1. 8. Александр Иванович Казначеев

      
       http://proza.ru/2021/01/15/367
         Феодосия сложно выживала после войны 1812-го, принёсшей разруху чуму. Улицы города потихоньку приходили в ветхое состояние, фонтаны выходили из строя один за другим, как и остатки средневекового водопровода, тогда, в 1827 году, градоначальником города был назначен Александр Иванович Казначеев. Это был уже повидавший виды полковник, участник Отечественной войны 1812 года, который проходил службу в петербургском ополчении, был ординарцем у М.И. Кутузова, участвовал в битвах при Бородине, при Тарутине и при Лейпциге. Александр Иванович обстоятельно начал наводить порядок в городе, занимаясь всеми вопросами по его восстановлению и благоустройству. Горожане заговорили, зашептались, что вот бог послал наконец-то им правителя, к которому можно при случае и обратиться, попросить за нужду, радовались и работам, проводимым по восстановлению города. Потом прошёл слух, что градоначальник служил и у новороссийского и бессарабского наместника графа М.С. Воронцова и прослыл там человеком, который может и за себя постоять и вопросы решить.

- Ну, и слава богу, хороший барин!

      Александр Иванович не брезговал и пешочком порой пройтись и в закоулки заглянуть, что и как там обстоят дела. А вдруг там не порядок? В тот день Казначеев сидел в экипаже, посматривая по сторонам. Он только что проверил идущие работы по приведению в порядок фонтанов, проехал в порт и решил подняться вверх по улице и посмотреть порядок на окраине города.

      Погода стояла тёплая, экипаж не спеша пробирался вверх по улочке, как градоначальника привлекли звуки музыки. Скрипка наигрывала медленную красивую мелодию, Казначеев встрепенулся и приказал кучеру остановиться возле дома, откуда лилась музыка. Он увидел мальчонку со скрипкой и подозвал его к себе.

- Скажи мне мальчик, как зовут тебя и где ты так научился замечательно играть!

      Это был Ованес. Он, подбежал к экипажу, с интересом заглянул в глаза градоначальника:

- Это мои любимые восточные мелодии, - сказал он.

- А научился играть сам, мелодии подбираю на слух.

- А, фамилию скажи свою, имя?

- Звать меня Ованес, а фамилия Гайвазовский.

- Значит Ваня, Ваня Гайвазовский, молодец Ваня!

     И не спеша тронулся дальше, посматривая по сторонам. Настроение у Казначеева поднялось, и он начал намурлыкивать под нос услышанные только что мелодии.

     Ранним весенним утром 1829 года царила сказочная погода, и градоначальник Феодосии, Александр Иванович Казначеев, решил прокатиться по переулкам вверенного ему города. Градоначальник ехал на своем экипаже, придирчиво осматривая улицы:

- Всё ли так как должно быть?

     Как вдруг, на одном из заборов очень важного учреждения он увидел намалеванный углем рисунок. Рисунок, впрочем, был совсем не плох: рыбак, лодка и сеть. Что в этом удивительного - Феодосия находится на берегу Черного моря и, видимо, тот, кто нарисовал сей шедевр, не равнодушен к морской стихии. Но порядок есть порядок, и он должен быть во всем и везде, поэтому:

- Закрасить! – сказал градоначальник подбежавшему тут же полицейскому и добавил:

- Немедленно»!

- Есть! Будет исполнено, - ответил полицейский и бегом побежал исполнять приказание.

      На следующий день история с рисунком повторилась, но на этот раз неизвестный изобразил на заборе корзину с рыбой. Александр Иванович не на шутку разозлился и отдал новое распоряжение:

- Закрасить снова и поставить здесь городового!

      Так уж случилось, что в эту пору городской архитектор Кох пришёл на приём к градоначальнику и попросил посмотреть рисунки, выполненные на бумаге. Перебирая листы, Александр Иванович увидел тот же рисунок, что он видел при объезде городских улиц. Казначеев спросил:

- И кто же этот таинственный художник?

     На что архитектор ответил, что это Ованес Гайвазовский. Так что дальше не было проблем вычислить маленького нарушителя. Когда мальчика привели в его кабинет, Казначеев воскликнул:

- А старый знакомый! Ты хорошо рисуешь, Ваня, для начала определю тебя в гимназию, а там посмотрим.

     Вскоре городской голова Феодосии А.К. Казначеев был назначен Таврическим губернатором. С семьёй он переехал в Симферополь, взяв с собой и Ованеса Гайвазовского.  Спустя некоторое время при содействии А.И Казначеева и его ближайшего окружения, четырнадцатилетний Иван 15 августа 1831 года поступил в первый класс Таврической казённой мужской гимназии, где проучился до июля 1833 года.

     Интересно, что эта старинная гимназия, открытая ещё в 1812 году, сохранилась до сих пор, как сохранились и некоторые другие учебные заведения средней школы, появившиеся на полуострове ещё в XIX веке. Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Даже простое перечисление предметов дает представление о широте гимназической программы: математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия); изящные искусства (словесность, то есть литература, эстетика, теория поэзии); естественная история (ботаника, минералогия, зоология); иностранные языки (латинский, французский, немецкий); цикл наук философских (этика); экономические науки (статистика общая и государства Российского, коммерческая теория); история и география; музыка, танцы, гимнастика. Тридцать учебных часов составляли недельный учебный план.

     Учебный день: с 8 до 12 и с 14 до 16 часов. В среду и субботу занятия длились с 8 до 11 часов. Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. В ту пору в гимназиях существовали и телесные наказания.
Ваня Гайвазовский с головой ушёл в учёбу, всё ему нравилось, во всё он вникал, от радости, что он гимназист у него вырастали крылья. Здесь он продолжил совершенствование своего художественного мастерства. Первым учителем рисования юного Ивана Айвазовского был немецкий художник Иоганн Людвиг Гросс.

     Из свидетельства Симферопольской гимназии об учебе и успеваемости И. К. Айвазовского. [1833 г.]: «Ученик Таврической гимназии 2-го класса из мещанского звания — Иван Айвазовский, поступив в Таврическую гимназию в 1831 году августа 15 дня, обучался в первых двух классах оной по ниже писанное число, как из засвидетельствования учителей гимназии явствует, российской грамматике и логике, всеобщей российской истории и географии, начальным основам алгебры и геометрии, начальным правилам немецкого языка с успехом изрядным, начальным правилам латинского и французского языков — с хорошим, начаткам зоологии и линейному рисованию — с очень хорошим, вообще рисовальному искусству — с превосходным...»

     Через 178 лет, в 2007 году на всемирно известном аукционе «Кристис» картина этого самого мальчика «Корабль у скал Гибралтара» будет продана за 2, 708 миллиона фунтов стерлингов. Конечно, тогда Казначеев не догадывался, что бедный и никому неизвестный мальчишка, в чью судьбу он вмешался, будущий известный на весь мир художник, Иван Константинович Айвазовский.

- Было ли это счастливой случайностью или предопределено свыше? - спрашивают современники.
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/04/23/1113 Полностью можно прочесть книгу в Литрес. В поиске набрать Александр Смольников)


Рецензии
Истинный талант, Алек5сандр, всегда найдёт покровителей!
Спасибо за подробную биографию.
С уважением,

Светлана Петровская   31.07.2021 11:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана! Извиняюсь за задержку, был в деревне, там нет интернета... Айвазовский захватил уже давно, вот решился, написать о нём. Спасибо Вам большое за тёплые слова!

Александр Смольников   01.08.2021 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.