Воздушные тараны - подвиги и легенды. Часть 27
Подводя итог своих исследований воздушных таранов, я хочу высказать свои соображения по этому поводу, хотя некоторых мои выводы, возможно, разочаруют.
Во-первых, примерно половина, если не больше, случаев воздушных таранов просто выдумана или документально не подтверждается. Дело в том, что после первых систематических публикаций и радиопередач известного советского писателя С. С. Смирнова о воздушных таранах, многие другие журналисты и даже ветераны войны стали откровенно злоупотреблять этой темой, пытаясь приписать подобные подвиги людям, которые их не совершали.
К примеру, самые первые воздушные тараны Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года летчиков С. М. Гудимова, А. С. Данилова, Н. П. Ерошина, П. А. Кузьмина, В. С. Лободы, А. И. Мокляка, Е. М. Панфилова, А. И. Пачина мало соответствуют действительности, так как не подтверждаются не только документальными данными противника, но даже не отражены в советских документах того времени. А упоминания о таранах указанных летчиков появились в прессе уже гораздо позже.
Стараниями журналистской братии на свет появились многие легенды. Одна из таких героических баек повествует, что в одном бою над Батайском 9 мая 1943 года сразу три «Сталинских сокола» – В. П. Бахтин, И. И. Елагин, А. В. Киричков – таранили самолеты противника. Увы, фактически эти лётчики приписываемых им подвигов не совершали – они погибли, будучи сбиты немецкими истребителями.
Встречаются утверждения, что Герои Советского Союза Н. Ф. Краснов, С. И. Лазарев, И. П. Рыбин, В. А. Середин, В. П. Смирнов, К. Н. Титенков, В. А. Эмиров совершали тараны, но всё это не более, чем досужие вымыслы. Такой же легендой является случай с женщиной-лётчицей Е. И. Зеленко, которая считается погибшей при таране, хотя, в действительности она была просто сбита в бою.
Более того, некоторые Герои Советского Союза сами приписали себе подобные подвиги и в своих воспоминаниях любят подробно расписывать то, чего не было. Я имею в виду Г. У. Дольникова, И. Г. Драченко, Н. Ф. Кузнецова, К. В. Новоселова, З. А. Сорокина, И. П. Шумилова. Отличился двумя вымышленными таранами даже дважды Герой С. Д. Луганский. Ну, об известном врале И. Е. Фёдорове, который на полном серьёзе утверждал, что на его счету 7 воздушных таранов, я даже говорить не хочу.
Замечу, что некоторые случаи таранов возникли в результате досадных ошибок и путаницы. Именно так на свет появились загадочные лётчики Грул (на самом деле это Н. Л. Грунин), Д. В. Рокиров (в реальности – Д. В. Кокорев), М. Холодов (в действительности это И. М. Холодов). Приписанный по ошибке командиру 4-го истребительного авиаполка майору В. Н. Орлову таран 7 июля 1941 года фактически совершил командир звена того же полка старший лейтенант А. А. Морозов.
Иногда достаточно было какому-нибудь журналисту дать броский заголовок своей пафосной статье, типа «Шёл лётчик на таран», чтобы таран считался делом доказанным. Вот так, например, в герои воздушного тарана записали К. П. Букварёва. В действительности же, его истребитель, попав в мощную воздушную струю от моторов немецкого бомбардировщика, перевернулся вверх тормашками, и пилота просто выбросило из открытой кабины.
А бывали вообще анекдотические случаи «героических таранов». Так, вникая в подробности таранов И. Ш. Бикмухаметова и А. И. Ялового, мы с удивлением узнаем, что первый из них ударил по концу плоскости вражеского Ме-109 хвостом (!) своего ЛаГГ-3, а второй нанёс удар по врагу… дутиком (!) МиГ-3. Для тех читателей, кто не знает, что такое дутик, я поясню – это хвостовое колёсико самолёта.
В общем, не удивительно, что сравнительно небольшое первоначальное количество таранов резко увеличилось за последние полвека и составляет сейчас, как я уже писал, более 600 случаев.
Во-вторых, если тщательно изучить обстоятельства зафиксированных таранов, можно убедиться в том, что в действительности большинство из них являются совершенно случайными столкновениями самолетов во время боя. Часто при атаках бомбардировщиков и разведчиков, пилоты истребителей не верно рассчитывали дистанцию и скорость, а то и не успевали вовремя среагировать на неожиданные и резкие маневры противника.
Например, атакуя чрезвычайно маневренные самолеты ФВ-189 – ненавистные «Рамы» - непроизвольно столкнулись с ними и погибли М. Д. Галустьян, Н. Е. Глазов, П. П. Ратников, спаслись на парашютах, но попали в плен В. Д. Лавриненко, С. А. Пушков, В. Н. Скорняков.
Множество «Сталинских соколов» погибло в смертельно опасных лобовых атаках, когда жизнь обоих противников часто зависела от прихоти судьбы. Именно так, случайно врезавшись в самолет врага, взорвались или разлетелись на куски И. Д. Баранов, А. Я. Березин, В. И. Бородин, Б. Н. Воловодов, А. С. Кавтарадзе, П. А. Кайков, В. А. Калинин, Н. Н. Климов, В. А. Кондратьев, В. Н. Макутин, Б. А. Мясников, А. И. Новичков, А. П. Поздняков, Н. Ф. Репников, А. В. Ситников и многие другие.
Кстати, во многих случаях противная сторона также имеет основание считать, что это именно их лётчик таранил русский самолёт. Например, румыны уверены, что лейтенант Василе Клару геройски таранил истребитель большевиков, за что его посмертно наградили орденом. Естественно, мы с этим категорически не согласны и заявляем, что наоборот, это наш лейтенант И. М. Шаманов совершил такой подвиг, пожертвовав своей жизнью.
В общем, во многих случаях очень сложно определить, сознательно лётчик таранил самолёт противника или просто случайно столкнулся с ним. Однако есть много достоверных случаев таранов, когда лётчики действительно имели целью именно таранить самолёт врага.
Безусловным лидером здесь является знаменитый Борис Ковзан – на его счету 4 (!) воздушных тарана, из которых 1 подтвержден полностью, 2 – уточняются, а 1 не подтверждается вообще (там была какая-то мутная история, которая в различных источниках рассказывается по-разному). Самым любопытным в истории с Ковзаном является совершенно удивительный факт – оказывается, он не умел прицельно стрелять! Видимо, по этой причине, неумение воевать он компенсировал отчаянной храбростью, раз за разом идя на таран вражеских самолётов.
Вторым после Ковзана по количеству воздушных таранов идёт А. С. Хлобыстов – считается, что он трижды совершал тараны. По два документально полностью подтвержденных тарана произвели М. А. Борисов, Я. М. Иванов, Н. В. Терёхин, П. И. Шавурин.
Разумеется, множество других советских летчиков также являются героями таранов. Некоторые из них, получившие высокое звание Героя Советского Союза за воздушный таран, известны достаточно широко. Конечно, далеко не все, совершившие этот подвиг, были удостоены звания Героя, и о них известно меньше. Остается надеяться, что и в дальнейшем исследования на тему воздушных таранов будут продолжаться и удастся открыть новые, ранее неизвестные страницы героической летописи Великой Отечественной войны…
Свидетельство о публикации №221011500677
Также например могло показаться и Н. Ф. Кузнецову когда его сбили 6.01.43.
31.05.44 например американцы утверждают, что один их "Мустанг" из 52й Группы был сбит в результате столкновения с ФВ-190. Ни румыны ни немцы о таране ничего не упоминают. Если таран действительно был без свидетелей со стороны "Оси", то никто из трех погибших румынских летчиков о нем доложить не мог, и такое могло быть. Или в этом случае был первый вариант побежденный, что бы утешить свое "Эго" заявил о таране противником.
Дмитрий Марченко 2 17.01.2021 17:26 Заявить о нарушении
Олег Каминский 17.01.2021 22:01 Заявить о нарушении