14. 7 Объективное и субъективное искусство

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского,

слова Г.И. Гурджиева:

(стр.371) «Прежде всего вы должны вспомнить, что есть два вида искусства, отличные друг от друга: объективное и субъективное искусство. Всё то, что вы знаете, всё, что вы называете искусством, - это субъективное искусство, то есть нечто такое, что я вообще не называю искусством; и это лишь потому, что искусством я называю искусство объективное.

Трудно определить, что такое объективное искусство, во-первых, потому, что вы приписываете субъективному искусству все признаки объективного, во-вторых, потому, что когда вы встречаетесь с произведениями объективного искусства, вы полагаете, что они находятся на том же уровне, что и произведения субъективного искусства».

                То есть при объективном искусстве художник изображает то, что существует в объективном мире, а при субъективном искусстве только то, что даёт ему его воображение. Так ли это?

«Попытаюсь прояснить мою идею. Вы говорите: художник творит. Я говорю так только в связи с объективным искусством. По отношению к субъективному искусству я скажу, что у него «нечто создано». Вы не делаете различие между этими понятиями, но именно тут и заключена вся разница. Далее, вы приписываете субъективному искусству неизменное воздействие, то есть ожидаете от произведения субъективного искусства одинакового влияния на каждого человека. Вы, например, думаете, что похоронный марш должен вызывать у всех печальные и торжественные мысли, а какая-нибудь танцевальная музыка, например, камаринская, вызовет мысли радостные. Но в действительности это совсем не так. Всё зависит от ассоциаций. Если в тот день, когда со мной случилось большое несчастье, а я впервые услышал какую-то живую мелодию, эта мелодия будет в течение всей моей жизни пробуждать во мне печальные и грустные мысли. И если  в тот день, когда я особенно счастлив, я слышу печальную мелодию, эта мелодия всегда будет пробуждать во мне счастливые мысли. Так и во всём остальном».

                Имеем начальную установку, воспоминания. А мнение общества, разве не влияет?

                Что в человеке не связано со словами? Чувства. Они создают одни и те же состояния в человеке. Чувство ненависти, любви, радости, огорчения, сострадания и многие другие. И если картина вызывает у людей одно и то же чувство, то это будет объективное или субъективное искусство?

«Разница между субъективным и объективным искусством заключается в том, что в объективном искусстве художник действительно «творит», то есть делает то, что намерен сделать, вкладывает в свою работу те идеи и чувства, которые желает в неё вложить. И действие такого произведения искусства на людей бывает абсолютно определённым: они воспримут (разумеется, каждый в соответствии со своим уровнем) одни и те же идеи, одни и те же чувства, а именно – те самые, которые художник хотел им передать. Ни в творениях, ни во впечатлениях объективного искусства нет ничего случайного».

                Может дело не в самом искусстве, а в людях его воспринимающих?

«В субъективном же искусстве всё случайно. Как я уже сказал, здесь художник не творит; у него «нечто создаётся». Это значит, что он находится во власти идей, мыслей и настроений, которые сам не понимает и над которыми не имеет никакой власти. Они управляют им и воплощаются в разных формах. И когда они случайно приняли ту или иную форму, эта форма столь же случайно оказывает на человека то или иное воздействие в зависимости от его настроений, вкусов, привычек, природы гипноза, под которым он живёт, и так далее. Здесь нет ничего неизменного, ничего определённого. В объективном же искусстве нет ничего неопределённого».

                Чем же плохо субъективное искусство?

«Не исчезнет ли искусство, если оно станет совершенно определённым? – спросил кто-то из нас. – Разве некоторая неопределённость и неясность не является как раз тем, что отличает искусство, скажем от науки? Если вы уберёте эту неопределённость, если вы устраните тот факт, что художник сам не знает, что у него получится, какое впечатление его работа произведёт на людей, тогда это будет «литература», а не искусство.

- Не знаю, о чём вы говорите, - сказал Гурджиев. – У нас разные стандарты: я измеряю ценность искусства его сознательностью, а вы – его безсознательностью. Мы не можем понять друг друга. Произведение объективного искусства и должно быть «литературой», как вы его называете; единственная разница в том, что художник передаёт свои идеи не прямо через слова, знаки или иероглифы, а через некоторые чувства, которые он сознательно и определённым образом возбуждает, зная, что именно и почему он делает.

- Сохранились легенды о статуях богов в древних греческих храмах, - сказал один из присутствующих, - например о статуе Зевса Олимпийского, которая производила на всех определённое и всегда одинаковое впечатление.

- Совершенно верно, - сказал Гурджиев. – Даже тот факт, что такие рассказы существуют, доказывает, что люди понимали: разница между подлинным и неподлинным искусством заключается в неизменном или случайном воздействии.

- Не можете ли вы указать какие-нибудь другие произведения объективного искусства? Есть ли в современном искусстве нечто такое, что можно назвать  объективным?

- Прежде чем говорить об этом, - отвечал Гурджиев, - необходимо понять принципы. Если вы уловили принципы, вы сможете сами ответить на свои вопросы. А если не уловите, то мои слова ничего вам не объяснят. Совершенно так же, как было сказано: «Видя, не видят, и слыша, не слышат и не разумеют».

Я приведу только один пример: музыку. Вся объективная музыка основана на «внутренних октавах». И она вызывает не только определённые психические результаты, но и явные физические результаты. Существует такая музыка, которая превращает воду в лёд. Существует такая музыка, которая мгновенно убивает человека. Библейская легенда о разрушении при помощи музыки стен Иерихона – это легенда как раз об объективной музыке».

                Воздействие на нескольких планах?

«Простая музыка не разрушает стены, а объективная музыка действительно в состоянии это сделать. Она способна не только разрушать, но и строить. В легенде об Орфее содержатся намёки на объективную музыку, ибо Орфей передавал знание посредством музыки. Музыка заклинателей змей на Востоке есть приближение к объективной музыке, хотя и весьма примитивное. Нередко это всего одна нота, которую долго тянут с небольшими подъёмами и падениями; но в этой единственной ноте постоянно слышатся «внутренние октавы», недоступные слуху, но ощущаемые эмоциональным центром. И змея слышит эту музыку, строго говоря, чувствует её и повинуется ей. Если взять такую же музыку, но более усложнённую, ей будут повиноваться и люди.

Итак, вы видите, что искусство – это не просто язык, но нечто гораздо большее. И если вы свяжете только что сказанное мною с тем, что я уже говорил о разных уровнях бытия человека, вы поймёте то, что говорится об искусстве. Механическое человечество состоит из людей номер один, два и три; у них, конечно, может быть только субъективное искусство. Объективное искусство требует, по крайне мере, проблесков объективного сознания: чтобы правильно понимать эти проблески и должным образом ими пользоваться, необходимо глубокое внутреннее единство и большая власть над собой».

                Нужна сила воли?


Рецензии