Семейная реликвия

ОЧЕРК, ПОСВЯЩЕННЫЙ СЕМЁНОВУ МИХАИЛУ СЕЛИВЕРСТОВИЧУ И СЕМЁНОВОЙ ПРАСКОВЬЕ НИКОЛАЕВНЕ, МОИМ ДЕДУШКЕ И БАБУШКЕ, КОТОРЫЕ ДОСТОЙНО ПЕРЕЖИЛИ СТРАШНОЕ ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.

Возможно ли увидеть боль других людей, услышать плач детей и матерей, почувствовать смрад смерти, уверовать чувство страха и безысходности?! Наверное, наш генокод впитал в себя это страшное бремя, свалившееся на нашу Родину, на наш народ, изменив ход исторической судьбы. Словно «иконостас» несем перед собой фотографии наших родных, которые словно живые смотрят на нас с портретов. Молодые, смелые, с улыбкой на лице...

Моя семья не исключение, эта «гадюка» приползла и в наш дом, отравила своим ядом все то, что было так дорого! Я не успела застать своего героя – моего дедушку Семенова Михаила Селиверстовича, который умер в октябре 1991 года. Был инвалидом войны, награжден Орденом Красной Звезды за отвагу в бою под Ленинградом, за спасение раненого офицера. В 1942 году был ранен в ногу осколком снаряда, в ходе чего была ампутирована нога, затем  был комиссован. После войны женился на моей бабушке Семеновой Прасковье Николаевне - на сегодняшний день ей 93 года и это самая удивительная женщина, которая сохранила для нас – внуков, некоторый материал из военного прошлого.
-Бей мяч, Наташка, пасуй!- кричит мне бабуля.
-  Прасковьюшка, не давай Ваньке отобрать мяч!- отзываюсь я.
-Ну, девка! Ха,ха,ха!

Все детство у бабушки, вкуснейшие пироги и «картошница» из  русской печи. Никогда я не видела  ни зла в душе, ни черноты, ни желчи в ее мировосприятии. Она всегда освещает собой все пространство - так легко с ней, так надежно и, кажется, пока она здесь, точно ничего не случится. Именно на таких девочках, девушках, женщинах, как моя бабушка, выстаивала, стояла и поднималась наша Родина…

Когда война ворвалась на просторы нашей Родины, моей бабушке – Прасковье Николаевне было 16 лет. Совсем девчонка! Их в семье было шестеро детей. Зимой 1942 года немцы захватили деревню  Изъялово Смоленской области Сафоновского района - малую Родину. Из воспоминаний моей бабушки: «Девки молодые прятались за печки, и что, эти сволочи, делали!? Кочерьгами тащили девчонок… Скотину всю поубивали, кур не ощипывая и не потроша, кидали в чан, а потом ели, тьфу, черти. За столом  плевали, пускали газы и смеялись… ».

Солнечное утро, мы едем к бабушке, проведать. Подъезжаем. Моя Прасковьюшка, уже вышла на крыльцо дома! Как всегда все зацелованы и охвачены крепкими объятиями. Я у бабушки самая младшая внучка-седьмая. Семь - счастливое число…
-Ба, вот скажи мне, когда вас расстреливать гнали всей деревней, что ты чувствовала?
- Ой, Наташка! Не было никаких чувств, мы просто отупели от страха! Пригнали  нас на поле в Леонтьеве, под церквой. Все стоят кучками, семьями. Матери, как куруши, прижали своих деток. Не было ни плача, ни крика! Гробовая тишина! Только стальные глаза фашистов, да их ор «Шнелле, шнелле, русские свиньи!» Наша мама Екатерина, обняла нас и говорит:- «Закройте глаза, тогда нету страха!».
- Бабуль, а потом, что?
- Партизаны,  обстреляли немцев и освободили нас! Мама и нас шестерка остались живы!
- Ба, верно говорят, семь - счастливое число…

Снова у бабули. Моя Прасковьюшка, как всегда бодра и весела в свои 93. Напекла пирогов на всю нашу огромную семью, стол ломится: рыба нажарена, котлеты, картошечка с мясом из печи. Мм, вкуснота! Компот наварен.
- Ба, ты хочешь, чтобы я была толстой! – смеюсь я!
- Ешь, девка! Ешь! Мыв войну наголодались! Лебеду, да крапиву ели! Картошка с осени не выкопанная была, так мы ходили палочкой разгребали весной, труху собирали на лепешки. Во, как было! Животы с голоду пузырем! А один раз было совсем, есть нечего было, думала, помрем! Если бы не ваша прабабушка Катя, не знаю, как выжили бы! Дохлятину ели- палых коней…

После нашего диалога «шуточки» про еду стали совсем уж не уместны. Спасибо, вам, что мы молодое поколение не знали, каков он голод «на вкус».

Когда война была окончена, моей бабушке было 20 лет. Разруха, голод и смерть уже никого не могли испугать, это была страница из жизни, которая завершилась. Нас хотели сделать рабами, а получили отпор, который до сих пор шокирует зарубежных ученых и историков! Как? Как это возможно!? Все гениальное просто - как можно сделать рабами тех, кто до последней капли жизни будет бороться за свою личную и отеческую свободу! Ничего не смогли отобрать у нас захватчики! Мы так же любим, так же творим, так же удивляем, так же рискуем, мы так же свободны…
-Бабуль, а ты хотела замуж идти за нашего деда?
-Брось ты, девка! Мать приказала идти за Мишу Семенова! У меня зубы заколотило! Плачу, девка, матери говорю: «Не пойду за Мишку – он без ноги, у нас дети безногие родятся! Во как, темные были!»
-Ха, ха, ха! Безногие! Ба, умрешь с тебя!
- Ей, богу, девка!
- А ты любила его?
- Четверку вырастили вместе, всех выходили, от нелюбимых таких ребят не родят! Любила, Наташка… Прихожу к Мише, говорю:  « Миша я в положении, на аборт идти, потянем ли четвертого?», а он мне «Паша, не гневи! Выходим, хлеба на всех хватит!».
Спасибо тебе дедушка, а то не было бы меня – «счастливой семерочки».

Много в истории вех, много в ней жизни - прекрасной и ужасной одновременно! Нам настоящему и будущему поколению нужно учиться на ней! Учиться, не допускать ошибок! Мы должны беречь зыбкий  «мир мира». Да, это тернистый путь, но дорогу осилит идущий! Дай, нам Бог, мирного неба над головой!

Махаю рукой на прощанье, моей Прасковьюшке, из машины:
- Ба, спасибо деду за Победу, а тебе за ЖИЗНЬ…


Рецензии
Отличная у вас бабушка... Завидую таким светлым людям... Когда у меня что-то не получается ненавижу всех вокруг...

Султан Тултаев   05.05.2021 14:24     Заявить о нарушении
Спасибо, за ваш отклик!Не стоит тратить силы на ненависть,у нас слишком мало времени! Счастья Вам и процветания!

Наталья Кадетова   05.05.2021 19:42   Заявить о нарушении
Наталья, я бы на вашем месте сделал так... Выделил бы каждый рассказ вашей бабушки в отдельную историю... Добавил драмы... Включил воображение... И полный вперед... Счастья!!!

Султан Тултаев   06.05.2021 05:29   Заявить о нарушении