Рождественский бал...
https://finansbal.kapital-info.ru/read_hall/pub/16
Рождество..
_________________________
Людмила Кичигина
***************LK
Тихо - тихо падают снежинки
Эхом...ветер загудел в печи
С белизной сверкающей, тропинка
Под луною... светится в ночи!
На стекле, сосулек хороводы....
Маленьких, прозрачных, навесных
От мороза ....белые разводы....
И проталины, от жарких губ твоих!
Счастье - тихо падает в ладошки
Хочется нам в праздник песни петь
Божьи птицы - собираем крошки
Чтобы в душах радость отогреть!
Мы с тобой в объятиях и неге
Согреваясь внутренним теплом
Вновь повесим в доме обереги
Ель душистую украсим за окном!
Спит наш сад, одет в наряд пушистый
Звёздным отливает серебром......
Будем жить, как снег, в сугробах чистый
В них.... любовь, горстями соберём!
Счастье - тихо падает в ладошки
Хочется нам в праздник песни петь
Божьи птицы - собираем крошки
Чтобы в душах радость отогреть!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2018
Свидетельство о публикации №118010509660
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Менцель Адольф. Бал в Новом дворце в 1829 году. Картина написана в 1854
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.
Владимир Первунинский - Светский раут
Дворянские балы
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Всё... вселенная знает
______________________________
Людмила Кичигина
***********LК
Так открыто ,без фальши
Ты взглянула мне в душу
Улыбнулась ...что дальше
Ну терзай я не струшу!
Вдохновлён на безумства
Пусть сгорают мечты...
О порог вольнодумства
И предел пустоты!
Во вселенной так много
Просто тлеющих душ...
Но к тебе вновь дорога
Предрассудков и стуж!
Погляжу возрождённый
Хоть с ожогом в душе
Слог зимою рожденный
Не напрасен уже!
Значит жив… коль страдаю
Это значит люблю....
Хоть тебя я не знаю
Но о счастье молю!
Всё вселенная знает
И прекрасного ждёт...
Никого не обидит
Кто любовью живёт!
МУЗ несчитанных лица
То одной - то другой
Душа в небо стремится
Обретая покой!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2018
Свидетельство о публикации №118052107825
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
М. Зичи бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в здании вокзала
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения "делали свое дело". Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, "в крови" и воспитывалось с детства.
James Hayllar 1829-1920
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец "ходячий разговор". Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.
Скажи мне, сердцу друг бесценный...
___________________________________
Людмила Кичигина
А.С. ПУШКИНУ
*****************LK
Скажи мне, сердцу друг бесценный
Дороже страсть нам иль любовь
Ведь поцелуй " обыкновенный"
Не так волнует нашу кровь...
Любовь порой без страсти тает
Иль плавною "рекой" течёт...
Да и страстишкам(Бог то знает)
Что без любви потерян счёт
Так пусть же чувственная вьюга
Нас не покинет никогда...
Любовь верна -ей страсть подруга
Там Бог и счастье сквозь года
© Copyright: Людмила Кичигина, 2019
Свидетельство о публикации №119030308693
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах "летучие, почти воздушные вальсы".
Бал при Александре II.
Мазурка — это середина бала. Она "приехала" в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки "антраша", во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.
А Петербург запорошённый...
_____________________________
Людмила Кичигина
***************LK
Возок чуть блёстками "припудрен"
Мороз крепчает. Порошит..
И в капельках златые кудри
В глазах огонь любви горит!
фонарь качаясь оживляет
Сверкающий в сугробах снег
И ель в восторгах ожидает
Сокрытых тайною утех..
Внутри тепло в объятьях жарких
Снег тает капельки воды
И в чувствах этих, страстно ярких
Лишь страх -предчувствие беды.
Не ведал снег след заметая..
Какая ревность здесь царит
В преддверии земного рая
Сражён соперник !Миг -убит!
И струйкой кровь на платье дамы
Возок помчался, как "шальной"
Конца нет этой зимней драмы
Бросок -лёд треснул над Невой.
Там в театре "пышной" Мариинки
Вдруг выстрел -напугал балет
И словно с зеркала соринки..
Стряхнул Господь на сотни лет
И Петербург запорошённый
В кровавой драме утопал
А флирт страстями оживлённый
Вновь взгляды грешные бросал..
© Copyright: Людмила Кичигина, 2019
Свидетельство о публикации №119120809129
В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Фокусник...
________________________
Людмила Кичигина
***************LK
Я... исполняю все мечты..
Гадания please ..а к ним цветы
Гадаю вам под рождество...
Здесь счастье -жизни торжество.
Ах барышни скорей сюда
Лишь здесь волшебная вода
С запиской шарик ,не глядите
А нежно вводу положите..
Куда ваш шарик поплывёт..
Та "буква" свататься придёт
Затем тот шарик разломите
Там имя милого -берите!
Есть графы здесь -князья смотрите
И поцелуй мне... подарите...
Ведь шутка к шутке..к балу бал
Все поцелуи ведь собрал...
На завтра вас "гусар" обманет
Вновь фокусником к балу станет
Ведь вижу милые сестрицы..
Пылают "маком"... ваши лица
Ах всё..мечты.. мечты.. мечты
В них столько светской суеты
Всё там - на небе решено..
Там "фокус" ..то - то и оно!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2019
Свидетельство о публикации №119122109370
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что"большая вежливость — это учтивый обман", "истинное учтивость — это одолжение", "притворное лукавство — это обхождение", "всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении".
Катала Льюис Алварез (1836-1901), Dressing For The Ball 1876
Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.
Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I.Начало 1830-х
На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:
"...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче".
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
Герцогиня...
Людмила Кичигина
*************LK
В громах и молниях была
Её озябшая.. душа..
В балах Богинею слыла
А за душою ни гроша.
Из занавесок палантин
Велела(в тайне)мастерить
И час сменился не один
Пока "богатства вшита" нить
Давно уж слугам не дано..
Лишь чай да "зелёнь" на бобах
Ну диадема ... все равно
Царит в блестящих волосах.
Давно богатство промотав
Скончался (ей постылый)муж
Без денег герцогиня став
Скрывала столько бед и стуж
Вчера кузен с визитом был
Приехал денег одолжить...
Он до сих пор её любил
Но бедность ,надо как то жить.
И был отказ, что мол больна
Принять не может герцогиня
В своём здоровье не вольна
В отчаянье была Богиня .
Банкир стареющий, скупой
Ей предложил за титул руку
Вернуть богатство их скорей
Сулил.. познав тому науку...
На утро светский был скандал
Средь зал холодных - нет Богини
Так монастырь далёкий стал..
Любимым "домом" герцогини
Весною мимо проезжал..
Гусар с роскошными усами
Но... герцогиню не узнал
Что правда здесь судите сами.
© Copyright: Людмила Кичигина, 2020
Свидетельство о публикации №120031605217
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
Душой.. усвоенный урок...
____________________________
Людмила Кичигина
*****************LK
Быть.. не желал ..но ты просила
Да.. "охладел" - и ты "сдалась"
Так светских сплетен злая сила
Навеки разлучила нас...
Прошли года в высоком свете
Твой лик случайно повстречал
То наваждение , "эльф" заметил
И в ночь мне душу надрывал..
Как ты смогла ,потухшим взглядом
Меня ..надменно проводить
Сердца в любви забились рядом..
Смогла "лампадку" погасить
И вспомнил я ,как ты просила
Молве не верить! Не простил
Карету тройка уносила...
От той, что пламенно любил
В ночных полях я ,как безумный
<Прости> -кому то прокричал...
И свет,где снег струился "лунный"
Погас.. (как видно не прощал)
Природа горестно молчала..
Ах , как я жалок,как жесток
"Осколок" светского скандала
Душой .. усвоенный урок...
© Copyright: Людмила Кичигина, 2019
Свидетельство о публикации №119120609584
М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: "Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих". Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Рождественский бал
Людмила Кичигина.
*******************LK
Твой румянец жаркий и не дюжий
Мне о чувствах тайных говорил
Взгляд пропитан колкой ,зябкой стужей
Сразу все догадки ... уносил...
Тяжкую предчувствуя разлуку
Ты прошла беспечно стороной
Суть твоя вещала жизни скуку
Не заметил яркий танец твой...
Не спешил.. тебя в толпе теряя
Может и желая потерять...
Что сказать ,коль жизнь у нас такая
На "вершине" деньги ,так сказать
Разорён, нет титула ни званья
Роскошь не смогу тебе дарить
Ты в любви, за гранью пониманья
В свет тебе уже не выходить.
Я давно уже не щёголь светский
Всё на мне лишь жизни мишура.
Позабыл французский и немецкий
Уезжать в деревню мне пора.
В старой церкви, в благостном покое
Стану вдоль реки в садах ходить
Чтобы вам мадам... сказать такое
Чтобы ...пожелали... разлюбить!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2021
Свидетельство о публикации №121011309492
Бал... бал!!! Фейерверк, танцы, ухаживания, любовь, подозрения, вызовы на дуэль... Романтика?! Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.
Свидетельство о публикации №221011501671