Шахматная курица

Мои шахматные иллюзии

Я думал, что умею играть в шахматы. Это было до того,  как я сыграл с Колей. До него я много играл шахматы. Вообще в отношении шахмат моя жизнь делится на два периода: до Коли и после.
 

До Коли

Не помню, когда я научился (как я думал) играть в шахматы. Это было в раннем детстве. У моего друга  и одноклассника А.К. были шахматные часы  и, разумеется,  шахматы.  Ещё будучи школьниками, а потом уже студентами, мы с ним часто играли  блиц-партии по 5 или 10 минут. И мы думали, а я уж точно думал, что мы непревзойдённые мастера шахматной игры….Тем более, что дабы удивлять моего друга домашними заготовками, я изучал по книгам стратегию и тактику шахматной игры.

Коля

Каждый человек в своей жизни хоть раз чему-то удивлялся и кем-то  восхищался. Иногда чувство восхищения приходит тогда, когда думаешь, что делаешь что-то лучше всех или почти, по крайней мере, очень хорошо, а потом встречаешь человека, который делает это значительно лучше. Так было и со мной,.
Коля — особенный и удивительный человек. В своих небольших рассказах из своей жизни в рубрике «Между делом» я не мог обойти его своим вниманием.
В жизни, пока мы общаемся,  мы всегда сознательно, а чаще неосознанно, оказываем влияние друг на друга, чему-то учимся, обогащаем друг друга. У Коли было чему поучиться. Он один из первых дал понять, что мы можем быть жертвами собственных иллюзий или заблуждений!
Он постарше меня, а у нас у кавказцев, особенно в молодости, это имеет большое значение! Старший по возрасту — это значит априори уже авторитет для младших.
Я был обычным студентом, а Коля был уже после службы в армии и старостой нашей группы. А главное — старше меня по возрасту. Тонко чувствующий человек, остроум и философ… Насчёт философии… мы все немного философы, а остроумия у него было не отнять!   Кстати, вот эта способность все тонко ощущать и отсутствие способности переваривания потоков тупости и хамства, того, что нас иногда окружает с избытком, Колю подводило. Коля слишком тонкий человек, чтобы принять этот, порой жестокий и несправедливый мир.

Блиц-крах моих иллюзий

Как-то раз в студенческом общежитии, куда мы частенько захаживали, я оказался в компании с Колей. И нам подвернулись шахматы и шахматные часы. Ну сейчас, думаю, блесну мастерством, продемонстрирую ещё одну грань моих  непризнанных талантов. Сели с Колей играть по 5 минут… И…я как-то легко проиграл одну партию. Вторую. Третью. И каждый раз, после очередного проигрыша,  думал, ну сейчас напрягусь. Ну, вот сейчас… Это было тщетно. Коля легко меня обыгрывал, не напрягаясь. Он отвлекался, рассказывал анекдоты, куда-то уходил на минуту-две-три, причём часы свои не останавливал. Приходил, когда у него оставалась минута времени…и выигрывал у меня. Затем он предложил мне играть 5 к 1. И все партии он у меня выиграл. Легко и непринужденно.

Я понял, что столкнулся с чем-то, что выше моего понимания. Вначале это было чувство унижения, затем, когда он выиграл у всех присутствующих — восхищения. Он играл легко, как бы не думая, на автомате. Его фигуры на доске очень хорошо взаимодействовали.  Он мог играть «вслепую» одновременно  две-три партии, т.е. не  глядя на доски, и легко выигрывал. Оказалось, что он к.м.с. по шахматам и как раз специализируется на блицах. Играл блиц-партии на уровне мастера спорта. Он в моем представлении играл блестяще. Но он всегда мне говорил, что он играет средненько. Он играл с шахматистами, которые ему ставили 5 мин, а сами — 1 или 2. И выигрывали.

Я всегда думал, что умение играть в шахматы должно коррелировать с математическими способностями. Коля доказал обратное. В математике он был ноль. Сначала я думал, что он придуряется. Но нет. До сих пор не понимаю!  Как можно было не понимать элементарные вещи в математике и так играть в шахматы? Коля и тут меня удивил. Видимо, всё ушло в шахматы и места для элементарной математики не осталось. Математика слишком статична и поэтому скучна для того, чтобы Коля мог её понять!

Шахматный переполох на кафедре

Однажды, заглянув на нашу выпускающую кафедру, кафедру строительных конструкций, я застал играющих в блиц-шахматы преподавателей. Уровень был мой, то есть никакой. По сравнению с уровнем Коли.  А у него всегда были проблемы именно с данной кафедрой при сдаче экзаменов и курсовых. Я его быстро нашел, все объяснил. Затем снова пришел на кафедру и сказал все, что есть один студент, который любого преподавателя сделает 5  к 1. Те , конечно, серьезно это не восприняли, особенно, когда увидели, кто этот студент.  Но я настоял.

Это был бенефис Коли. Он отыгрался  за все свои страдания от данной кафедры и не только. Все, кто с ним играл, проиграли при подовляющем преимуществе Коли.  Под раздачу попали все, кто хотел доказать, что это недоразумение. С кафедрой произошло то, что когда-то испытал я. Они тоже не могли понять, как такой, по их мнению, тупой студент-хвостовик мог так играть. Конечно, после этого на Колю уже смотрели другими глазами, и он с легкостью сдавал все зачёты, курсовые и экзамены. Потом как-то поблагодарил меня за то, что я инициировал такой шахматный блицкриг.

Шахматные куры

После 4-го курса института нас направили в Сочи для прохождения летней  практики. В нашей компании было несколько человек, в том числе Коля и я. Местом нашей практики был Сочинский мясокомбинат. Вместо двух месяцев мы там проработали  первые полдня. Этого хватило и нам, и мясокомбинату, чтобы понять, что наши интересы не совпадают.  Нас отпустили и хорошо, что не попросили покинуть общежитие, помнится, на улице  Донской.
Наш праздник упоения свободой длился недолго. Через пару недель у нас закончились деньги. Перебрав все возможные варианты заработков,  мы решили использовать Колю и его шахматные способности.

В то время в парке Ривьера был шахматный клуб. Может быть есть и сейчас.
Этот клуб делал небольшой себе бизнес. В определённое время с утра или вечером собирались 16 человек шахматистов,  неважно кто это был: новенький или завсегдатай. Они скидывались по рублю и организовали блиц-турнир. По 5 минут. Каждый участник, соответственно, играл 15 партий. Турнир длился около 2,5…3 часов.
Занявший 1-е место в турнире получал 5 руб. За  2-е место — 3 руб, а занявший 3-е место возвращал свой рубль. В итоге шахматный клуб зарабатывал за каждый турнир 16-5-3-1= 16-9=7 руб. Неплохой бизнес по тем временам. 2-3 турнира в день и неплохой заработок.

Решили с Колей попытать счастья, и если получится, заработать денег. У нас сразу получилось. Получалось и потом. Коля обычно занимал одно из призовых мест. И тогда мы покупали в ближайшем кафе  курицу-гриль (или полкурицы, или просто проходили мимо в зависимости от того,  какое место заняли).

Дело в том, что иногда попадались шахматисты — настоящие мастера. Был среди них один мужичок, волосатый, хромой и ничем более не примечательный. Всегда приводил с собой девушек, которые были каждый раз разные, но все красивые и явно не шахматистки. Не знаю, вдохновляли ли они его  или отвлекали его соперников, но почти всегда у всех выигрывал! Он был высококлассным шахматистом.

Когда он приковыливал с очередной девушкой в клуб, я понимал, что над нашей курицей нависала реальная угроза и мы можем остаться без ужина. С такими Коле было особенно тяжело. Он играл с ними на время и выигрывал чаще по времени, а не по игре. Поначалу это плохо  получалось. Пару раз оставшись без нашей шахматной курицы, мы решили подключить меня, объединить наши усилия. Мои шахматные «способности» были не при чём.   Тут пригодилась быстрота моей реакции.  (Не зря, ещё в школе, я был неплохим вратарем…А может это моя очередная иллюзия).

Моя роль была очень простая: стоять рядом с  Колей и следить за флажком соперника с момента, когда он начинал зависать. А когда флаг соперника падал, я толкал Колю ногой и он говорил: «Флаг».  В итоге, Коля стал занимать только первые места.  А хромой шахматист был обычно вторым. Однако, для меня это было тяжёлое испытание, потому что самые интересные моменты в завершающей стадии игры мне приходилось пропускать,  глядя на флажок соперника. Один раз на мгновение отвлекся, мы проиграли хромому и это стоило нам полкурицы.  Посчитали, что ее съела девушка хромого.

Шахматная блиц-партия имеет такую особенность. Выиграть можно или поставив мат, или если зафиксировать факт падения флажка соперника. Бывали случаи, когда флажок соперника ещё висел, а наш флаг уже упал, но соперник, увлечённый игрой, этого не видел, пытаясь поставить мат. И когда его флаг тоже падал, я толкал Колю, Коля говорил: «Флаг» и как первый заметивший это, признавался победителем. Часто именно эти последние  секунды или доли секунд были решающими и позволяли нам выигрывать партии в бызвыходных положениях для Коли, в шаге от неминуемого мата. И, главное, съедать нашу честно (или почти честно) заработанную шахматную курицу.


Рецензии
Да, очень интересная история, участником которой через несколько лет, после изложенных в рассказе событий, с подачи автора этого рассказа был и я. Почему-то автор не счел нужным рассказать об этом – возможно, позабыл о ней или показалась ему не заслуживающей внимания. А может, таких историй было много…
Эта история случилась в период нашей с Эдуардом учебы в аспирантуре в Москве. Тогда мы с ним жили вместе в одной квартире в общежитии на Щелковской. А как мы жили в общежитии можно прочитать в рассказе Эдуарда «Рыбный суп» – я тот самый Бек, один из его персонажей…
Мы с Эдуардом в свободное время часто играли в шахматы, причем всегда с использованием шахматных часов. А игроки мы были примерно одного уровня. Он часто в ходе игры вспоминал о своем друге Коле. Рассказывал, что Коля играет слабовато, но, несмотря на это, не любить проигрывать – если проиграет, то не отпустит до тех пор, пока не выигрывает.
В один из вечеров, мы, ребята из Казахстана, ужинали в общежитии вместе с моим гостем из Алма-Аты Найманом Калабаевым. Приехал Эдуард и заглянул в нашу комнату через полуоткрытую дверь. На мое приглашение поужинать вместе с нами он отказался, сказав шепотом, что он не один, а с Колей, о котором он часто рассказывал. При этом интригующе подмигивал и сказал «Лучше давай поиграй с ним в шахматы, сам оценишь его уровень мастерства и каков его характер».
Я в тот день был дежурным по кухне (об обязанностях дежурного можно прочитать в указанном выше рассказе «Рыбный суп»). Поэтому я предложил, пока буду занят уборкой и мытьем посуды, надо начинать играть с моим гостем Калабаевым Найманом, который был, по моей оценке, довольно хорошим шахматистом. Они начали играть, а я пошел заниматься кухонными обязанностями.
Когда я потом вернулся в комнату, увидел, что у Коли на шахматных часах флажок уже «висел», а у Наймана оставалось, кажется, еще минут десять. Я был горд за своего земляка Наймана, стал изучать ситуацию на шахматной доске. Не успел толком оценить ситуацию, какая досада, Коля поставил мат Найману. Было очень обидно, флажок-то у Коли уже «висел»…
Пока я отходил от своего эмоционального стресса, как они уже начали следующую партию. О Боже, что это такое – история опять повторилась – при также «висящем» флажке Коля опять объявил Найману мат. Так прошла и следующая партия – только тогда я смекнул, что-то здесь не так – происходящее явно не соответствовало тому, как ранее Эдуард рассказывал мне о Коле. Я с негодованием смотрел то на Наймана, то на Эдуарда, который с нескрываемым удовольствием ехидно смотрел на меня, всем своим видом показывая, как он лихо разыграл меня – тогда я окончательно понял, что Коля отнюдь не слабый шахматист, а мастер высокого класса…
Коля затем часто приезжал в Москву, останавливался у Эдуарда. Завязались с ним у нас довольно хорошие дружеские отношения – он оказался приятным собеседником. Играли, конечно, мы с ним в шахматы – исход игры, к сожалению, всегда был предсказуемым. У Коли был свой особый, незнакомый мне доселе, рисунок игры – все его пешки, можно без преувеличения утверждать, одновременно рвались в противоположную сторону шахматной доски и очень часто превращались в ферзя…
Изложенная выше история, однозначно не претендует на рецензию, а всего лишь небольшое, навязанное к рассказу Эдуарда, дополнение…
Желаю Эдуарду здоровья и благополучия! Ждем от него еще много захватывающих произведений, а как он умеет это делать, думаю, знают все, кто знаком с его творчеством!

Адилбек Ботабеков   02.03.2021 14:44     Заявить о нарушении
Если бы существовал конкурс на лучшую рецензию на поизведения данного сайта, то мой дорогой друг Адилбек, несомненно, стал бы его победителем. Какой отзыв!? Нет, это не отзыв. Это - настоящее произведение или тоже нет! Это - часть 2 "Шахматной курицы". Возможна и 3-я часть в авторстве Наймана Калабаева.И версия самого Коли, который, кстати, и не догадывается о том, что мы пронесли через почти всю жизнь наш шахматный шок и, думаю. не только мы одни, из тех, кто "пострадал" от Коли.
Спасибо, дорогой Адилбек, за такую замечательную развернутую интереснейшую рецензию, за добрые слова и пожелания!

Эдуард Кушу   04.03.2021 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.