Метель

   И сразу вспоминается повесть А.С. Пушкина: жених в метель сбился с пути и не смог обручиться в церкви с тайно бежавшей из родительского дома  девушкой. Вместо жениха с ней (она была без сознания) обручился (ради шутки) проезжавший мимо гусар. Жених погиб во время войны с Наполеоном, а гусар благополучно вернулся, встретив девушку, влюбился в нее, но рассказал тот давний зимний случай, что он, как честный человек, должен ее разыскать. Тут все и выяснилось...
   Вот такой незатейливый сюжет, но повесть читается быстро, легко и заинтересованно, с переживанием о судьбах главных героев, и искренне радуешься, что все счастливо разрешилось…
   Так же пришел на ум один из эпизодов повести Пушкина «Капитанская дочка», глава «Вожатый», которым оказался Емельян Пугачев, помог Гриневу с Савельевичем,  когда те заблудились зимой в буран.
   Своевременно всплыли в памяти  и стихи Пушкина об этой зимней стихии («Зимний вечер»), в которых дана ее очень яркая характеристика:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…»
   С ними  перекликаются другие строки из «Зимнего утра»:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
   Хочу привести один малоизвестный широкому кругу читателей  эпизод из жизни Пушкина в Болдино, в котором он оказался невольным затворником из-за эпидемии холеры, бушевавшей в России в то время, не мог выехать  к своей невесте Наталье Гончаровой, чтобы сладить свадьбу: всюду вводились карантины.
   Так вот  при таких не очень веселых обстоятельствах высокое качество Болдинской осени в творчестве поэта объяснялось увлечением его  молодой девушкой, дочерью  управляющего имением Михайловское.
    Пушкиным были посвящены ей многие строки, среди них я прочитала такие:
«…Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгой мрак ночей…»
   Наверное, характер поэта в Болдино, да и в целом, можно обрисовать Лермонтовскими строками:
«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
   И хочу закончить свое маленькое исследование образа метели в литературе, в данном случае, в творчестве Пушкина,строчками советской песни (из репертуара Людмилы Зыкиной) на стихи Виктора Бокова «Оренбургский пуховый платок»:
«В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать.
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать.
Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу,
Сколько б я тебя, мать, не жалела,
Все равно пред тобой я в долгу.
Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог,
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок».
15.01.2021
03:16


Рецензии