Наставления волхва Остромысла

У князя Градимира подрастал сын, которого звали Данияр. Когда Данияру исполнилось шестнадцать лет, князь отправил сына к волхву Остромыслу за наставлениями. В своё время отец Градимира также посылал его учиться у волхва Светодора мудрости житейской да божественной. В сопровождении двух воинов из дружины князя молодой княжич Данияр прибыл к волхву, который жил в глухом лесу.

Изба волхва была не особо велика, и поэтому, внутрь вошёл только молодой княжич Данияр, а дружинники расположились под старым дубом, росшим неподалёку от жилища волхва. Данияр принёс дары переданные отцом кудеснику и поклонился.

- Меня прислал к тебе, кудесник, отец мой, князь Градимир. Он просил, научить меня мудрости, руководствуясь которой я смогу прожить свою жизнь по совести.

- Твой отец очень разумный человек, раз прислал тебя ко мне! Именно по совести и должен жить человек, а тем более человек подобный тебе – облечённый властью! Испей воды ключевой и садись слушать меня! – сказал Остромысл, подавая Данияру берестяной ковшик с чистейшей прохладной водой.

Княжич выпил до дна предложенную волхвом воду и, поблагодарив его, отдал ковшик назад. Он присел на скамью предложенную Остромыслом.

- Запомни мои простые советы, Данияр, сбереги их до самой смерти в памяти, исполняй их, и тогда, ты предстанешь перед предками и Богами нашими, не стыдясь за прожитую жизнь!

Прежде всего, Данияр, береги глаза свои! Да будет твой взгляд уверенным, но не надменным. Прямым, но не высокомерным. Любвеобильным, но не похотливым!

После этого береги уста свои! Да будет речь твоя открытой, но не злой. Красивой, но не двусмысленной, правдивой - исполненной уважения и вселяющей надежду! Когда говоришь, то не говори сквозь зубы, как будто слова жалеешь, пусть речь твоя течёт из уст плавно словно река.

Потом заботься о слухе своём! Слушай не перебивая! Если перед тобой разумный человек, то сам поймёт, что и тебе слово надо дать. Если глупый перед тобой, то слушать его слушай его, но серебро своих слов на него не трать, а медь его слов, себе не бери!

Расправь плечи свои, подними голову и выпрями спину! От того сила твоя всегда с тобой пребудет. Если ты как коряга изогнёшься, силу свою потеряешь.

Когда говоришь, руками помоги речи своей. Жесты усилят силу слов твоих!

Стой на земле твёрдо, ступай уверенно, не широко, но и не слишком узко!

О людях что под тобой ходят, не забывай! Ибо в них крепость Руси и твоя собственная!

Вот, пожалуй, и всё. Как видишь, княжич Данияр, наставления мои просты и беЗхитростны, но коли их соблюдать будешь твёрдо, то жизнь проживёшь на радость Богам, на пользу людям и Земле-матушке! Всё ли ты запомнил, княжич?

- Всё запомнил! Память у меня цепкая, могу повторить слово в слово! – ответил Данияр.

- Хорошо, коли так! Если забудешь что, или увидишь, как жизнь твоя вкривь да вкось пошла, то приезжай ко мне снова. А когда меня не станет, то от волхва, что будет здесь жить вместо меня, то же самое услышишь!

По дороге домой княжич Данияр повторил слова волхва Остромысла и подумал, что жить по заветам Остромысла будет сложно, но по-другому русичу нельзя! Жить по-другому, значит, род свой срамить и Богов гневить!


Рецензии