Гаплогруппы древних тюрков с Таримской впадины

Гаплогруппы древних тюрков с  Таримской впадины
Одним из первых древнее население Тарима (Уйгурии) исследовали китайские генетики под руководством доктора Хуэй Чжоу (Hui Zhou) из Научно-исследовательского центра археологии (Research Center for Chinese Frontier Archaeology) в Цзилиньском университете (г. Чанчунь, КНР). Они провели огромную работу по анализу генетической информации так называемых таримских мумий — захоронений раннего бронзового века с удивительно хорошо сохранившимися чертами лица и волосами. Последние результаты их исследований опубликованы в текущем номере журнала BMC Genetics.
Полученные ими данные позволили учёным сделать большой шаг в понимании того, как расселялись древние тюрки— носители языка-предка всех современных тюркских языков.
Таримская впадина, расположенная в северо-западной части современного Китая, на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, а в древности бывшая частью древнего Шелкового пути, сыграла значительную роль в истории миграций людей и культурных коммуникаций между Европой и Азией. Однако до сих пор наше представление о том, что именно там происходило и в какой период, довольно расплывчато. Между тем именно здесь может таиться ответ на целый ряд вопросов о том, как происходили контакты между Западом и Востоком в древние времена.
Чтобы понять, почему именно в Таримской впадине возможны находки мумифицированных останков большой древности, надо представить себе ее географию и климат. Большую часть Таримской впадины занимает сейчас пустыня Такла-Макан, а когда-то по ней протекала река — но это было еще до заселения этой местности людьми. К раннему бронзовому веку, когда пришли люди, климат уже был засушливым, а жизнь в результате — довольно тяжелой. В течение 2 тысяч лет жить становилось все труднее, примерно к 400 году н. э. река и озера окончательно высохли, и те, кто населял эти места, отсюда ушли. Во времена Шелкового пути караваны старались обойти этот неприветливый район стороной, по северным или южным его границам.
Сочетание сухого воздуха пустыни и подсоленной почвы обеспечило удивительную сохранность биологическим остаткам. Раскопки позволили обнаружить большое количество мумифицированных человеческих останков, с сохранившейся кожей и волосами, а также одеждой и прочими окружавшими погребенных людей вещами. Анализ древнейших мумий, проведенный в Пекинском университете (КНР), показал возраст 3980 лет. Можно также напомнить, что именно здесь немецкими археологами в прошлом году были найдены древнейшие сохранившиеся штаны, — возрастом более 3000 лет, — а также желтые куски биологического материала, которые признали остатками сыра.
О находках мумий на этой территории археологи начали сообщать еще в начале XX века. Кладбище Сяохэ (Маленькая Река №5), древнейшее из обнаруженных в Таримской впадине захоронений, было впервые исследовано в 1934 году шведским археологом Фольке Бергманом (Folke Bergman), а потом опять забыто. С 2000 года, после того как захоронение было снова обнаружено посредством спутниковой археологии (с помощью снимков из космоса), китайские археологи активно взялись за этот некрополь — в 2003–2005 годах на Сяохэ проводились раскопки, давшие удивительные результаты. Данные синьцзян-уйгурских археологов обрабатывал Виктор Майер (Victor Mair), профессор-китаист из Пенсильваннского университета (США), и именно ему в соавторстве со специалистами-генетиками принадлежат первые генетические данные относительно так называемых таримских мумий.
В пятом слое захоронений этого некрополя найдено около 200 расписанных черно-красными рисунками столбов, похожих на весла. Под каждым из них оказались перевернутые вверх дном лодки. Под лодками и были обнаружены мумии. Любопытно, что рядом с некрополем не удалось найти ни одного поселения — вероятно, это означает, что люди приплывали издалека на лодках тогда, когда здесь были озера и река.
Таримские мумии имеют белую кожу и европеоидные черты лица. Отсюда возникла идея, что древнейшие обитатели этих мест пришли с Запада.
В ДНК человеческих остатков, раскопанных в Таримской впадине, исследователи  проанализировали тип Y-хромосом (передающиеся по мужской линии) и митохондриальных ДНК (mtDNA, передающиеся по женской линии). Полученные данные позволяют судить о том, что происхождение таримских мумий — смешанное: европейское и сибирское. У всех проанализированных мужчин Y-хромосомы оказались характерны для жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири, при этом они очень редко встречаются в Китае (гаплогруппа R1a1a).
Митохондриальные ДНК у женщин также указывают на восточно- и западноевроазиатское происхождение (гаплогруппы С, H и K). Группа доктора Чжоу пришла к выводу, что смешанное население заселяло Таримский бассейн уже в раннем бронзовом веке (для этого региона период 2000–1400 лет до н. э.), то есть что восточные (сибирские) и западные племена, заселившие Таримский бассейн, успели объединиться до своего появления в этих пустынных местах. Генетические маркеры могут указывать, к примеру, на древнее смешение древних тюрков с населением Сибири где-нибудь в районе Алтая, откуда те уже могли прийти в Такла-Макан.
Известный российский археолог и этнограф В. Д. Кубарев пишет, что «На камнях Каракола (плиты из могильников, стелы и т. д.) чаще всего изображены «солнцеголовые», «быкоголовые» и «птицеголовые» существа, которые имеют свои аналогии в Хакасии, Казахстане, Туве, Монголии. После Солнца в зверином пантеоне древних людей значительное место занимал могучий бык. Образы солнечного божества и лунного бога сливаются воедино в образе быка. В стелах имеются чашечные углубления, которые являлись изображениями небесных светил и звезд».
Итак, мы можем предположить, что древние тюрки,  предки «таримцев», покинув историческую прародину на Южном Кавказе, какое-то  время прожили на территории Кумо-Манычской впадины, а затем под натиском вновь прибывших дальных родственников с юга, в поиске новых пастбищ решили идти на восток. Но их путь на восток в поисках лучших пастбищ для скота оказался очень долгим. Они прошли бескрайние сухие степи, безводные реки и высокие горы. Некоторые из них, устав в дороге, хотели остаться у первой попавшейся речки, довольствуясь даже небольшими клочками земли, со скудной травой.  Но их предводитель говорил им, что расслабляться нельзя и надо двигаться вперед и, что там, где каждый день рождается солнце, их ждет благодатная долина с обширными степями с богатым травостоем, с многочисленными полноводными реками.
И вот в один из переходов, которые они совершали на своих неуклюжих повозках, перед ними открылась залитая солнцем обширная степь, окруженная горами, с которых в долину стекали прохладные ручьи и реки. И было необычно для них, что на таких богатых травой пастбищах не видно было не одного стада коров, табуна лошадей или отары овец. Они попали на землю, доселе не заселенную скотоводами, где обитали только разрозненные племена охотников и рыболовов. Наконец сбылись предсказания их мудрого предводителя и «таримцы» обрели новую родину– Алтай. А затем они открыли для себя Туву и Хакасию.
Это произошло в середине III тыс. до н.э., когда на территорию Южной Сибири  с запада пришли европеоидные племена, разводившие домашний скот и занимавшиеся примитивным земледелием. В археологической литературе культура этих западных мигрантов известна как афанасьевская. Дальше на восток, поближе к месту восхода Солнца, древние скотоводы, правда, так и не смогли пройти. Так как впереди были болотистые долины, мало пастбищ и много леса, а в горах простиралась непроходимая тайга.
Первоначально на новых землях их постоянно окружали враждебно настроенные племена, с которыми происходили стычки. Аборигены не только говорили на непонятном языке, но и внешне сильно отличались от них. Ведь пришлые скотоводы были европеоиды, а местные - монголоиды, занимавшиеся охотой и не знавшие, что животных можно разводить. Но затем пришлые скотоводы нашли общий язык с аборигенами и женились на местных красавицах. Таким образом, со временем пришлые и аборигены перемешались.
Но через некоторое время предки «таримцев» вынуждены были покинуть богатые пастбищами горные степи Южной Сибири и переселиться в жаркие малопригодные для скотоводства земли Таримской впадины. Таким образом, примерно 4000 лет тому назад на территории современной Уйгурии появились первые тюркские племена. При этом   предкам «таримцев» пришлось  ещё более удалится  от Востока и тем самым, окончательно лишится возможности  наблюдать за восходом Солнца с побережья океана.  Однако,  преклонение перед «восходящим Солнцем» они сохранили и через 4000 лет. Об этом, впервые написали  европейские учёные путешественники, посетившие потомков древних таримцев ещё в конце  19 века.


Рецензии