Любовь сквозь годы

«Времена не выбирают,
           в них живут и умирают.
            ----------------------------------
           Что ни век, то век железный».

Судьбы предков моих родителей удивительным образом переплетены.
Встретились родители и в глухом сибирском селении Верхне-Усинском.
Но еще раньше их предки - Соловьевы и Узуновы вместе проживали на берегу Енисея в селе Нахвальском, посещая по воскресениям местную Богородецкую церковь, и городе Красноярске – Маямсины Суриковы и Сафьяновы, доверяя сердечные тайны  на исповедях священникам одной и той же Покровской церкви.
Шло начало 19 века.
 Сумерки городской церкви, запах ладана. Звуки церковного хора – идет воскресная служба. «… И ныне и присно и во веке веков. Аминь!» 
Среди прихожан Красноярской Покровской церкви появились новые прихожане. Это вновь причисленные к приходу члены городского мещанского сословия, бывшие крестьяне окрестных деревень Песчанки, Замятиной и Голощаповой: Иван Осипов сын Маямсин, Капитон Сафьянов со своими родными и Андреан Петров сын  Суриков с семьёй. Все им здесь было в новинку: и обилие посетителей, и пение церковного хора, и богатое убранство храма, и внимание молоденьких прихожанок – оба первых из них были  еще молоды и не женаты, но уже состоявшиеся и состоятельные женихи.
Капитон Сафьянов со своим отцом Михаилом Андреевым,  родным братом Николаем и приемным  братом Иваном крестьянствовали в деревне Замятиной Подгородней волости Красноярского уезда – разводили  скотину, имели доход от молочного торга. Накопилось деньжат, стали прикупать домишки в городе, сначала один – у мещанина Анцифарова по Качинской улице, затем ещё парочку – у капрала Потылицина.
Иван Осипов  Маямсин, оставшись в двух летнем возрасте без отца, воспитывался своим дедом отставным солдатом Фёдором Леонтьевым Тараном, в чьём доме  и проживали. Иван Осипович оформил статус мещанина города Красноярска и жил «от своих трудов», женился рано - нужна была хозяйка в доме, появился сын Прокопий.
Андреан Петров  Суриков поселился в городе Красноярске с женой и детьми, переселившись из деревни Голощапово все той же Подгородней Волости.

 Не долго Капитон Сафьянов ходил в городе в женихах, как-то во время церковной службы пересеклись взгляды Капитона  и уже немолодой девицы Надежды – Капитону нужна была хозяйка в доме. У молодоженов стали появляться дети, двум их которых Анисьи  и Павлу судьба уготовила долгую и содержательную жизнь.
Зима 1845 года. Село Нахвальское местная Богородецкая церковь.
Сумерки сельской  церкви, запах ладана. Звуки церковного хора.
У алтаря жених - мещанин города Красноярска Павел Капитонов Сафьянов 24 лет от роду и невеста – девица дочь умершего нахвальского крестьянина Анна Емельянова Соловьева 22 лет…
«Венчается раб божий Павел рабе божьей Анне… И ныне и присно и во веке веков. Аминь!» 


Иван Осипов  женился уже в 17 лет. Его внук Александр Прокопьев сын связал свою судьбу с фамилией Суриковых. Супругой Александра стала внучка Андреана Петрова  Сурикова Евдокия дочь Ивана.

Осень 1861 года.
 Сумерки града Красноярской   Покровской церкви, запах ладана. Звуки церковного хора. В храме прихожан  немного: родственники по жениху: крестьянин села Коркинского -Черкасов Иван Иванов  – родственник по матери жениха - Черкасовой Агафьи Гавриловой, красноярский мещанин - Маямсин Андрей Иванов; родственники по невесте: красноярские мещане – Василий Стефанов  и дядя невесты - Суриков Павел Андреанов.  Идет венчание внука красноярского мещанина Ивана Осипова  Маямсина - Александра Прокопьева  25 лет от роду первым браком с внучкой красноярского мещанина Андреана Петрова   - девицей Евдокией Ивановой Суриковой 25 лет. Обряд венчания совершает священник Красноярской Покровской церкви – Алексей Евтюгин с диаконом Николаем и дьячком Дионисием Поповыми: «Венчается раб божий Александр рабе божьей Евдокии… Аминь!» Александр Маямсин - потомок старинного рода сибирских казаков, старатель в третьем поколении, обеспечивающий семью добычей енисейского золота в семейном урочище, носящем название по их фамилии «урочище Маямсин». Евдокия Сурикова – потомок сибирских казаков, появившихся в красноярском остроге еще в период первой «красноярской шатости» - девушка решительная и суровая, связав свою судьбу со старателем, разделила с ним все тяготы бродячей старательской жизни. Где-то на приисках завели и народили они своего первенца – сына Владимира. Александр норовом был отчаянный – с  другим характером старателем не станешь – зиму проводил в кабаках и драках, так и сгинул в 30 летнем возрасте «от нанесённых ему побоев, не приходя в сознание», оставив молодую супругу вдовою, а малолетнего сына Владимира -сиротою.
Внук Капитона Сафьянова Георгий Павлов, который  жил уже в Минусинске, женился на дочери Минусинского купца Попова Ивана Петрова – Пелагеи.
Сумерки городской церкви, запах ладана. Звуки церковного хора. «Венчается раб божий Георгий рабе божьей Пелагеи… Аминь!»  Георгий стал купцом 1 гильдии, городским главою и носил неофициальный титул «графа урянхайского», владел золотыми приисками в Урянхайском крае.

Тяжело пришлось Евдокии Маямсиной-Суриковой с сыном без мужа, а сыну Владимиру без отца, но характер последнего от лишений только окреп, пришлось ему бросить отчий дом и пойти вслед «за золотом» на юг губернии, где добывал он золотишко на приисках Георгия Сафьянова. Так жизненные пути потомков Капитона Сафьянова и Ивана Осиповича Маямсина пересеклись вновь.
 Там юный старатель Владимир встретил свою любовь, такую же «безотцовщину»  Дарью - дочь Никиты Узунова. А было это в городе Минусинске, где они и были венчаны в Спасской церкви в 1888 году…
 Сумерки городской церкви, запах ладана. Звуки церковного хора. «Венчается раб божий Владимир рабе божьей Дарье… Аминь!»  Владимиру повезло больше, чем его отцу – он прожил 56 лет, но так же был убит завистниками в годы гражданской войны, когда ценность человеческой жизни стала еще меньше, чем несколько десятилетий тому назад. Убит не на поле брани, где шли классовые разборки, а из-за угла, подло во время исполнения сугубо гражданского дела – почтовой перевозки. Но у них с Дарьей осталось 10-ро детей!  8-ым ребенком был Миша Маямсин, мальчик черненький и шустрый, а старшие братья все были белобрысые.
В 14 летнем возрасте Миша остался без отца, а время было лихое, суровое – гражданская война, НЭП, репрессии, строительство социализма. Миша рос, мужал, остался фактически старшим мужиком в семье.

Город Томск,  февраль 1908 года.
 Сумерки града -Томской Духосошественской церкви, запах ладана. Звуки церковного хора. В храме:  жених - минусинский купеческий сын  Иннокентий  Георгиев Сафьянов – вторым браком, 32 лет от роду, невеста – дочь преподавателя Томской духовной семинарии, Статского советника, девица, 22 лет от роду - Анна Михайлова Михайловская; свидетели по жениху: минусинский мещанин Иван Карпов Леонов, студент 5 –класса Томского технологического института Павел Георгиев Сафьянов; по невесте: студент 2-го курса  медицинского факультета Василий Алексеев Листов и студент 2-го курса медицинского факультета Ипполит Евлампиев.
Обряд венчание совершает преподаватель Томской духовной семинарии протоирей Серафим Путодлев.
«Венчается раб божий Иннокентий рабе божьей Анне… Аминь!»
В том же году разрешилась Анна дочерью Марусенькой.

В 1929 году приглянулась Мише Маямсину скромная, незаметная девушка – Марусенька Сафьянова – дочь «заезжего» революционера Иннокентия Сафьянова и внучка Сафьянова Георгия Павлова сына, которая большую часть времени просиживала у окна своей комнаты. Миша то давно нравился Марусеньке. А вот как её - затворницу он приметил?
Обшарпанные стены сельского совета, прокуренный голос секретаря: «именем рабоче-крестьянской власти…  объявляю Вас мужем и женой».
Так сошлись в одной семье потомки Капитона Сафьянова, Ивана Осипова Маямсина и Андреана Петрова Сурикова, жизненные пути  которых судьба пересекла ещё в начале 19 века в городе Красноярске. Так началась супружеская жизнь моих родителей. Что только не довелось им пережить и ссылку, и войну, бедность и голод. НО любовь, что вспыхнула между ними в глухом сибирском селении, помогла им всё пережить, воспитать пятерых детей и прожить вместе 43 года. Описание судеб их детей – это уже другая история.


Рецензии