Ушедший друг Калинин Юрий

Восемь лет назад ушел мой друг Юрий Васильевич Калинин. Проектировал сверхзвуковые самолеты, а на пенсии стал художником. Писал классические натюрморты. Каждые выходные встречались на "Вернисаже в Измайлово". У меня там была небольшая галерея, он же в тридцати метрах от нее продавал свои работы. Подружились, как любители писать стихи. Однажды затеяли такую забаву: я сочиняю названия будущих творений, а Юрий за неделю брался выдавать законченные произведения. Где-то в моих бумагах его наследие хранится. Надо обязательно найти и опубликовать. Вчера как раз и обнаружил одно изумительное творение. На мною придуманную тему. Причем я усложнил ему задачу, попросив каждую мини главу представить в форме сонета. Итак, печатаю...

Калинин Ю.В

МУДРОСТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

       I
Мне не дано понять и охватить
Ход мысли самого простого человека,
Живущего сейчас, не то, что грека,
Который мог когда-то жить, творить.

Олимп богами греки заселили,
Зевс был для всех большой авторитет,
Богини не могли ответить "Нет!"
На домогательства того, кто в силе.

И с тех времен так повелось на свете:
Народ - что быдло, должен быть в узде,
И это правило работает везде,

Его в яслях заучивают дети.
Теперь прописана в далекой Кулунде
Не только мудрость на моей планете.

      II
Не только мудрость на моей планете
Меня влечет в тугую пыль веков.
Пытаюсь сбросить тяжкий груз оков -
Соцреализма тягостные плети.

Учили нас, что Маркс всегда был прав,
Историю веков перелопатив,
 И мы, усилий даже не затратив,
 Согласны были, истину предав.

 Старели мы, у нас рождались дети,
 Они росли, воспитывая нас.
 Но если разобраться без прикрас –

 Им больше нас в грядущей жизни светит –
 Все, что накоплено в компьютерах сейчас,
 Плюс знания прошедших всех столетий.
 
           III
 Но даже знания прошедших трех столетий
 Я не могу вместить в свой жалкий ум –
 Всегда мешает посторонний шум,
 Массмедиа раскинутые сети.

 Но как-то раз сказал Ларошфуко:
 «Нельзя смотреть в упор на солнце и на смерть».
 Мне ясно, почему земная твердь
 Нас держит прочно, долго и легко.

 И мне не надо никого благодарить,
 Один Всевышний – благость и отрада
 И мне награды никакой не надо

 Лишь только жизнь бы до конца прожить
 А мудрости веков мне и не надо –
 Я не могу в своем мозгу вместить.
 
             IV
 Я не могу в своем мозгу вместить
 Таблицы Брадиса и формулы Безье,
 Бином Ньютона и ряды Фурье –
 Ну, не дано мне разом охватить!

 И никогда никто не понимает,
 Что хочет он в конкретно данный миг,
 И даже мудрый гений не постиг
 Того, что в данный миг он всем желает.

 Опять на нашей голубой планете
 Проходят дни и месяцы и годы,
 Растут, переселяются народы.

 Никто за это нынче не ответит:
 Ни царь, ни Секретарь, ни Президент народа,
 Лишь мудрость канувших во тьму тысячелетий.

            V
 Лишь мудрость канувших во тьму тысячелетий
 Нам выдать может правильный совет:
 Пусть ты умен, но точных знаний нет,
 Как нет свидетелей о том, загробном, свете.

 И можно вечность силиться понять,
 И долго изучать тома на пыльных полках,
 Но сколько ни корми лесного волка,
 Открой лишь клетку – в лес уйдет опять.

 Так человеку говори, тверди стократ,
 Что счастья на всю жизнь не наготовишь,
 Что коль не хочешь, то и не уловишь

 Наследства человечьего громад,
 Которое, огромней всех сокровищ,
 Сверкает, как библейский Арарат.

            VI
 Сверкает как библейский Арарат
 Гора накопленного миром интеллекта
 И если вдруг когда-нибудь захочет некто
 Достичь вершины, не боясь преград,

 Ему не хватит жизни, чтоб понять,
 Куда он вознамерился идти,
 Что встретится ему на том пути
 И что пытается он разумом понять.

 Но лишь решив: дороги нет назад,
 Гордыню, леность подавив в себе,
 С самим собой готовым быть к борьбе,

 Лишь только он, не требуя наград,
 Был благодарен бы такой своей судьбе
 И малой толике тех знаний был бы рад.

              VII
 И малой толике тех знаний был бы рад,
 Которые хранит надежно время.
 Лишь время вечно, властно надо всеми,
 Скрывая в Вечности познаний водопад.

 Познать тысячелетий мудрость силюсь,
 Но несерьезный и ленивый склад ума
 Не позволяет мне штудировать тома
 Немногих книг, что у меня скопились.

 И как плотва, попавшаяся в сети,
 Пытаясь вырваться, все больше вязнет в ней,
 Так под напором глупой лености своей

 И трудностей житья на этом свете
 Теперь со временем становится слабей
 Мой ум, забитый сором на две трети...
 
           VIII
 Мой ум, забитый сором на две трети,
 Все больше склонен к шутовству, к издевке.
 А люди чувствуют себя неловко,
 Выслушивая эскапады эти.

 Меня несет, издевки все наглее,
 Все ближе к пошлости, развязной словизне,
 Но где-то исподволь, негаданно, извне
 Вдруг выплывает странная идея

 Как результат моих кошмарных снов -
 Нельзя быть злым, нет в мире виноватых
 В том, что не так сошлось когда-то,

 И потому не надо лишних слов:
 Как ни хотелось бы мне в прошлое возврата,
 Я не могу порвать своих оков.

               IX
 Я не могу порвать своих оков,
 Которыми повязан я по плечи,
 Которыми духовно изувечен
 Мой разум с детства: «Пионер – всегда готов!»

 И знаю я – пока еще не вечер,
 Не время становленья тайных снов,
 Я сыт по горло уймой лишних слов:
 Как тяжелы партийных съездов речи!

 Не стоит рваться – я лежу на дне.
 Но иногда так хочется стать смелым,
 Стать сильным, молодым душой и телом:

 Я – гений! Я – герой! Я - на коне!
 Но вот открыл глаза – все пролетело...
 Я рвусь наружу как в кошмарном сне...
 
             X
 Я рвусь наружу как в кошмарном сне.
 Меня влекут неведомые дали.
 Осознаю я это все едва ли –
 Пророков нет в моей родной стране.

 А если нет в отечестве пророков,
 То бесполезен предсказаний труд –
 И времена прошедшие сотрут
 Следы преданий старины глубокой...

 А мысль свербит: «Что толку в старине?
 Прошли года... Кому все это надо?»
 Но иногда, как вдруг отрытым кладом,

 Я стану знаньем обладать вполне,
 Которое, как высшая награда,
 Лишь только теплится внутри во мне.
 
              XI
 И только теплится внутри во мне
 Непознанный объем каких-то разных знаний,
 Обрывки мыслей, строк, воспоминаний -
 Как фуга Баха на одной струне.

 А чтобы оправдать себя, я утверждаю,
 Что я не в силах и умом постичь
 Тысячелетий мудрость (что за дичь!)
 И делать ничего я не желаю.

 Не вижу я про мудрость вещих снов,
 Тысячелетия меня не беспокоят,
 Переживать об этом, думаю, не стоит –

 О том, что выдумало множество голов -
 Я не могу себе вообразить такое
 Без четких образов и точных слов.
 
               XII
 Без четких образов и точных слов
 Как инженер я думать не умею,
 О мудрости веков судить не смею -
 Боюсь, что наломаю много дров.

 А философия давалась очень туго,
 Да и марксизм альтернативы не давал,
 Он был навязчив, словно интеграл,
 Просчитанный по замкнутому кругу.

 Тысячелетий мудрость не постигнуть мне
 И не познать спрессованности смысла,
 Как непонятны мне простые числа.

 Но где-то в подсознании, на самом дне
 Всплывают о былом обрывки мыслей
 Подобно женщине в распахнутом окне.
 
              XIII
 Подобно женщине в распахнутом окне,
 Которую я больше не увижу,
 Но быть к которой хочется поближе,
 Пусть даже не реально, а во сне,

 Тысячелетий мудрость меня манит
 И заставляет что-то постигать.
 Но без системы мудрость не понять
 Как фильм не видеть на пустом экране.

 Я временами очень бестолков,
 Я знаю то, что ничего не знаю,
 Но все же очень ясно понимаю:

 Закон теченья времени суров,
 Но и его легко одолевает
 Литая мудрость канувших веков.
 
             XIV
 Литая мудрость канувших веков
 Дает незримо-четко связь времен,
 А разум, этой связью напоен,
 Освобождается от суетных оков.

 Но не дает мирская суета
 Освободиться, снять свои оковы,
 А ведь в начале мира было слово,
 А до него – и мрак, и темнота...

 И я, как прежде, продолжаю жить,
 И удивляюсь на свою беспечность,
 Забыв о том, что жизнь не бесконечна.

 От сотворенья мира временную нить,
 Которая все тянется сквозь вечность,
 Мне не дано понять и охватить.

            XV
 Мне не дано понять и охватить
 Не только мудрость на моей планете,
 Но даже знания последних трех столетий
 Я не могу в своем мозгу вместить.

 А мудрость канувших во тьму тысячелетий
 Сверкает как библейский Арарат.
 И малой толике тех знаний был бы рад
 Мой ум, забитый сором на две трети.

 Я не могу порвать своих оков,
 Я рвусь наружу, как в кошмарном сне,
 И только теплится внутри, во мне

 Без четких образов и точных слов
 Подобно женщине в распахнутом окне
 Литая мудрость канувших веков.


___
*венок сонетов—последняя строка предыдущего сонета становится первой следующего, последний, XV - т.н. магистрал -собирается из первых строк предыдущих сонетов.

 Март 2004г.

Читаю стихи моего друга и слезы подступают при осмыслении одного из последних произведений:

И все печали, трудности, заботы,
Переполнявшие прошедший день,
Скрывает навсегда заката тень,
Украсив на прощанье позолотой…

                12.02.11
   
На пенсию я вышел в апреле 2010 года. Сразу начались семейные проблемы. Мама оказалась в больнице, приходилось ее постоянно навещать. Почти ежедневно. Кроме того, я достраивал дом на дачном участке. Вернисаж, естественно, выпал из графика дел, а звонил Юре редко. Это, по всей видимости, повлияло на него не лучшим образом. Как я узнал лишь сегодня утром, он стал писать пессимистические стихи. Об этом  говорили его произведения в Стихире. Например строфа:

Пока живу – меня куда-то тянет.
Помру – мне будет всё по барабану.
Пока живу – волнуюсь постоянно.
Помру – и сразу вечный мир настанет.

…Пока живу…
                02.08.10

Конечно, мне надо было бы с ним встречаться, хотя бы навещать его дачу, его квартиру в Москве. Надо было продолжать творческие деяния... . Но все это проясняется только задним числом. Мой афоризм "Ошибок поправимых ряд ведет к одной непоправимой" тут сработал на сто процентов. К величайшему сожалению.

О! Буквально пять минут назад в Стихире нашел свою страницу и, оказывается, я тоже написал венок сонетов на тему "Мудрость тысячелетий". У нас, значит, соревнование было, которое конечно выиграл Калинин.
Мой вариант:

Сонет  1.

Народам с мудростью везло,
Но афоризмы – жизни листья:
Столетий каждое число
Вкушает повторенье истин.

Благой притягивает всюду,
Как  Гималаи,  виден он.
Его отсутствие – урон,
Опустошающий  рассудок.

Ошибки вовсе ни причём!
Достойный падает мячом,
Ничтожный увлекаем тенью…

Я шлю  сонеты  в Интернет:
Еще одной проблемы нет –
Творений миновало тленье.

Сонет 2.

Творений миновало тленье
Благодаря явленью книг.
Теперь по радости веленью
Я откровения  постиг.

Достойный падает мячом,
Он группируется пружинно,
Еще отскок, - непостижимо! -
Сверкает заново  лучом !

Давно известно  и  иуду:
Ученье равносильно чуду, -
Как будто поле расцвело.

Карьера – дело наживное.
Того, однако, сердце ноет,
Кто сразу не исправит зло.

Сонет  3.

Кто сразу не исправит зло,
Невольно будет сам наказан.
Надёжно чувствовать седло
Способен оснащённый разум.

Ученье равносильно чуду.
Наука ныне – красок  лоск!
А жизнь шьётся из полос
Ежеминутно и повсюду.

Но даже под кручин мечём
Добру препоны нипочём –
Вернётся в норму настроенье.

Соперник вечный сатана,
Лишившись от обиды сна,
Получит боли удвоенье.

Сонет 4.

Получит боли удвоенье,
Кто сына плохо воспитал.
Какое средство очищенья,
Такой и чистоты кристалл.

Добру препоны нипочём ;
Оно любую хворь излечит,
И, расправляя слабых плечи,
Не станет задевать плечом.

Скандала не поможет шум -
Долину счастья ищет ум,
Где розы жизни так свежи!

Так пожелаем мира  дому,
Запомнив твёрдо аксиому:
От гнева истина бежит.


Сонет  5.

От гнева истина бежит -               
Она не терпит униженья.         
Обширны рыка рубежи,               
Огонь его -  на пораженье.            

Долину счастья ищет ум               
Добрее он, весомо спорит,            
В дискуссии найдет  изюм,         
Опубликует книгу вскоре.         
               
Орбита разума бескрайна!               
Сиянье гениальных – тайна;
Их  озарения  игривы!

Кто гений, тот фанат учений,
А для гиганта  увлечений,
Губительна несправедливость.

Сонет 6.

Губительна несправедливость
По отношению к творцам.
Кого наказывают лживо,
Тот вынужден бороться сам.

Сиянье гениальных – тайна,
Их чувства все оголены
И на проходку целины
Полжизни не хватает займа.

Как у водилы автолайна
Не обретётся такт случайно,
Так из чинуш не выйдет диво.

Титанов бьют они со смаком,
А сами с тормозом, однако…
Советовать глупцу тоскливо.

Сонет 7.

Советовать глупцу тоскливо,
Как подлецу секрет отдать.
В период тупости прилива
У недоумка никогда

Не обретётся такт случайно,
В чердак догадка не влетит.
Дурной и в интернет-сети -
Отчаянно шипящий  чайник.

Ему неведом смысл дум:
Творец не лепит наобум,
Нельзя рассудок одолжить…

Поступки вздорного опасны,
Ужасно врёт он ежечасно -
Что хуже и позорней лжи?

Сонет 8.

Что хуже и позорней лжи?      
О ней порядочный забудет.
Не брезгают достойно жить               
Трудом обласканные  люди.   
               
Творец не лепит наобум,         
А мудро следует канонам
Ему не нужен шмон ОМОНа,
Порою  вычурно угрюм…

Его девизы: меньше мути,         
Терпение – искатель сути,
Негоже время гнать в трубу,

Характер навыком настроишь,
Зачахнут мысли  от  застоя,
Без дел познанья пропадут.   

Сонет 9.

Без дел познанья пропадут,
Талант не явится  лучисто.
Уменье рай создать в аду -
Даётся только оптимистам.

Терпение – искатель сути,
А с нею даже ночь бела.
Неоспорима и светла
Хвала продвинутой минуте.

Вся жизнь – сальто на батуте:
Любовь потоки судеб крутит,
Покой же снится на ходу!

В порывах дерзких созиданий
Постыдно забывать о дряни:
Не жить клеветнику в ладу!

Сонет 10.

Не жить клеветнику а ладу,
Фемида мракобесу рада.
Мозги желательно продуть
Мошеннику и казнокраду.

Любовь потоки судеб крутит,
Да так, что мечутся сердца.
И благородству нет конца,
И браков череда – в мазуте.

Иным знакома фраз картечь:
Таланта благородна печь,
Дерзания ложатся тундрой…

Однако мил им власти грех,
Где алчность озлобляет всех,
Скупого ум посыпан пудрой.

Сонет  11.

Скупого ум посыпан пудрой.
Ему не в радость и разврат.
Красавиц золотые кудри
Людей достойных озарят.

Таланта благородна печь
Она влеченье не остудит.
Мужчина до кончины будет
Свою любимую беречь.

Союз двоих прочнее стали,
Усердие сомненья жалит -
Ведь аист не дает в кредит.

Дни воспитания – благие.
Пускай завидуют другие -
Завистник сам себе вредит.

Сонет  12.

Завистник сам себе вредит,
Ругая  уличенных  в славе,
О  вреде  богачей  зудит,
Не принимает кодекс правил:

Усердие сомненья жалит,
Потуги все – на  результат…
Удача так же неспроста,
Как и победа в авторалли.

Давно великие познали:
Рывок даёт самоанализ -
Ведь он  пороки все  разит...

Когда не ведаешь мучений
От долгих поисков решений,
Сидит невежество в грязи.

Сонет 13.

Сидит невежество в грязи -
Убогий обвинитель знаний.
Ему разумность не грозит,
Однако лечится  стараньем.

Рывок даёт самоанализ.
Узреть, кто ты сегодня есть –
Судьбы неслыханная честь!
В кино, учебнике, журнале,

Где хрестоматии не счесть,
Прекрасна правильная речь.
Обогатить себя нетрудно!

В желанье не засесть на мель,
Как хлеб, нужна святая цель -
Ленивым не даётся мудрость.

Сонет 14.

Ленивым не дается мудрость
Нам в жизни надо попотеть.
И днем, и вечером, и утром
Не только греться  и сопеть.

Прекрасна правильная речь,
Когда бегут за словом мысли.
Легко, чтоб челюсти отвисли,
Они способны ум увлечь!

Благой притягивает всюду
Он искренне, подобно Будде,
Предоставляет  всем  чело.

Благодаря его стараньям
В эпохах, даже самых ранних,
Народам с мудростью везло.


Магистрал 1 .     ПОРОКИ

Народам с мудростью везло:
Творений миновало тленье…
Кто сразу не исправит зло,
Получит  боли  удвоенье.

От гнева истина бежит.
Губительна несправедливость,
Советовать глупцу тоскливо,
Что хуже и позорней лжи?

Без дел познанья пропадут,
Не жить клеветнику в ладу,
Скупого ум посыпан пудрой,

Завистник сам себе вредит,
Сидит невежество в грязи,
Ленивым не дается мудрость.

* * *

Магистрал 2.   ДОБРОДЕТЕЛИ

Благой притягивает всюду,
Достойный падает мячом.
Ученье равносильно чуду,
Добру препоны нипочём.

Долину счастья ищет ум,
Сиянье  гениальных – тайна,
Не обретется такт случайно,
Творец не лепит наобум.

Терпение –  искатель  сути,
Любовь потоки судеб крутит,
Таланта благородна  печь.

Усердие сомненья жалит,
Рывок дает самоанализ,
Прекрасна правильная речь.

2010 г.

Моя страничка в стихире:
https://stihi.ru/avtor/renuar

15 января 2021 г.


Рецензии
Ого! Оказывается Калинин Юра все свои стихи сам давно напечатал!
Ссылка
http://stihi.ru/avtor/nedojdetes

Георгий Александров   23.03.2022 16:42     Заявить о нарушении