Не продается

        НЕ ПРОДАЕТСЯ
 
        - Алло! Привет!
        - Коля, ура! С возвращением!
        - На месте?
        - Для тебя всегда! Когда заедешь?
        - Могу через 30 минут.
        - Жду!
        - Баню включишь?
        - Бегу!!!
        - Еду!
        Радость. Николай позвонил! Вернулся! Из очередной командировки на Северный Кавказ. Голос веселый; значит все норм. Коля владеет двумя иностранными языками, приёмами рукопашного боя, навыками ночной стрельбы и пр. На теле память дальних командировок: следы осколочных и ножевых ранений. И он – мой друг! При офисе небольшая уютная банька, кухонька, комната отдыха-переговорка и винный погребок. Отличное место лучших моментов жизни: встреч с друзьями. К душевной встрече все готово: на столе и в холодильнике вкусности, сопровождающие банные посиделки. И вот, завернутые в полотенца, сидим в предвкушении первого захода в парилку, где температура вот-вот достигнет желаемой. Тут важно досрочно алкоголем не злоупотребить. Недавно приобрёл я пару ящиков шикарного контрабандного коньяка. Обошлось это; что тоже предмет гордости, даже меньше, чем бы при покупке в Charles de Gaulle Airport Duty Free. От души хочу порадовать чудным напитком друга, ну и похвастаться тоже. В особые, люксовые коньячные рюмки, ручной работы, налил понемногу и аромат волшебства и праздника наполнил комнату. Мягкий французский сыр разделил на части прямо в тарелке и, предвкушая душевную беседу, думая, что деликатно, начал разговор ни о чем:
        - А как нынче на вкус пайковая тушенка?
        От прошлой жизни память глухих военных гарнизонов, многодневная авральная работа, больше под землёй, тушенка, офицерский паек, технический спирт... Ответ прозвучал невесело:
        - Тушенку выдали несъедобную. Сгущенку тоже. Пытались сварить - не получилось. Пропитание приобретали сами.
        Представляю –  досада. Ты офицер элитного подразделения, в любой момент можешь потерять жизнь, а кто-то уже наварился на закупке офицерских пайков, на войне. Да, эту гнилую тему надо сменить. Конечно, я в ожидании интересных историй о командировке, где мой друг за чужими спинами не отсиживался, но спешить с расспросами – …не очень деликатно. В СМИ как раз пережевывались конфликты и тяжбы офицеров, побывавших на северном Кавказе, со своими ведомствами из-за невыплат «боевых» – премиальных денег, причитавшихся за реальные боестолкновения. Я не нашелся, как зайти издалека:
        - А боевые вам платили?
        - Да почти нет. Если задача решена без стрельбы – боевые не положены. Мы выдвигались тихо, работу делали незаметно. Иногда надо было просто разыскать кое-кого интересного.
        - Чтобы просто разузнать что-нибудь интересное?
        - Пожалуй.
        - И выудили что-то любопытное?
        - Чемодан с деньгами подходит?
        - Смотря сколько в нем денег.
        - Очень много.
        - А это проблема. Чемодану денег не полагается быть единому. Курьера сцапали живым?
        - Угу.
        - Из местных?
        - Угу.
        - Чемодан денег на войне отправляется для решения вопросов или за их решение. Занятно. Но копать – идти по минному полю и не дай бог накопать. Дельцы большими суммами не рискуют и находят способ обставиться. Куда направлялся курьер? В горы? Нет, если денег много – в столицу.
        - Угу.
        - Угрожал?
Николай кивнул:
        - Не то слово.
        - Вел себя нагло?
        - Охренеть как.
        В голосе Николая проявилась какая-то заноза. Съехать бы мне и с этой темы, но:
        - Значит, имел корочки какой-нибудь особо крутой московской конторы, которые оказались реальными.
        Колино молчание красноречивее слов. Я просто порассуждал и попал в точку.
        - Вы доложили начальству и получили приказ извиниться и содействовать… Вызнать истину не довелось. Повезло.
Коля помрачнел. Без прелюдий с вдыханием аромата, похвал маслянистости и цвету, без сопровождения комплиментами, приличествующими употреблению знатного коньяка, мой друг одним глотком, без тоста, проглотил божественный напиток, как водку. Вот так нажгло! И эта тема гнилая. Немедленно сменить. Я налил.
        - Коль, не поверю, что вовсе не приключилось пострелять. Было?
        -...Довелось. Начальство понаехало. Их в автобусы, а мы обеспечивали безопасность передвижения. И тут нападение на колонну, обстрел, в транспорте пробоины…
        - А вы ураганным огнем, не жалея патронов... Коль, выпьем за вас, за тех, кто спасает Родину.
        - Лучше бы её не подставляли.
Прозвучало как-то совсем грустно. Выпили…
        - Коль, уже можно откровенно?
        - …Да давай уж.
        - Тогда не …лечи мне мозги. Если ВЫ отвечали за шкуры больших шишек, враг не смог бы даже приблизиться к колонне. Значит, стреляли холостыми. Для кого показуха?
Николай сжал губы.
        - Места пробоин в автобусах намечали накануне? Чтобы никого не задело?
Николай прикрыл глаза, молчал.
        - Удостоили-с вас особым доверием.
Понесло же меня проявлять проницательность:
        - Разыграть для начальства приватную забаву с налетом и фейерверком кому попало не доверят. А за исполнение могут благоволение проявить; надбавки не зажать.
Николай молчал, а я:
        - И командиры-начальнички повылезали из автобусов уже «чудом не погибшими участниками боевых действий», проявившими личное мужество и ... Фотки на память. Цацки положены соответствующие, профит для карьеры и званий, перед женами и любовницами щеголять. От сыновей почтение отцам-героям...
        Мой друг ухватил пятерней бутылку, налил до краев, поднес рюмку к губам, замер, вновь ее поставил, плеснул мне и залпом, молча… Закрыл глаза.
        Ну какой же я ...удак! Резанул по незаживающему. Офицер русский пришел с войны… … Не контужен, не ранен. Ни пуля его вражеская, ни нож. Моего друга переехало осознание страшной государственной тайны: ВСЕ ПРОДАНО!
        Счастлив ли кто, хлебнувши в этом убедиться? Такую острую реакцию я не прокачал. Друг, я знаю: ты ни в чем не виноват. Прости, прости меня! …А Родина никогда перед давшими ей присягу прощенья просить не будет ...и вообще…
        Какой тут на х…рен коньяк? Пижонство испарилось, как плевок на раскаленную сталь. Водку на стол, огурцы, стопки... … …………………………………. Тяжкий груз делили без тостов… ..…………………… ………………………………………………….. В парилку не пошли… ……… …………………………………………..………
        - Слушай, ну ты же сам ничего не продавал?
        - Нет.
        - За себя не стыдно?
        - Не продал и за себя не стыдно. И тебе нет.
        - И мне не стыдно.
        - И сыновей мы воспитали правильно.
        - Нам за себя не стыдно.
        - Значит, не всё продано!
        - Ну так за это!
        - Да, друг! За это выпьем...


Рецензии