Саша. Жажда жизни

«У меня все получится» – одна из основных установок жизнерадостного человека. Этот мой вывод сформировался после знакомства с молодой супружеской парой, муж в которой был инвалидом-колясочником.

Пошли на море

Несколько лет назад мы с мужем жили в юго-восточной стране, где и познакомились со Светой и Сашей – молодыми супругами, также пожелавшими несколько лет провести за границей.  Встреча наша произошла на берегу Средиземного моря, на городском пляже. Мы выбирали свободное местечко на теплом мелком песке, когда я внезапно увидела «ноги» человека, самостоятельно лежащие рядом с пляжным покрывалом. Людей рядом с «ногами», одетыми в брендовые джинсы и обутыми в не менее модные кроссовки, не было. Легкий шок от увиденного вызвал у нас интерес, и мы расположились поблизости. Солнце шпарило вовсю, вода была теплой, музыка гремела – обстановка располагала к быстрому первому заплыву. Раздевшись, мы пошли к воде, и навстречу нам из воды выплыл человек-краб. Без ног по самые «не балуй», он бодро и быстро передвигался по песку только при помощи рук. Сразу стало понятно – одетые и обутые протезы принадлежат ему. Впервые я видела человека, полностью не имеющего нижней опоры. К тому же, на его лице светилась улыбка удовольствия от завершенного купания. Он даже плавал! И самостоятельно входил, и выходил (как еще это назвать?) из морских, пусть и небольших, волн! Мы были слегка удивлены ловкостью и быстротой его передвижения, и полным безразличием к устремленным на себя, изумленным взглядам отдыхающих. Это был Сашка.

Попьем пивка?

Через полчаса мы вернулись на свои лежаки и, втихаря, присмотрелись к соседям. Безногий парень имел атлетические плечи, торс и накаченные руки. Мускулы так и пузырились по его телу, а живот украшали рельефные мышцы.  Он загорал, прикрыв голову полотенцем, тихо переговариваясь с сидящей рядом женщиной в купальнике и бейсболке. Под разговор они потягивали пиво из высоких стаканов. Эта пара настолько нас заинтересовала, что мы решили познакомиться. Подойдя к окошку пляжного ресторана, я заказала четыре бутылки холодного чешского «Козла» и направилась к молодым ребятам. Так мы их впоследствии и называли в разговорах между собой.
- Составите компанию? – предложила я всем пиво.
- С удовольствием! – ребята оказались простыми и контактными. Так состоялось это незабываемое знакомство.

Ребята оказались из крупного промышленного города Ярославской области. Мы разговорились о причинах переезда за рубеж и особенностях местной жизни, обычаях и нравах. Перемежая разговоры с купанием, мы понемногу узнавали своих новых друзей. Саша прекрасно плавал: добирался по мелководью до первой волны и подныривал под нее, оказываясь уже далеко в море. Деликатных вопросов мы не задавали, а молодая пара держалась свободно, - им все было привычно и естественно.

Наконец, мы засобирались по домам. Новый знакомый ловко пристроил к совсем маленьким культям протезы и, с помощью двух палок, поднялся «на ноги». Медленно, но уверенно пошел к выходу. Света с Сашей предложили нас подвезти и пригласили к вечеру посидеть вчетвером за чашкой местного душистого кофе. Конечно же, мы с удовольствием согласились. Когда мы вышли на автостоянку, нас ждало еще одно открытие: Сашка сел на сиденье водителя! «Разве тебе можно водить машину?», - не удержалась я. «Нельзя. Но кто поймет, что я без ног? Я – профессиональный водитель с 18-ти лет. Ничто мне не мешает ездить за рулем, и я люблю вождение. Для меня это и удовольствие, и работа дома». Так мы узнали, что Саша и Света, бывая на родине, работают водителями-сменщиками такси. Конечно, официально работать парню запрещено, но друзья-знакомые помогли, и он подрабатывал неофициально. Уважение и интерес к парню только возросли. Мы быстро доехали до нашего городка – Саша привез нас к самому дому и разошлись до вечера.
 
Трагедия со счастливым концом

Хочу уточнить, что нашим новым знакомым было в ту пору по 35 лет. Женаты они, к этому времени, были около 10-ти. Между собой общались доверительно, с лаской и любовью. Полное взаимопонимание и уважение в этой молодой семье сразу замечалось всеми, кто их знал. И мы отметили это в первый же вечер.
Когда мы вошли в квартиру, Саша сидел на диване, а Света готовила в турке кофе. Протезы сиротливо стояли в углу. Под коньячок и кофе, утренняя беседа продолжилась, и я попросила: «Саш, расскажи о себе». Он сразу понял, что я имею ввиду и спокойно начал рассказывать свою историю. «Вернулся я со службы в армии профессиональным водителем в 20 лет и, погуляв с месячишко, устроился работать. Дорога до автопарка пролегала через железнодорожное полотно с пешеходным переходом. Успел отработать до первой зарплаты, с которой положено было поставить бутылку. Ну, я и поставил, как говорится. Коллегам показалось мало, и мы «хорошо» добавили. Что было дальше, помню смутно. По какой-то причине я возвращался не через переход через рельсы, а взял левее, - так путь показался более коротким.  И пошел, видимо, не посмотрев по сторонам – от хмеля снизилась реальная оценка событий. Помню только рев электровоза с одной стороны, и мелькание окон электрички – с другой. Короче, попал я между двумя составами. Деваться было некуда. Я остановился и решил переждать. Потом мне свидетели рассказали: одет я был в куртку с капюшоном, и какой-то хренью состав зацепил меня за капюшон и поволок под колеса. С этого момента я вообще ничего не помню. Очнулся в больнице, в реанимации. Открыл глаза, смотрю – врач удивленно на меня смотрит и говорит: «А мы были уверены, что ты не выживешь после таких травм и потери крови, иначе я бы тебе ноги пониже отрезал». Когда я полностью пришел в себя уже в палате, мне рассказали, что привезли меня почти трупом: с раздробленными ногами и черепной травмой. Дежурный хирург знал, что с такими ранениями не выживают и практически отрезал ноги целиком, поскольку должен был что-то делать со мной. Также закрепил верхушку черепа и зашил кожу на голове. Работал он в уверенности, что через пару часов я умру. И был просто поражен тем, что я выжил. До этого времени я был здоров, как бык, вот и не «откинулся». Молодость и отменное здоровье свое дело сделали. Но настроение было ужасным: остаться в 20 лет безногим инвалидом…Казалось, что жизнь закончилась, нет никаких светлых перспектив в будущем, я реально хотел умереть.

На мое счастье, вторым жильцом палаты оказался дядька средних лет с большим жизнелюбием и оптимизмом. «Сашка!» - говорил он мне - «ты молод, здоров, должен наладить свою жизнь, причем, счастливую. Пошли ты на … черные мысли! Осваивай протезы. Будет больно – учись ходить сквозь боль и слезы! Будешь настойчив – все одолеешь!». И так, разными словами, говорил мне о жажде жизни, о радости, о преодолении в течение всего месяца, что мы отлежали вместе в одной палате.
Постепенно его жизнерадостность заразила и меня. Появилось огромное желание жить, несмотря ни на что. Как только врачи разрешили, я стал накачивать мышцы торса. Мне попался хороший протезист, так подогнавший под меня новые «ноги», что через месяц я уже спокойно стоял в протезах. Еще через месяц пошел самостоятельно, используя для опоры две палки. Попутно захотелось и машину водить, и плавать, и медленные танцы танцевать. Вот, со Светой иногда, под музыку топчусь. Да вы все сегодня видели», - внезапно оборвал себя Саша. «Спасибо ей, развозить меня по экскурсиям стала. Одному было бы не осилить».

«Сидим с компанией в ресторане», - подключилась Света, - вдруг подходит со своими палками этот пройдоха, приглашая на танец». «Вы, девушка, только сами меня обнимите, - у меня руки заняты», - она засмеялась. «Через три месяца поженились, и счастливы вместе. Хорошо с ним, - хорошенький и веселый!», - оценила мужа Светка. Так и просидели мы за рассказами до темноты. Ушли мы домой только к полуночи.

Отъезд

Еще два года дружили мы с ребятами до нашего возвращения на родину. Гуляли по набережной, ходили в приморские ресторанчики, ездили на экскурсии по стране. И ни разу не слышали, чтобы Сашка на что-то жаловался или кричал «подождите меня». Он тихонько себе шел позади группы, и наши гиды вели экскурсантов, подстраиваясь под его скорость ходьбы. Настало время нам уезжать, и ребята проводили нас в аэропорт. Они оставались в стране на неопределенное время. «Пока не надоест», - шутили они.
На этом наши пути разошлись. Я не знаю, где теперь наши ребята и как проводят они свою жизнь. Но в памяти остался неординарный парень, сумевший превратить жизнь инвалида в сказку.


Рецензии