Английская литература конца 20-го начала 21 вв

Английская литература конца 20-го – начала 21 вв.
Английская литература конца 20-го – начала 21 вв. является продолжением предшествующей эпохи, но с некоторыми изменениями, которые нельзя назвать резкими. Главное, надо понять, что литература является отражением той действительности, в которой она рождена. В конце 70-х годов в Англии выиграла консервативная партия с лидером – Маргарет Тэтчер (1925-2013). Она стала первой в истории страны женщиной на посту премьер-министра. Ее правление стало для Англии избавлением британской экономики от тяжелого бремени социальных обязательств, которые ввели страну в неуправляемое состояние. За одиннадцать лет эта «железная леди» подняла экономику и возродила дух свободного предпринимательства. Она разрушила социальную ответственность государства перед народом. И все это ради спасения экономической силы страны. Ее обвиняли в том, что произошла резкая социальная поляризация общества и усиление эгоистической морали. Вот на этой политической основе выросла новая английская литература. Политика Тэтчер была реакцией на утопические иллюзии шестидесятых с их анархизмом. Конец 20-го века превозносил мораль денег и индивидуального благосостояния. Многие писатели видели эти резкие изменения, которые привели к обеднению основной массы трудового народа. Писатель М. Брэдбери писал, памятниками восьмидесятых годов «были офисные небоскребы, торговые молы и тематические парки, транснациональные корпорации и международные сделки. А рядом с ними располагались пустыри культуры – приходящие в упадок университеты, закрытые театры, лакейские СМИ, исчезающий авангард, отношение к искусству как к товару». Здесь было заметно исчезновение границ между высокой и массовой культурой. Высокая культура имела реалистическое направление и опиралась на литературу прошедших эпох. Писатели-реалисты представляли переломные события и общественные сдвиги в качестве социальной драмы. Поэтому и высокая литература Англии развивается в основном на путях реалистического искусства. Но есть писатели, которые не являясь реалистами, в своем творчестве тяготеют к этому художественному методу. Писатели высокого, реалистического направления развиваются в борьбе против литературы «масскульта». Произведения Энтони Поуэлла, Чарлза Сноу, Джойса Кэри и более поздних литераторов определяются стремлением передать масштабность современной действительности, которую они изображают в монументальном движении. Массовая литература – развлекательная и дидактическая беллетристика. В «индустрии культуры» - это ее главная часть. Иллюстрации являются ее составной частью, но иногда они полностью вытесняют текст – комиксы и фотороманы. Научно-популярные издания пропагандистского характера тоже относятся к «массовой литературе». Вся такая литература служит идеологическим средством манипуляции сознанием читателей. Основным жанром ее является – роман: любовный, приключенческий, великосветский; мелодрама – тоже занимает определенную роль. Литературоведы отмечают, что от основных направлений литературы «массовая» берет некоторые черты – от «романтизма» «романтику». В «романтике» автор представляет нагромождение опасностей и приключений, описание «жестоких страстей». Иногда жанры из высокой словесности, находят свое слабое отражение в «массовой литературе» - «готический роман» превращался в «эпопею ужасов». Здесь надо вспомнить писательницу Энджелу Картер (1940-1992) – феминистка поколения (1968года), глава «неоготической школы», подолгу жившая в Америке, Австралии, Японии; ее творчество ассоциируют с магическим реализмом, с постмодернистской теорией, с феминистской трактовкой мифа, эротики и насилия в западной культуре (романы – «Адские машины желания доктора Хоффмана»,1973; «Страсти новой Евы», 1977; «Ночи в цирке», 1984). Картер была мастером «малой прозы» - критики отмечают ее готические вариации на темы сказок Ш. Перро из сборника рассказов «Кровавая комната» (1979). Писательницу считали «колдуньей и королевой кудесников».
Отрывок из произведения Картер «Кровавая комната»:
«…Мне было семнадцать, и я ничего не знала о жизни; мой маркиз был прежде женат, и не раз, и меня немного удивляло, что после стольких женщин он выбрал меня. И в самом деле, разве он все еще не носил траур по своей последней жене? «М-м-м», — неодобрительно покачала головой старая нянюшка. И даже моей матери не слишком нравилось, что ее девочку увозит мужчина, который так недавно овдовел. Румынская графиня, леди из высшего общества. Она умерла всего за три месяца до того, как я его встретила, это был несчастный случай, произошедший во время катания на лодке, в его поместье, в Бретани. Тело ее так и не нашли, но, порывшись в старых номерах светских журналов, которые няня хранила в сундуке под кроватью, я отыскала ее фотографию. Остренькая мордочка смазливой, умной, капризной обезьянки; властное и странное обаяние мрачной, блистательной, необузданной и все же светской дамы, которая, должно быть, чувствовала себя хозяйкой в окружении роскошных джунглей дворцовых убранств, усаженных пальмами в горшках и населенных крикливыми ручными попугаями…»
 Другой английский писатель – профессор Университета Восточной Англии, Мэлколм Брэдбери (1932-2000) публиковал, параллельно как монографии по истории литературы и теории культуры, свои художественные произведения, которые сочетали черты «университетского романа с сатирическим обозрением культурной и интеллектуальной моды. Его лучшие романы – «Есть людей нехорошо», 1959; «Человек истории», 1979; «Уровень обмана, 1983. Литературоведы относят следующих английских писателей к «массовой литературе» - Дж. Фаррелл (псевдоисторические романы), К. Фитцгиббон (социальный боевик, стилизация под документальный роман или историческую хронику-утопию). В конце 20 в. было отмечено сближение  ее с литературным «авангардизмом».
Рассмотрим творчество английских писателей рубежа 60-х – 70-х гг.
Джон Бойнтон Пристли (1894-). В 50-е -60-е гг. 20в. наиболее популярным писателем в Англии был этот писатель. Поэзия писателя нашла отражение в романах – «Дневной свет в субботу», «Трое в новых костюмах». Эти романы носят антифашистский характер. Писатель обладал тонким юмором, с которым изобразил характеры провинциальных актеров («Добрые товарищи»). Пристли написал около сорока пьес. Наиболее значительные – «Опасный поворот», «Инспектор пришел» и др. В 50-е гг. его творчество стало несколько поверхностным – «Волшебники». В 60-е гг. в романе «Сэр Майкл и сэр Джордж» он высмеивает бюрократические порядки в современной Англии. В 1964 году писатель создал философский труд «Человек и время» в котором рассматривает категорию времени. Он представляет три формы способа передачи ритма времени: первый – изображение ровного течения времени (проза Теккерея); второй – изображение пульсирующего времени, которое течет, то быстрее, то Медленно (драматические романы Диккенса); третий – замедленный ход времени (Стерн). Эксперимент с художественным временем хорошо представлен в романе «Потерянные империи» (1965). В романе показано кризисное состояние современной писателю Англии. В романе «Эта старая страна» (1967) художник показал с элементами сатиры  быт и нравы того времени глазами героя.
Отрывок из пьесы Пристли «Опасный поворот»:
«…Фреда (медленно подходя к радио). Вот и все. Надеюсь, вам не было скучно, мисс Мокридж?
Мисс Мокридж. Ничуть.
Бетти. Не люблю этих пьес, с их нудными разговорами. Мне, как и Гордону, больше нравится танцевальная музыка.
Фреда (выключая приемник) . Вы знаете, мисс Мокридж, всякий раз, когда мой брат Гордон наведывается сюда, он изводит нас танцевальной музыкой по радио.
Бетти. Я обожаю выключать все эти торжественные, напыщенные разглагольствования – вот так, взять и оборвать их.
Мисс Мокридж. Как называлась эта пьеса?
Олуэн . «Спящий пес!».
Мисс Мокридж . При чем тут пес?
Бетти . А при том, что не надо мешать лгать.
Фреда . Кому – мешать лгать?
Бетти . Ну, как же, все они врут, так ведь? И врали.
Мисс Мокридж . Сколько сцен мы пропустили?
Олуэн . Кажется, пять…»
Грэм Грин (1904-) – известный английский писатель; свой первый роман опубликовал в 1929 году («Человек внутри»). Позже, в 30-е годы, читатели увидели бурный темп жизни его героев в драматической остроте событий. Литературоведы отмечают две жанровые линии в произведениях Грина – «занимательный роман» и «серьезный роман». «Занимательный» роман («Доверенное лицо»,1939) представлен детективным сюжетом и приключенческой фабулой. В «серьезном» романе («Это поле боя», 1934) более присутствует тема криминального действия. Классическую форму детектива Грин выдержал полностью только в романе «Третий человек», 1949). Особенностью некоторых его романов критики видят в видоизменениях мотивов преследования – то преследуют убийцу, а то уже убийца преследует тех, кто толкнул его на преступление («Поезд идет в Стамбул», «Доверенное лицо»). Нельзя не отметить, что Грин детективные факты может представить довольно жестоко, но старается показать их в психологическом русле. Интересны его антиколониалистские романы, где рядом с Вьетнамом и Гватемалой показаны и вымышленные страны – Дельмина и Бахраз. Конфликты в этих произведениях почти всегда носят драматический характер («Тихий американец», «Неподходящий англичанин»). Читатели замечают, что в его произведениях трагизм и сатира тесно переплетаются. В романе «Тихий американец» автор заставляет героя искать ответ на вопрос – кто виноват в трагедии и как относится к ней, будучи честным человеком. Построение романа воспроизводит работу мысли, раздумья английского журналиста, который вспоминает прошедшие события, старается разобраться в их сущности и определить свое отношение к ним.
Значимость романов Г. Грина велика и определяется постановкой социально-политических и нравственно-психологических проблем.
Отрывок из романа Г. Грина «Тихий Американец»:
«…У них было суеверие, что любовник, курящий опиум, обязательно вернется, даже из Франции. Пусть опиум влияет на мужскую силу, они всегда предпочтут верного любовника могучему. Сейчас Фуонг разминала шарик горячей пасты на отогнутой кромке чаши, и я вдыхал запах опиума. Другого такого запаха нет. Часы-будильник у моей кровати показывали 0.20, но я уже расслабился. Лампа осветила лицо Фуонг, когда она протянула мне длинную трубку, наклонившись над ней с серьезной сосредоточенностью, как над ребенком. Я был привязан к своей трубке: более двух футов прямого бамбука, с обоих концов слоновая кость. В двух третях длины трубки от меня находилась чаша, этакий повернутый кверху цветок вьюнка с отполированной и потемневшей от частого разминания опиума отогнутой кромкой. Легким движением она погрузила иглу в крохотное отверстие, извлекла опиум и расположила чашу над огнем, поддерживая для меня трубку. Бусина опиума тихонько пузырилась, а я вдыхал…»
Чарлз  Перси Сноу (1905-) – английский писатель-гуманист, который в своем творчестве стремится к устранению разрыва между технической и гуманитарной культурой. Сноу отказался от карьеры ученого и посвятил себя писательской деятельности. Свой взгляд на литературу Сноу утверждает в полемике с модернизмом. Продолжая традицию реалистических романов Бальзака, золя и Диккенса, он создал эпический цикл – «Чужие и братья», в котором охватил английскую действительность на несколько десятилетий ( всего 11 книг). В этом цикле действие начинается с кануна первой мировой войны и завершается в конце 60-х гг. 20 в. Критики подчеркивают, в цикле нет основной завязки и основной развязки. Судьбы героев определяются обстоятельствами в которых они находятся. Сноу замечает, что цельность цикла «Чужих и братьев» связана через обозрение и анализа внутренних переживаний герое («Пора надежд», «Возвращение домой», «Последнее», 1970).
Литературоведы считают, что для романов Сноу характерно равноправие различных компонентов, а общий строй характерезуют, как драматическую эпичность.
Отрывок из произведения Сноу «Смерть под парусом»:
«…Эвис была фантастически хороша в тот вечер. Только она одна могла разливать вино с таким видом, будто совершала полное глубокого смысла таинство, и томная грация девушки, и её нервный рот, и тонкие белые руки приводили меня в неописуемый восторг. Всё в ней было прелестно — от каштановых волос, откинутых с высокого лба назад, до длинных стройных ног; однако, подумал я, достаточно было бы одних лишь этих глаз, чтобы считаться очаровательным созданием…»
Уильям Голдинг (1911-) – английский писатель, который придерживается философско-аллегорического направления. Философская основа, по выражению критиков, имеет экзистенциалистский характер, но модернистские веяния сочетаются с реалистическими принципами. Ужасы второй мировой войны, с которыми писатель был близко знаком, являются основными факторами в рождении его произведений. Голдинг ставит проблему нравственной сущности прогресса и роли человека в нем («Повелитель мух», 1954; «Наследники», 1955; «Свободное падение», 1959; «Пирамида», 1967).
«Повелитель мух» - роман-предупреждение, в котором Голдинг предупреждает об опасности фашизма.  Используя иронический смысл аллегорического образа цивилизации – детской игры автор показывает мировую сущность человеческого существования, в котором добро всегда борется со злом.
В романе-аллегории «Шпиль» Голдинг показывает в философском плане социальные и нравственные проблемы, которые волнуют современного человека. Образ шпиля – это высокие идеалы, которые будут призрачны без реальной основы – непродуманность решения о правильной постройки шпиля над собором, привели к гибели главного героя и его товарищей.
Все романы Голдинга насыщены философскими проблемами, которые представлены в аллегорической форме, что заставляет автора заострить все противоречия человеческой жизни.
Отрывок из произведения Голдинга «Повелитель мух»:
«Светловолосый мальчик только что одолел последний спуск со скалы и теперь пробирался к лагуне. Школьный свитер он снял и волочил за собой, серая рубашечка на нем взмокла, и волосы налипли на лоб. Шрамом врезавшаяся в джунгли длинная полоса порушенного леса держала жару, как баня. Он спотыкался о лианы и стволы, когда какая-то птица желто-красной вспышкой взметнулась вверх, голося, как ведьма; и на ее крик эхом отозвался другой.
– Эй, – был этот крик, – погоди-ка!
Кусты возле просеки дрогнули, осыпая гремучий град капель.
– Погоди-ка, – сказал голос. – Запутался я.
Светловолосый мальчик остановился и подтянул гольфы автоматическим жестом, на секунду уподобившим джунгли окрестностям Лондона…»
Айрис Мердок (1919-) – английский писатель-философ, которая в своих произведениях показывает неповторимую человеческую личность и ценит в человеке романтику мечты. В романе «Под сетью» (1954) герой отходит от позиции компромиссов и стремится идти своей дорогой. Автор строит произведение в форме психологического самоанализа внутренней жизни человека. Критики рассматривали философское содержание романа как экзистенциалистское (свобода выбора, индивидуальность ситуации). Но время предложило считать этот роман сплавом характерных черт различных жанров: от философско-психологического до плутовского произведения.
В ее творчестве представлены реалистические и романтические черты. Произведения Мердок – «Бегство от волшебника» (1956), «Замок на песке» (1957), «Единорог», «Итальянская девушка» (1964) и др. В романах 70-х гг. на первый план выдвигается философская проблема случайности и необходимости в жизни человека («Человек случайностей». «Черный принц», «Священная и земная любовь»). Критики замечают, что для ее романов характерно романтическое начало, которое в одних произведениях ближе к модернизму, в других – к реализму.
Отрывок из произведения А. Мердок «Черный принц»:
«…Правда, как могут мне заметить не без язвительной иронии, я всегда был в каком-то смысле приверженцем безмолвия. Нечто подобное сказал мне однажды со смехом Арнольд Баффин и очень меня обидел. Три небольшие книжки за сорок лет непрерывного литературного труда – это нельзя назвать многоречивостью. Если я действительно умею различать истинные ценности, то я, во всяком случае, понимал, как важно бывает держать до поры до времени язык за зубами, пусть даже это грозит тебе молчанием на всю жизнь. Писательство – как женитьба. Ни в коем случае не следует делать решительного шага, пока сам не изумишься своему счастью. Неумеренное словоизвержение мне всегда претило. Вопреки модному мнению, негативное сильнее позитивного и его владыки. Но тогда я нуждался в самой настоящей, буквальной тишине…
Алан Силлитоу (1928-) – английский писатель показывающий жизнь простых рабочих тружеников. В романе «В субботу вечером и в воскресенье утром» (1958) писатель с художественной и социологической глубиной анализирует поведение рабочего человека в бытовой и общественной обстановке. Повествование романа Силлитоу окрашено юмором, где стихия комического возникает от веселого характера героев.
Другие его романы («Ключ от двери», 1961; «Смерть Уильяма Постерса»,1965) развивают дальше эту рабочую тему, с ее политическими проблемами.
Отрывок из произведения А.Силлитоу «Бунтари и бродяги»:
«…Нет, серьезно, когда воспитатель сказал, что «мы» (ну то есть все они) хотим, чтобы я (ну и такие, как я) делал то-то и то-то по «нашим» (то есть по их) правилам и не совершал неблаговидных поступков, я тут же стал оглядываться по сторонам, потому что интересно же было узнать, сколько тут вообще кого набирается. Смотрю, в общем-то народу навалом, но знакомых рож раз-два и обчелся. А ведь еще где-то сидят тысячи других. И «нас» и «вас». И живут они по всей этой чертовой стране, да по всему миру, на воле. И, конечно же, «их», — тех, что сидят в магазинах, конторах, автомобилях, заправляют на вокзалах и за барными стойками, — «их», безусловно, больше. Ну и что? По сути, они ничем не отличаются от нас, или от вас, или еще хрен знает от кого, но ведь им кажется, что они — не такие, что они имеют право смотреть на «нас» искоса и строго следить. Они уверены, что все проблемы можно решить вызовом копов по телефону, как только мы совершим «неблаговидный поступок». Бред собачий!..»
Шон О Кейси (1880-1964) – англо-ирландский писатель и драматург. Он автор автобиографической эпопеи в шести томах, автор трагедий – «Тень стрелка», «Юнона и Павлин», «Плуг и звезды» (в них ставил проблему национально-освободительной борьбы). Большую часть литературного наследия писателя составляют комедии, показывающие лицемерие и ханжество церковников («Петух-денди», «Костер епископа»,1955). Критики отмечают, что своеобразие его драматургии определяется связью с ирландской фольклорной традицией, в его пьесах сочетается трагическое и комическое, реальное и фантастическое.
Особое место в литературном творчестве Шона О Кейси занимает автобиографическая эпопея в шести томах. Это произведение широкого эпического масштаба. Диалогичность авторского повествования определяет своеобразие его эпического стиля. В первом романе он обращается к детству. Во втором романе в центре сюжета духовное развитие героя. В третьем романе показана классовая борьба в Дублине в 1913-1916 гг. Дальнейшая жизнь героя (его политическая деятельность) показана в следующих книгах. Обращаясь к историческому движению писатель вводит в свои произведения много исторических фактов.
Отрывок из произведения Шона О Кейси «Юнона и Павлин»:
«…Комната в маленькой квартирке, которую семья Бойлей занимает в одном из дублинских доходных домов. Налево дверь на лестничную площадку; левее двери окно на улицу; у задней стены шкафчик для посуды; направо от него окно во двор. Между окном и шкафом висит изображение девы Марии; перед ним на кронштейне зажженная лампадка красного стекла. Дальше по стене узкая кровать, наполовину задернутая ситцевой занавеской на кольцах. Направо камин. Рядом дверь в соседнюю комнату. Перед камином ящик с углем. На каминной полке циферблатом вниз лежит будильник. В углу около кровати цинковая ванна. Стол, несколько стульев. На столе накрыт завтрак на одного. В камине за решеткой стоит чайник и сковорода. На посудном шкафчике книги; одна лежит на столе. У шкафчика стоит лопата с длинным черенком, которой мешают известь и бетон. Джонни Бойл, сгорбившись, сидит перед камином. Мэри без кофточки (она брошена на спинку стула) причесывается перед маленьким зеркалом, приткнутым на столе среди посуды…»
Писатели более молодого поколения внесли в английскую прозу свое видение событий. В 70-ые годы М. Эмис и И. Макьюэн были признанными лидерами «новой волны». В 80-е гг. к ним присоединились Дж. Барнс, П. Акройд и Грэм Свифт (1949-). Романы последнего – «Водоземье» (1983), «Последние распоряжения» (1996) и др. Критика отмечает значимость творчества Э. Торпа, И. Бэнкс (1954-). Мартин Эмис (1949-) представлен литературоведами ярким и спорным писателем этого времени. Публикация многих его романов сопровождалась скандалом (роман «Лондонские поля», 1989 – некоторые рецензенты увидели в нем пренебрежительное отношение к женщине). Критика отмечает в творчестве Эмиса три крупных романа, которые представляют собой триптих англо-американской цивилизации 20 в.-  («Деньги: Записка самоубийцы»,1984, - комментарий к эпохе М. Тетчер); «Лондонские поля» - это роман о людских слухах и возможных трагедиях; «Информация» - роман, который обращается к личности писателя, как антигероя нашего времени). Эти книги посвящены теме современного апокалипсиса. К этой же сложной теме подходят и другие его книги: сборник рассказов «Монстры Эйнштейна», 1984 – о ядерном оружии; роман «Стрела времени», 1991 – произведение о Холокосте; историческая книга о Сталине – «Коба Ужасный: смех и двадцать миллионов», 2002. В 21 веке Эмис опубликовал пока четыре романа – «Железный пес», 2003; «Дом встреч», 2006; «Вдова ждет ребенка», 2010; «Лайонел Эсбоу: Английское государство», 2012.
Отрывок из романа М.Эмиса «Деньги»:
«…Я сижу на кровати в номере отеля. Номер очень даже ничего, очень. Жаловаться абсолютно не на что. Соотношение качество-цена выше некуда.
Зубы болят по-прежнему, плюс возник новый очаг. Челюсть справа и сверху, так сказать, на северо-западе, явно распухла. Не иначе абсцесс какой-нибудь хренов, нерв задет или десна пошаливает. Черт, придется лечить. То-то доктор подскочит. Эти мои крокодильи зубы, мои английские зубы, пожалуй, не лучше, чем у среднего американского трупа. Более того, попаду на деньги. За все такое здесь надо платить и платить, как вы знаете, как я уже говорил. Надо морально подготовиться к тому, что обдерут как липку. Все прохожие, все статисты и исполнители эпизодических ролей требуют постоянных расходов, да еще каких. Скорая помощь в этом городе оборудована счетчиками с монетоприемником; вот куда меня занесло, вот к чему я вынужден привыкать. Новый очаг боли — где-то под глазными яблоками. Привет и добро пожаловать…»
Иэн Макьюэн (1948-) – английский писатель-постмодернист. Его первые романы («Цементный сад»,1978; «Чужой покой», 1981) были написаны в стиле постмодернистской готики. Несколько позже писатель стал на реалистические позиции, но от постмодернизма не отошел («Невинный»,1987; «Мечтатель», 1990). Его лучшим произведением критики признали роман «Искупление» (2001), назвав его «акварелизмом в прозе», хотя внутренняя проблематика в нем довольно сложна. Сюжет романа несколько запутан, но вывод сделанный читателем после прочтения, всегда один – борьба со временем трагична и неоднозначна. В 80-90-х гг. историзм в прозе занимает определенное место. Постмодернизм трактует историка-писателя с определенным взглядом на свое творчество (Барнс, Акройд).
Отрывок из произведения Иэна Макьюэна «Амстердам»:
«…Бедная Молли. Началось с покалывания в руке, когда она ловила такси у ресторана «Дорчестер»; ощущение это так и не прошло. Через несколько недель она уже с трудом вспоминала слова. «Парламент», «химию», «пропеллер» она могла себе простить, но «сливки», «кровать», «зеркало» – это было хуже. Когда временно исчезли «аканф» и «брезаола»,[1] она обратилась к врачу, ожидая, что ее успокоят. Однако ее направили на обследование, и, можно сказать, оттуда она уже не вернулась. Как же быстро боевая Молли стала больной пленницей своего угрюмого собственника-мужа Джорджа. Молли, ресторанный критик, фотограф, женщина неиссякаемого остроумия, дерзновенная садовница, возлюбленная министра иностранных дел, способная легко пройтись колесом в свои сорок шесть лет. О ее стремительном погружении в безумие и боль судачили все: потеря контроля над отправлениями, а с ним – и чувства юмора, а затем – постепенное затмение с эпизодами бессильного буйства и приглушенных криков…»
Питер Акройд (1949-) – английский писатель, который строит свои произведения на документальном материале. Он учился в Кембридже по специальности « английская литература». Писатель выступает одновременно и как ученый и как литератор – роман об О. Уайлде («Завещание Оскара Уайлда»,1984; роман о Дж. Милтоне («Милтон в Америке»,1996; и др.) Литературоведы считают его самым интересным и в тоже врем, противоречивым произведением роман «Английская музыка» (1992), где использован классический мотив из произведений Диккенса – ребенок растет без материнской ласки, замкнутая жизнь с отцом, позже работа в цирке клоуном и всю жизнь слышит таинственно звучащую «английскую музыку». Главы романа неоднородны – сюжетные перемежаются  бессюжетными, снами-видениями героя. Эти главы переносят его то в Страну Чудес и беседует с Алисой, а то встречает Диккенса, а потом наслаждается музыкой великих английских композиторов, которая и стала его тайной мелодией. Эта мелодия чистоты человеческого духа способна была противостоять упадку современного мира. Как пишут критики «в той части повествования, что разворачивается в повседневности, Акройд проводит ту же мысль: отдельно взятому человеку не вырваться из ограничений материального мира… только совместными усилиями мы можем достичь победы». Вокруг темы Лондона вращаются несколько романов писателя: «Большой лондонский пожар»,1982; «Хоксмур», 1985; «Первый свет»,1989; «Лондонские Лэмбы»,2004; и др. В этих произведениях автор через современную оболочку проникает в мистический Лондон. В разветвленном повествовании пространственно-временную игру Акройд перенес и на роман «Венеция: Истинный город», 2009 г.
Отрывок из произведения П. Акройда «Венеция»:
«…Лагуна представляла собой нечто неопределенное – не землю и не море. Она простиралась примерно на пятьдесят шесть километров в длину и одиннадцать километров в ширину вдоль берега Северо-Восточной Италии и имела форму полумесяца. Она возникла около шести тысяч лет назад из ила, наносов и мусора, принесенного в Адриатику семью реками. Главные из них – Брента, Силе и Пьяве – несли все это с Альп и Апеннин; в один прекрасный день из крошечных частиц мусора с гор возник каменный город. Болота, топи и заливаемый приливом берег были защищены с моря длинным и узким песчаным барьером, разделенным на острова несколькими проливами; самый длинный из этих островов ныне известен как Лидо. Проливы проделали в барьере porti (выходы), через которые море устремляется в лагуну. Сейчас существуют три porti – в Лидо, Маламокко и Кьодже. Проливы вдыхают в Венецию жизнь…»
Джон Фаулз (1926-2005) – известный английский писатель. Славу ему принес роман «Коллекционер» (1963), где собиратель бабочек попытался добавить в свою коллекцию живую девушку. Следующий его роман – «Женщина французского лейтенанта» (1969) – в нем соприкасаются черты исторического и любовного произведений, где постмодернистские авторские размышления играют не последнюю роль.
Отрывок из произведения Д. Фаулза «Червь»:
«…Всадники едут в молчании, и всё же их появление не осталось незамеченным. На другом краю долины, над грудами валунов и невысокими утёсами у подножия круч, разносятся зловещие гортанные крики, будто кто-то негодует на чужаков, вторгшихся в его владения. Эти грозные звуки — карканье потревоженного воронья. В наше время ворона встретишь не часто, сегодня это птица-одиночка, однако в ту пору многочисленные вороны сбивались в стаи; они водились даже в городах, а уж в глухих местах просто кишмя кишели. Чёрные точки усеяли утёсы, кружат над долиной, и хоть от них до всадников добрая миля, от их тревожного карканья и зоркой враждебности всем делается не по себе. Сколь разными ни казались бы путники, хриплый вороний грай пробуждает в душе у каждого тайное чувство страха. Всем им ведома дурная слава ворона…»
Норман Мейлер (1923 – 2007) – писатель, которого считают идеологом битников («поколения 50-х»). Критики называют Мейлера хорошим писателем, оригинальным журналистом, удачливым сценаристом и кинорежиссером. Его работа «Белый негр, или Поверхностные размышления о Хип-стере» (1957) дала название явлению контркультуры – «хиппи». За свою жизнь Мейлер написал более сорока романов и эссе. Особо критики отмечают его роман – «Нагие мертвые», в котором показал абсурдный смысл войны, через экзистенциализм восприятия.
Отрывок из произведения Н. Мейлера «Вечера в древности»:
«…Когда я наконец лег у рта этого каменного ствола, в конце него мне открылось небо и лунный свет, срезанный его краем. Пока я отдыхал, луна стала полностью видна и облила всего меня своим божественным светом. Из далеких фруктовых садов доносилось благоухание финиковых пальм, фиговых деревьев и ясно различимая свежесть винограда. Воздух этой ночи пробудил во мне смутные воспоминания о садах, в которых я когда-то любил женщин. Я вновь узнал запах роз и жасмина. Далеко внизу, у берега, очертания пальм, должно быть, казались черными на фоне серебристой воды реки…»
Я назвал небольшое число английских писателей, которые в своем творчестве развили английское писательское наследие.
Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978 г.
2. Аникин Г. В. История английской литературы. М. 1975 г.


Рецензии