шагреневая кожа

При желании заняться философией под чашечку крепкого кофе, у меня бы вышла бы пара искалеченных фраз, которые, отзвучав медными трубами по свету, свалились бы измотанными горбунами в дешёвых клиниках, отыграли мажорными нотами из уст городских оркестров или проревели попсовыми мотивами из динамиков мчащихся на огромной скорости легковых автомобилей.

Но я всего лишь человек, желающий выпендриться красивым словом.

Французский автор не только попивал в неограниченных количествах кофеёк, закусывая выпитое цельными зёрнами, смачно похрустывающими на зубах, но и создавал интереснейшие философские работы, слывя при этом страшным трудоголиком (шутка ли, проводить за рабочим столом по 15 часов, работая одновременно над 4 романами).

Любил товарищ Оноре, плеская из кружки кофе и перебрасывая оную из руки в руку, рассуждать и разглагольствовать. И вот в чём вся закавыка: ведь всё по делу! Обрисует загнивающее общество в весьма точных полутонах, достоверно отразит все светотени, покажет всю хладность толпы, разодетой баронами да маркизами; скинет маски с красивых лиц, извлекая на свет ужас. За то и люблю французского классика: он предельно точно рисует каждого персонажа по отдельности, незаметно для читателя показывая целый мир, потому как ни один из персонажей не бывает похож на другого - все до безобразия разные и до предела чёткие.

Порой читая философскую притчу, я ощущал, что у меня закипал "чайник", дым валил из ушей, а мой мозг не мог уместить всю информацию, втиснутую писателем в синтаксические конструкции, размещённые на бумажных листах перед моими глазами. Я отдыхал и ждал, когда мозг переварит прочитанное и будет готов к свежим порциям информации.

Много людей (а я видел огромное количество отзывов) заплевали роман "Шагреневая кожа". Не понимая авторских идей и замысла из-за сложностей при чтении (а их достаточно), читатели называли произведение скучным. Применительно ко мне могу сказать, что я не считал роман скучным, хотя лет десять назад согласился бы с большинством. Но с возрастом, видимо, всё-таки приходит мудрость, и я замечал, как каждое слово впитывалось моим подсознанием, и словно некая волшебная палочка выправляла его и расширяла поле возможностей мозга. Хватит обо мне - предисловие затянулось.. Ничего, оторвусь на романе.

С чем читатель сталкивается в философской притче Оноре де Бальзака?

Вот вопрос, и я на него отвечаю. Мы видим перед собой молодого человека Рафаэля, потерявшего из-за нищеты вкус к жизни. Он стремится прервать молодые годы грехом первой степени, то бишь самоубийством. Опрокинуться в воды Сены и пусть бренное тело разбирают коронеры. Вот! Но...Как назло, всегда случается какое-нибудь коварненькое "но", словно мышь, выскочившая из норы в поисках сыра, словно блоха, прыгнувшая на огромную дистанцию для достижения тёмного леса человеческой шевелюры, как таракан, рыжий и быстроходный, передвигающий многолапием из-под буфета к кухонному столу, откуда посыпались авторскими многоточиями хлебные крошки.

Перед прыжком в Сену Рафаэль зашёл поглядеть на красоты антикварной лавки, которую со всей тщетой описал товарищ французский писатель. В итоге герой стал обладателем шагреневой кожи, способной исполнять желания, но при этом не безвозмездно. За всё в этой жизни надо платить, не так ли? И разумеется, позднее встаёт вопрос о соразмерности платы за исполнение всех желаний. Но это после, а пока...

Рафаэль, став обладателем эдакого чуда, понятное дело, передумал быть утопленником, а стал богатейшим человеком, с головой нырнул в высшее общество, познал настоящую и ненастоящую женщину. Автор много говорит в своём трактате о роли женщины в обществе, в жизни, о благотворительности её, широкой любви и фригидности. Со всех сторон изучает господин писатель непостижимую женскую суть. Сквозь Полину - любовь чистую и добродетельную, а сквозь Феодору - фригидную гадину, маску общества.

Загнивающее общество в этой притче удалось описать во всём его великолепии, от которого моментами становится не по себе.

Ведь знаешь: да, так всё и бывает; да, так и происходит, но задевает Бальзак струнки души и дрожь внезапно сотрясает тело. Жуть обжирательства и существования никчёмного общества до того реалистично описано, что хочется спалить полотно с его изображением: до того противно! А ведь всё так и есть! Бальзак ни на мизинец ничего не придумал. Он описал тогдашнее общество во всей его загнивающей красоте, и оно мало чем отличается от сегодняшнего, равно как и жизнь схожа до безобразия. Просто два века добавили технологических разработок, но суть проживания ничуть не изменилась.

Короче, об этом фантасмагорическом философском трактате я бы мог писать часами, размышлять о роли человечества, о его падении, о его желаниях и так далее... Не зря роман входит в общий цикл бальзаковских произведений "Человеческая комедия". Да, в романах, относящихся к циклу, есть главные герои, которым нужно сопереживать или не нужно, но основной целью было донести до читателя мысль, что высшее общество не пишется с большой буквы, что все его представители такие же запутавшиеся люди. Просто у них более щедрое финансирование, вот и всё. А так: детишки, заигравшиеся в песочнице, которых остановить не под силу никому, потому как деньги, как известно, решают всё!
15. 01. 2021.р.


Рецензии