Что писал в 1948 году в дневнике 15-летний мальчик

Весна 1948 года. Всего 3 года, как окончилась война. 15-летний восьмиклассник рассказывает в своём дневнике о жизни школы в полуразрушенном войной Ростове-на-Дону и семьи, которая, как и многие ростовчане, лишилась во время войны дома и всего нажитого.

Представляю на суд читателей небольшой фрагмент дневника, с сокращениями. Мог ли я тогда подумать, что 70 с лишком лет спустя он способен стать одним из документальных свидетельств жизни послевоенной страны? Не парадной жизни и не загибов-перегибов, о которых спорят, которыми гордятся или возмущаются, а обычной жизни простых людей. Мне самому интересно сейчас это читать, а Вам?

22 февраля 1948 г.  Сегодня справляем день моего рождения. 19-го я получил две поздравительные телеграммы: от Сонечки из Одессы  и от папы из Москвы . Папа приезжает сегодня в 9 ч. вечера. Боюсь, как бы поезд не опоздал, и без того поздно. Уже получил два подарка: «Избранное» Пушкина от Сонечки Тархановой и «Тихий Дон» Шолохова от мамы. Вчера мама с Симой (Сима Рувимовна Файн – жена брата моего отца Иосифа) и Ольгой Ефимовной (наша домработница) пекли пироги. Пригласил к себе многих: Юру Ермакова, Владилена (Киселёва), Павлика (Певзнера), Вову Миллера, Вову Розенберга, Валю Варшавского, Бориса Гольдмана, Алика Крамерова (мои друзья-одноклассники)и Майю (Гофман, моя ровесница, дочь приятеля отца).

Сегодня вечер в школе. Благодаря моим именинам на вечер от нашего класса идут только трое.
 
Провёл сегодня отрядный сбор моих малышей (я был пионервожатым в одном из младших классов нашей школы). У них сегодня праздник: выпущен первый номер газеты «Юный пионер». Продолжил мою научно-фантастическую повесть. Исправил научные ошибки, в связи с этим немного изменил сюжет и уже пишу следующую главу.

Ударили морозы до –5 градусов. Дон ещё не встал, но покрылся коркой льда у берегов.

23 февраля 1948 г. Вчера первым пришёл Вова Миллер. Мы только уселись за шахматы, как пришли Алла (двоюродная сестра, младше меня на 4.5 года) и Эмма (Наткович - дочь приятеля моего отца, значительно младше меня). Шикарные подарки: «Избранное» Горького и «Война и мир» Толстого. Потом пришла Майя, она подарила мне 7-й том сочинений Чехова в роскошном издании. Следом пришли Алик (Крамеров) с Вовой Розенбергом, за ними Юра с Павликом. Папа, наш главный гость, приехал вовремя. Привёз мне две книги – «Кавалер золотой звезды» Бабаевского и «Песнь над водами» Ванды Василевской. А также конфеты и марки. Ребята ушли в 12-м часу.

10 марта 1948 г. Изволил всю неделю проболеть. Температура до 40.2°.Всё время лежал, встал только сегодня. Узнал уроки, завтра буду делать. Слежу за первенством мира по шахматам. Впереди Ботвинник.
 
16 марта 1948 г. Надо же: сегодня были две контрольные – по геометрии и географии. Сразу после болезни. По геометрии решил всё, Что с географией – не знаю. Женька Куфлевский таки заставил меня играть в турнире на первенстве школы по шахматам. Боюсь за результаты – после болезни играю значительно слабее. В турнире на первенстве класса проиграл подряд Владилену (Киселёву) и Дурачу. В финал не выхожу.

4 апреля 1948 г. Пошёл гулять на Энгельса (главная улица Ростова, ныне Большая Садовая)  – впервые за несколько месяцев. Встретил Жорку Терикова (  Георгий Карпович Териков – ныне известный писатель-сатирик, Заслуженный артист РФ. С тех лет мы с ним и дружим) и пошёл с ним. Где-то в толпе Жорка заметил Олю (Оля Петрова – девочка из 37-й школы, подруга Юры Ермакова) и позвал её. Потом появились Илья Каган и Юрка (Ермаков). Юрка всё время хандрил: увидел, как Оля взяла под руку Жорку и обиделся. Оля мне потом рассказала, что Юрку под руку не берёт: он высокий, и ей неудобно за ним тянуться. Проводил её до дома. По дороге она выложила мне свою душу – очень уж простая девчонка! В её вопроснике год назад Валя Варшавский написал, что дружба между двумя мальчиками или двумя девочками или мальчика с девочкой – это одно и то же. Я написал, что хорошая дружба мальчика с девочкой рано или поздно обязательно перейдёт в любовь. Оля тогда со мной не согласилась, а сегодня призналась, что тогда я был прав.

14 мая 1948 г. Только что пришёл из кино. Смотрел «Красный галстук». Очень понравилось. Это один из лучших фильмов, выпущенных в последнее время. В нём рассказывается о дружбе двух пионеров. Много острых моментов. Конец очень красивый. Я никогда в жизни не плакал в кино, а тут заплакал два раза.

Вчера у нас было сочинение. Я писал на тему «Печорин – герой нашего времени». Сегодня писали контрольную по геометрии.
 
Вчера ходил с Владькой (Киселёвым) в 37 школу играть в волейбол. Там было много наших ребят. Владилен усиленно ухаживает за двумя девочками, Ирой и Эллой. Вчера я имел честь играть с ними в волейбол.

Оля уже надоела Юрке Ермакову. Он дурак: с Олиным характером надоесть нельзя, Юрка просто не знает, чего хочет.

Сегодня заболел папа – высокая температура, и болит голова.

16 мая 1948 г. В субботу в школе я не был. Павка сказал, что я ничего не потерял. Утром ездил на Кожгалантерейную фабрику (аж в Ленгородок!) и привёз оттуда белого хлеба. По дороге зашёл в книжный магазин в гостинице «Ростов» и вдоволь насмотрелся на его книжные сокровища. Купил несколько книжечек библиотеки журнала «Красноармеец» и из научно-популярной библиотеки. Потом читал «Графа Монтекристо», которого мне удалось вырвать у Натковичей. Я проглотил его за два дня.

Был у Павлика (Певзнера) и вместе с ним ходил на консультацию по физике. Анатолий Петрович (Головко) дал нам интересную задачу. Я долго над ней сидел, но у меня получилось расхождение в 1 сек. Ходил к Павлику, и при содействии его отца решили её.

Вечером был в театре. Вместо папы с нами ходил Павлик. Смотрели «Вас вызывает Таймыр» в Театре комедии. Спектакль очень интересный и смешной. Я так хохотал, что даже неудобно становилось.

Завтра уезжает в Шахты мама (оба мои родителя постоянно ездили в командировки). Она пробудет там неделю.

Как быстро течёт время! Через 4 дня уже сдавать первый экзамен.

18 мая 1948 г. Наконец-то закончился учебный год! Сегодня у нас было 4 урока. Выводили четвертные и годовые оценки. Наставления учителей, как сдавать экзамены. Исключением был урок русского языка – был годовой диктант.
Александр Васильевич (Галилов, директор школы, вёл у нас математику) оба своих урока выводил четвертные оценки и давал наставления. Я так и ожидал, что он подложит мне какую-нибудь собаку. При проверке моей контрольной по геометрии он придрался, что у второй задачи нет второго решения. Поставил 4 и в четверти 4. В тот урок он отнял у нас 15 минут времени на сборы и диктовку задач. Как можно  за 30 минут успеть решить две нелёгкие задачи, да ещё двумя путями!

После уроков я и Павлик составляли ведомости. У нас в классе в 4-й четверти не успевают 15 человек из 36, а в году 9 человек. У меня 4 четвёрки: физика, химия, геометрия и физкультура. И пока ещё неясный русский. Сегодня педсовет. Просидели с Павликом до 5 часов – с ума сойти можно!

Сейчас пойду проститься с Майей – она послезавтра уезжает в санаторий.

19 мая 1948 г. У нас в классе всё благополучно – к экзаменам допущены все. Вовка Розенберг предложил вместе с ним и Валькой Варшавским заниматься геометрией. Начали, но вскоре выяснилось, что он мне не пара: мои знания гораздо выше.

Вчера вечером был у Майи, но дома её не застал. Пошёл прошвырнуться по Энгельса и нарвался на Емелю с оравой (ростовский хулиган). Они отняли у меня авторучку. Очень жалко, и отец ещё меня отругал. Но что я мог поделать? Сегодня хожу из-за этого с дурацким настроением.

Сегодня попрощался с Майей. Обещала писать. Только она может рассеивать у меня плохое настроение: для меня достаточно её присутствия.

21 мая 1948 г. Сегодня сдавали алгебру. В первый раз в жизни мне не повезло на экзамене по алгебре. Началось с того, что я 1,5 часа никак не мог решить задачу. Потом нашёл ошибку: умножал 6 на 6 и получил 12. Затем сделал ошибку в знаках – ребята мне на неё указали. Такие ошибки у нас называют файновскими. Теперь придётся довольствоваться четвёркой. Ужасно глупо!

Вчера было сочинение у 10 класса. Они решили подшутить над девушками из 10 класса 37 школы: написали им, что якобы будет такая-то тема. Те к ней и готовились. Какое же было удивление у ребят, когда эта тема действительно оказалась на экзамене!

У нас от испытаний освободили Вальку Варшавского. Сегодня буду заниматься историей.

24 мая 1948 г. Сегодня сдал геометрию. Отвечал неплохо, получил 5.
Был у Юрки (Ермакова). У него вирусный грипп с менингитными явлениями. А вначале вообще панику подняли: думали, менингит.
 
Послезавтра у нас история. Боюсь: многое успел забыть. Буду тщательно повторять.
Владька терпит второе поражение. По алгебре 2, по геометрии Александр Васильевич сказал, что поставил с натяжкой 3, но ещё будет разговаривать с Валентиной Михайловной – может быть, ещё 2 поставят. Не дай бог!

26 мая 1948 г., среда. Сдал сегодня историю. Мне попался 2-й билет, и отвечал я вторым. Оригинальное совпадение! То же было в 6 классе на экзамене по географии.
 
1.Народы Северного Причерноморья до III в. н.э.
2.Война за независимость и образование США.
3.Дата принятия Соборного Уложения.

(Не могу удержаться от комментария: до чего же актуальны сегодня эти вопросы! В свете баек некоторых украинских «учёных» о древних украх, которые жили на этих землях с незапамятных времён и даже вырыли Чёрное море. А также импичмента президента Трампа из-за недавнего штурма Капитолия его сторонниками, недовольными массовыми подтасовками результатов президентских выборов в США).
 
Всё это я прекрасно знал. Анатолий Степанович (Стасюк) не дал мне полностью ответить ни на один из этих вопросов. Задал два дополнительных вопроса по хронологии и посадил. 5 обеспечено.

Вовку Розенберга освободили от испытаний. Ему придётся сдавать только физику: в 4-й четверти у него двойка.

Сегодня вечером пробовал выучить наизусть «Гражданина» Рылеева. Учится легко, но голова у меня забита – ничего не запоминается.

29 мая 1948 г. Позавчера приехал из Таганрога папа и привёз с собой свою сестру Беллу. Она пробыла у нас только один вечер.

Сегодня писали сочинение. Предложили три темы:
1.Образ Петра I в произведениях Пушкина.
2.Положение крепостных крестьян по произведениям Фонвизина.
3.Художественные особенности комедии Грибоедова «Горе от ума».

Я писал первую тему. Перед началом экзамена пришёл директор и заявил, что больше 4-х часов не даст нам писать ни одной минуты. Но как мы ожидали, так и получилось: никто у нас работ не отбирал. Я писал 4 ч. 05 мин.

На Кировском, на нашем берегу Дона купаются люди – устроили пляж. Меня все уверяют, что вода уже хорошая. Я бы и сам не прочь искупаться, но нет времени.

Сегодня именинницы мать и дочь Натковичи – тётя Лена и Эммочка. Мы к ним идём. Тёте Лене купили огромный букет цветов, а Эммочке – две игры. Алла (Файн) дарит Эммочке раскладной деревянный дом. Мне было поручено его собрать, и он стоит у нас на этажерке.

31 мая 1948 г. Вчера утром ходили с мамой на стройку нового дома отрабатывать трудодни. В этом доме, когда его построят, мы будем жить, но это будет, по всей вероятности, не скоро (В этот дом мы переедем летом 1950 г.).

Сегодня сдал литературу. Ираида Михайловна вызвала меня 4-м от конца. Вытянул 9-й билет:
1.Биография Радищева.
2.Образ поэта в лирике Пушкина.
3.Чтение наизусть отрывка «Плач Ярославны из «Слова о полку Игореве».

Ответил я блестяще. Ни на один вопрос ответить до конца мне не дали. А 3-й вопрос вообще мне совсем заменили. Этот вопрос есть в 2-х билетах, и его уже отвечали. Ираиде Михайловне захотелось послушать что-нибудь другое, и она попросила меня прочесть отрывок из «Евгения Онегина». Получил 5. Сообщили мою оценку за сочинение – 5.

4 июня 1948 г., пятница. Вчера сдавал немецкий язык. С утра у меня было какое-то злое предчувствие. Ещё больше оно увеличилось, когда я встретил на улице Павку и Вольку (Бабанина). Они уже сдали экзамен и сказали мне, будто бы Полина Захаровна говорила, что будет меня сыпать. Как всегда на немецком, не обошлось без происшествий. Кто-то что-то не знал, и мне передали записку, в которой требовалось перевести на немецкий язык предложение «Летом я буду отдыхать на Чёрном море». Только я начал переводить, как Вовка Розенберг толкает меня в бок. Я смял бумажку и бросил её под парту. Поднимаю голову – стоит Полина Захаровна.
- Geben sie mir das! (Дайте мне это).
- Bitte. (Пожалуйста).
Взяла, посмотрела, да как начала на меня кричать! Думаю, пропал. Ничего, успокоилась. Больше я никому не помогал.

Вызвала меня одним из последних. Достался 18-й билет:
1.Чтение и перевод незнакомого текста. Ответы на вопросы бытового характера.
2.Перевод с русского на немецкий. Вспомогательные глаголы и их спряжение.
3.Правила чтения дифтонгов.

Боялся, что даст мне трудный перевод с русского на немецкий. Попалась ерунда: «Враги закричали: «Сдавайтесь, русские!». Ответил, написал, получил 5. Но я так разволновался, что у меня разболелось сердце. Дома отлёживался на диване, но сердце болит до сих пор.

Вчера вечером ходил к Юрке Ермакову. Он выздоровел, встал, ходит. Просится на улицу, но мать (врач) его не пускает, боится осложнений.

5 июня 1948 г., суббота. Ну, у меня гора с плеч свалилась сегодня – сдал физику. Когда шёл на экзамен, ребята здорово меня напугали: говорили, что сыпет, задачи трудные. В первой смене 4 двойки и всего лишь 2 пятёрки. Нервничал я порядком, хотя и не так, как на немецком. Вытащил 17-й билет:

1.Закон сохранения энергии при свободном падении.
2.Равновесие тел, имеющих точку опоры.
3.Задача.
Вопросы я знал хорошо, задача попалась лёгкая. Но на один недочёт Анатолий Петрович мне указал. В качестве дополнительных вопросов стал меня гонять по переводам из систем единиц. Это как раз то, что я не смог усвоить за весь год и выучил только за день до экзамена. Анатолий Петрович задал мне 7 дополнительных вопросов. Оригинально у нас с ним это получилось. Со своей обычной улыбкой он спрашивал меня, словно ожидая, что я не отвечу. А я, тоже улыбаясь, отвечал с таким видом, словно говорил: «А я возьму да отвечу!». До половины 7-го я ходил по коридорам в ожидании оценки. 5!

Во вторник у нас анатомия, я её не боюсь. Завтра утром пойду в кино, а потом в библиотеку читать дополнительный материал по анатомии.

Получил письмо от Майечки, очень рад. Пишет, что хорошо отдыхает, купается в море. Описала вечер. Я послал ей ответ.

8 июня 1948 г. Ну, всё! Сдал последний экзамен. Экзамен проходил в какой-то необычной обстановке и очень быстро. Я отвечал последним. Вытянул билет №3:
1.Сходство и различия в строении животных и растительных тканей.
2.Значение желёз внутренней секреции на примере щитовидной железы.

Когда ждал, пока другие отвечают, рассматривал картинки и ловил мух для ящерицы. Получил 5.
Теперь – гулять!!

10 июня 1948 г. Первый день после экзаменов. Утром был в кино. Смотрел «Поезд идёт на восток». Интересная и смешная картина.

Днём был у Ираиды Михайловны. Обсуждали выпуск заключительного номера журнала. В нём мы поместим лучшие сочинения по литературе. Вечером был у Женьки Борщевского по тому же вопросу.

Сегодня проспал до половины 10-го. Приснился мне сон, что я нахожусь в санатории и хочу записать в дневник свои впечатления. И вдруг… получаю письмо от Гофмана . Пишет, что я могу ехать к нему отдыхать, советует ехать в августе. Сон в руку. Красота!

Был у Ираиды Михайловны. Отбирали сочинения для журнала. Павка составлял ведомость. Сказал мне мои оценки: у меня четвёрки по химии, алгебре и физкультуре. Остальные – 5. У нас два отличника – Миллер и Страдомский. У Бабаева  все пятёрки, но 3 по стенографии.

13 июня 1948 г. Воскресенье. Утром возился с журналом и собирал деньги на подарок Ираиде Михайловне. Был у Павлика. Зашёл в школу к Ираиде Михайловне  насчёт журнала, но нарвался на Веру Ивановну. Она поручила мне убрать парты с коридора на 3-м этаже, но людей мне не дала. Около 2-х часов искал ребят, но никого не нашёл. Плюнул на парты и ушёл. Ходил на склад узнавать насчёт получения угля.

Вечером у нас был торжественный акт. Вручили цветы Александру Васильевичу, Евгении Андреевне (Шелепиной), Ираиде Михайловне и Полине Захаровне. Кроме того, Ираиде Михайловне преподнесли подарки: от родителей – флакон духов и от литературного кружка – наши журналы, их преподносил я. Бедный Мишка Бабаев благодарности не получил из-за стенографии. Со злости он уехал на два дня в Приморку и на торжестве не был.

После торжественного акта состоялось классное собрание родителей. Ираида Михайловна рассказала о результатах учебного года и выдала ведомости. Потом говорила о литературном кружке и подарила на память Женьке Борщевскому и мне по две книжки.

Сегодня сижу дома и читаю. Хотели все пойти на Дон, но похолодало, и даже дважды шёл дождь. Хорошо: нет жары, а без Дона можно пока обойтись.


Рецензии