татарстане мы были первыми. Поэтому путь наш был тернист, но очень увлекателен! Новые идеи и методы рождались в процессе общения с нашими детьми, которые с первого года возникновения студии все стали нашими. Эта связь не прерывается уже 20 лет. Теплая светящая нить протянулась от уже взрослых и подрастающих «наших» к трем гнездам: 3/01, 3/16, 16/05. Появилось шутливое выражение: «мы инфицированы вирусом «ДА-ДА». Однажды, в 3/16, гости из ИНПО нашего города, в разговоре между собой обронили фразу о том, что у нас не лица, а иконописные лики, так сияли наши глаза, когда мы рассказывали о своей работе с ребятами, об их успехах.
За последние 10 лет и наши повзрослевшие выпускники, приезжая на традиционные январо-февральские сборы, и их родители при встрече в городе, с удивлением подмечают, что все, кто давно работает в «ДА-ДА» ни внешне, ни внутренне не меняются. Этот феномен нашей школы, «средство Макропулоса», держим пока в секрете.


Взгляд первый – лирический.
В далеком 90-м году, Городское отделение Союза архитекторов СССР, выделяя нам «квадратные метры» под детскую студию на своей территории в доме 3/01, не могли даже предположить, чему может дать старт эта благотворительная акция! А мы, как грибные споры, начали размножаться, «захватывая» все новые и новые помещения для занятия с детьми. Желающих заниматься у нас в студии становилось все больше. Наш первый набор  6-7летки, дети архитекторов, дизайнеров, художников и передовых родителей, а также небольшая группа старшеклассников, стремящихся поступить в творческие ВУЗы. Самым столичным и близким территориально был Казанский инженерно-строительный институт, его архитектурный факультет. Вопросы финансирования помог решить фонд культуры КамАЗа, за что мы бесконечно благодарны.


Жизнь в этом первом доме протекала весьма энергично, бурно, порой даже непредсказуемо: студийцам позволялось творчески похулиганить, преподаватели жарко спорили о будущем, периодически спасали от затоплений детские работы, подсчитывали убытки после непрошенных гостей, искали компромиссы для общения с соседями – Союзом писателей, бунтовали против введения у нас системы школьных оценок и журналов. Московские гости из более старшей по возрасту, но родственной по духу школы «СТАРТ» - И.Ибаева и И.Абазиева – проводили с нами, провинциалами, первые мастер-классы.


Наше появление в Набережных Челнах усугубило и без того резко континентальный климат в городе на социально-культурном уровне. А после одной большой выставки в шахматно-шашечном клубе, общество разделилось на «академистов», для которых «Черный квадрат» Малевича оказался признаком дурного образования вкуса, и «авангардистов». А аббревиатура нашего имени «ДА-ДА» связывалось с эпатажной в начале 20 века швейцарской творческой группой. Но нас это не раздражало: «Дорогу осилит идущий». Мы, словно в эйфории, продолжали экспериментировать, чувствуя себя за спиной, как защиту, всю нарастающую энергию нашей Татьяны.


К 5-летию, после наших нескольких отказов от неудобных территориально помещений, мы наконец получили чудесный подарок – целое крыло в бывшем детском саде «Василек». В то время многие детские учреждения по известным причинам закрывались и реконструировались. Управление главного архитектора города, возглавляемое И.Н. Курамшиным, предоставило нам эту возможность. Ликование детей, родителей и коллектива было общим и искренним! Жаль, что наш переезд не был заснят на кинокамеру: выстроившись в длинную цепочку, наши ученики и преподаватели по «конвейеру» бережно передавали хрупкие детские макеты.Мы как муравьи сновали между домами 3/01 и 3/16, вызывая удивление прохожих.


Новые «апартаменты» были для нас роскошью – 410 квадратных метров ! Но сколько пришлось вложить всяческих сил, чтобы не только перепланировать, но и «оживить» новое пространство! Изюминками стали классы-аквариумы: за синей перегородкой для младших школьников и красной – для старших. Именно в стенах этого дома, 3/16, мы сформировались в единую семью и команду: преподаватели – студийцы – родители.
Здесь не только совместно решались рабочие задачи, но и всегда можно было рассчитывать на любую поддержку коллег. По тесным коридорам бывшего садика с утра до позднего вечера сновали ребята и преподаватели. Всех наших детей мы знали не только в лицо. Ни один не мог пройти не замеченным мимо всегда открытой двери маленькой преподавательской и одновременно библиотеки, кабинета Татьяны Александровны и бухгалтерии. О наших победах и неудачах мы все узнавали сразу, без всякой селекторной связи, по громогласным восклицаниям нашего директора. Оперативность и демокоратичность – дух того периода. Это касалось всех членов взрослого коллектива.


Во время юбилейного празднования 10-летия мы спели свой мини-гимн, перефразировав слова любимой нами песни бременских музыкантов:
«Ничего на свете лучше нету,
Чем нести «ДА-ДА» по белу свету!
Наша крыша – садик 3/16,
В наших стенах есть чем заниматься!
ДА-ДА, ДА ДА-ДА!
Мы свое призванье ощутили
И детей чужих мы полюбили.
Наше кредо – быть самим собою,
Наше счастье – жить одной семьею!»


Самые веселые праздники для детей и всего коллектива прошли в этих славных уютных стенах. Удивительно то, что основной костяк преподавателей оставался неизменным. Появилась в нашей школе традиция: на 23 февраля и 8 марта мужской состав и слабая половина удивляли друг друга сюрпризами-представлениями, которые мы сохранили не только на фото и в памяти, но и в виде эпиграмм, частушек, картин «Роза в бокале», фильмов – посвящений, дисков с узконаправленными темами, фотоколлажей. Творческий дух каждого находил самовыражение и во время праздников, наш задор притягивал к нашему огоньку архитекторов, дизайнеров и художников города!


Еще один феномен – в каждом полугодовом просмотре учебных и творческих работ наших питомцев от начала и до конца принимали участие все преподаватели во главе с директором. Именно здесь продолжала формироваться и оттачиваться общая концепция в непрерывной и тесной взаимосвязи всех предметов наших 3-х ступеней: Студия, Школа и Отделение доВУЗовской подготовки. Уже были написаны и утверждены авторские программы, по многим курсам проводились мастер-классы, приезжали высокие и уважаемые гости «подивиться» на нас не только в 10-й и 15-летний юбилеи. А стены дома 3/16 уже «трещали» от наплыва желающих обучаться у нас.
Конкуренция, возникшая во время перестройки, породила в городе  образовательно-культурный бум, возникали арт-студии, колледжи, даже  появился институт искусств и дизайна! Это было здорово, потому что наша главная цель – помочь молодежи Набережных Челнов развить креативное мышление, а город приблизить к понятию «центр культуры» - уже стала видна на горизонте!


Нашим Татьянам, директору и ее заместителю по хозяйственной части, пора ставить памятники. На их женские плечи легли два глобальных переезда и ремонта. В 2006 году, произведя очередную реконструкцию целого крыла в три этажа, мы переехали в здание общеобразовательной школы № 17. Слегка ностальгируя по любимому дому в 3/16, с которым связаны более десяти, практически студенческих по эмоциям и экспериментам лет, мы постепенно привыкаем к настоящему. И здесь на каждом этаже появились привычные нам аудитории-аквариумы, что как прежде позволяет нам, не мешая занятиям, приветствовать друг друга ритуальным жестом.
Интерьеры нашего дома, благодаря стараниям, исканиям и битвам со строителями наших руководителей и дизайнеров, стали настолько гармоничны и современны, что заметно изменился даже внешний облик коллег и детей. Мы стали еще симпатичнее и стильнее. Наша библиотечка, начинавшаяся с личных и подаренных студии книг, за 20 лет превратилась в библиотеку «профессиональной мудрости»…

Набережные Челны,2009г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.