Муза Карла Брюллова

Она удаляется с бала.
Скорей бы выйти на воздух!
Там светят с небес звезды,
И ночь на землю упала.

А здесь так шумно и душно,
И много людей глупых.
Но маску надев, нужно
Толочь с ними воду в ступе.

И слушать благоговейно
Елейных старух и старцев.
А сплетни тянутся шлейфом,
Движениям следуя танцев.

- Красива, знатна, богата,
У этих свои причуды:
Вот девочки ею взяты,
Но кто они и откуда?

Она удаляется с бала.
Персидский сердит посланник.
- Неужто ей скучно стало?
А он ведь устроил праздник!

Уж очень характер вздорный
У этих красивых женщин,
Капризны и непокорны.
Свободы бы им поменьше!

Она удаляется с бала,
Она бежит из России
В Италию, к морю, к скалам,
К цветущим садам апельсинным.

Туда, где солнцем согретый
Растёт виноград на склонах,
К художникам и поэтам,
В эту страну влюбленным.

Что-то было в этой женщине, что-то такое, отчего хочется долго смотреть на ее портреты. Может быть это внутренняя энергия, как свет весеннего солнца, несущий радость. Безусловно, она красива той роскошной южной красотой, которой отличаются итальянки, хотя итальянкой она не была.
Юлию Самойлову и Карла Брюллова связывала, наверное, не только любовь, страсть, но и большая дружба, общность интересов и вкусов. Это она вдохновила его на создание картины «Последний день Помпеи», заказанной Анатолием Николаевичем Демидовым и украшающей ныне Русский музей. Сюжет картины был очень актуален в связи с извержением Везувия в 1828 году и модой на археологию.
Вместе с Юлией художник побывал на руинах этого города, Юлия позировала Брюллову для создания 3-х или 4-х образов на этой картине. Хотя позировать она не любила, это было не в ее натуре. Характерами они с художником были схожи. Оба темпераментные, пылкие, несколько экстравагантные, свободолюбивые, независимые, порой даже дерзкие. И ещё их связывала любовь к прекрасной Италии.

Кстати, картина была подарена потом Демидовым императору Николаю 1 и помещена сначала в Эрмитаже, а потом уже в Русском музее. Она, конечно же, впечатляет изображением торжества стихии над человеком. Но почему-то кажется мне театральной декорацией. Ловлю себя на мысли, что не сопереживаю этим людям. Может, они слишком красивы? Но это мое личное мнение.

Юлия Павловна Самойлова была дочерью  Марии Павловны Скавронской и Павла Петровича Палена, т.е. очень богатой и знатной.
Первый брак Юлии был неудачен. Они с мужем были красивой и богатой парой, но друг друга не любили и вскоре расстались. После этого Юлия уезжает в Италию, где в 1827 году в Риме в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, который часто посещали многие люди искусства, знакомится с художником Карлом Брюлловым.

Независимость Юлии подкреплялась богатством, полученным ею в наследство от бабушки и дедушки. Ей досталось имение в Графской Славянке, перестроенное архитектором Александром Брюлловым (братом Карла) по ее заказу. Оно пользовалось большой популярностью, благодаря хозяйке. Здесь бывали многие известные люди того времени, поэты, музыканты, художники. Здесь царила некоторая свобода мысли. Неудивительно, что Николаю 1 захотелось потушить этот очаг свободомыслия. Он предложил Юлии купить у неё Славянку. Гордая и дерзкая графиня царю отказала и уехала в Италию, куда за ней отправился и Карл Брюллов.

Но в 1835 году его по предписанию императора вызывают обратно в Россию. Царь не привык разбрасываться талантами.
В Петербурге Карл Брюллов начинает преподавать в Академии художеств в должности профессора. В 1839 году он вдруг влюбляется и женится на 18-летней красавице Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Через месяц брак распался. Какая-то темная и неприятная история. Общественное мнение обвинило Брюллова. Он очень страдал.
От депрессии и наветов Брюллова спасает приехавшая по делам наследства Юлия. Ее саму родственники пытаются помирить с мужем. Но тот внезапно умирает, и Юлия навсегда уезжает из России.

В 1843 году Карла Брюллова приглашают участвовать в росписи Исаакиевского собора. Он с энтузиазмом берётся за очень непростое дело. Но в 1848 году из-за проблем со здоровьем вынужден оставить эту почти выполненную работу. Художник уезжает на остров Мадейру, путешествует по Испании, а затем уже в дорогую его сердцу Италию.

Однако с Юлией Самойловой они больше не вместе. Она разрывает отношения с художником ещё в 1845 году, а в 1846 году выходит замуж за итальянского тенора Джованни Пери, к великому его удивлению и радости. Но счастье его оказалось недолгим. Он через год умирает от чахотки. Юлия носит траур сразу по двум своим мужьям.

В 1852 году умирает Карл Брюллов. Последние годы жизни он провёл недалеко от Рима, где подружился с семьей одного из сподвижников Гарибальди. У них в семье до сих пор хранятся последние его работы. Прославленный художник похоронен на лютеранском кладбище в Риме.

Юлия Самойлова ещё раз выходит замуж в возрасте 60 лет, но ненадолго.
Все своё состояние она растратила, помогая молодым талантливым художникам, поэтам, музыкантам. Своих детей у неё не было, но были две воспитанницы - дочери разорившегося итальянского композитора Пачини.
Однако, умерла она в одиночестве в 1875 году, похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез.

А наверное, эти двое: художник и его муза были созданы друг для друга. Их любовь оставила после себя яркий след. Остались и восхищают нас картины Карла Брюллова и образы прекрасной женщины Юлии Самойловой, запечатленной на них.
2021г.


Рецензии
Людмила, спасибо за интересные работы о художниках, о людях искусства, которые всегда читаю с интересом.

Всего Вам самого доброго!

Анна Алексеевна Золотовская   02.10.2023 08:51     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Анна Алексеевна! На самом деле это очень интересно. Каждая картина это история.

Людмила Петрова 3   02.10.2023 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.