Хозяин тайги. Чукотский фарс

         - Глава 1-
    
Ранним утром мороз и ветер постепенно начал стихать. Подождав ещё полчаса, мы с другом Апанасом, выехали на оленьей упряжке в тайгу. На Чукотке я намечал провести мой зимний рождественский отпуск, и побывать на соревнованиях оленьих упряжек.
               
Апанас человек дружелюбный, с
северным юморком, никогда не унывающим, а если и печалился о чем,то по таёжному,  особенно...

Подойдёт к оленю, обнимет его и рассказывает ему на своём языке свою печаль.
- Чукча я, чукча, -  забыл я... Опять забыл Хозяина тайги* напоить водой... 

Апанас, оленя - Хозяином тайги величает.
- Апанаска, я Апанаска, простофиля я совсем стал.  Виноват пред тобой снова я.
- Прости меня опять чукчу.
Убери с чукчи  печаль мою...

Прижмется к оленьей морде, тот  оближет его щеки языком, чего-то на оленьем языке проговорит, и Апанас вновь веселый ходит и как ни в чем не бывало напевает:
- Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним,
И отчаянно ворвёмся...
                - 2-
Морозы в прошлую зиму были холодные. Порой до минус 30° доходило. Апанасу это в радость. И оленям тоже хорошо.
У них же шкура хоть и ластится, гладкая, но порой приглядишься,
а от неё аж пар идёт.

Апанас бывает сам проводит соревнования для себя и для своих питомцев. Сначала оленью упряжку запряжет, затем собак и на спор соревнования между оленями и собаками устраивает.

Техника современная теперь по всей Якутии имеется. Так он и тут придумал новшество. К квадрокоптеру  рыбу на верёвку привяжет и запускает его ввысь впереди упряжек.

А собаки и олени как увидят привязанную  добычу - скорость такую придумают, что и сами удивляются и Апанас в восторге ходит!
И какая упряжка первая придёт к финишу, тому и приз будет дан от Апанаса.

Апанас умелец! Мастер на все руки! Призы и медали сам вырезает. И вручает сам конфеты и сахар. Конфеты за первое место,-сахар за второе. А рыбий приз достаётся тому, кто рыбу с налета с квадрокоптера схватит.
И медаль на шею собакам или оленям почетно-сам надевает.

В этот раз для поощрения медаль из дерева вырезал с названием: "Лучше всех!".
Показывает мне и говорит: - - - - Всё как у Галкина должно быть и не иначе. Апанас смекалист и горазд на выдумки всякие!

         - 3 -
Жизнь севера заставляет много чего выдумывать для жизни.  Снега у нас много,хоть на юг-импортируй - шутит он.
-Мы им тонну снега, они нам тонну моря!
Мы им тюленей, они нам соловьёв! Баш на баш и чукча
еврей уже. Снег стает, а море
останется. И смеётся))

          - 4 -          
В общем, выехали мы ранним утром в город, через таёжный участок,- так ближе. Метель с ночи почти утихла, и солнышко подглядывать из-за края деревьев стало.

Апанас меня снарядил как надо,
унты дал.
-Одевай, говорит, ноги в них никогда не замёрзнут.
Шапку из шкур лисы на голову мне надел. Посмотрел прищурив глаз, оценил мой вид и вновь свою оценку мне:
- Это чтоб ум твой не замёрз на скорости!- И смеётся, что шутку выдумал смешную.


Шубу на меня одел, разглядел со всех сторон. Языком прищелкнул в знак одобрения:
- Хорош! Очень хорош стал! Совсем как я - чукчин друг стал!
- Хоть по Арбату летом, хоть на пляжу в Анапу или Ялту на показ с бубном!
Я ж,- продолжает Апанас,- почти Консерваторию закончил по бубну.
У себя в юрте! Да-а!- улыбается он- Случай случится, - научу.


Оценил мой наряд, улыбается. Довольный - словно модельер.
И продолжает свои речи: 
- Я как Слава Юдашка сегодня для тебя стал. Гляди, - как чукча нарядил тебя!
- Одобри?
- Одобрил - отвечаю ему.
И продолжает:
- Иди в загон, Хозяину тайги  покажись, пусть он теперь оценит твой наряд.
Я с яранги на выход к двери на показ он:
- Погоди, не спеши...
Дай мысль мою профессорскую  договорю тебе погоди...

- У нас с оленем уговор есть. - гостям он пропуск даёт на выезд.
На наряд твой посмотрит и должен фыркнуть в знак согласия. Если не фыркнет, то поездка отменяется наша.
- Это как? - удивился я.
- Как, как? - улыбается Апанас.
- Элементарно! Хозяин тайги, - ему и решать.
- Иди уж, показывай ему наряд...
                - 5 -
- Ну ладно, думаю, надо так надо...
Чудак Апанас... Смех да и только!
С другой стороны, - это же ценный материал для моего рассказа.
Зашёл я в ограждение, подошёл к оленю и говорю: 
- Как тебе одежды мои?
- Одобряешь?
А он молчит, не фырчит и на меня не  смотрит. Глазом в мою сторону посмотрел искоса,  дескать давай проходи. "Иди, куда идёшь".

Но, я ж тоже, не лыком шит, слышал, что Апанас приучил оленей фырчать когда им показываешь дорожный знак 2.1  главная дорога и 2.4 уступи дорогу.
 
Поискал, куда Апанас мог знаки запрятать, осмотрел, не нашёл...
Вижу, что-то из-под доски торчит, вытащил, стряхнул снег, а это журнал мод. И на главной обложке девчонки в бикини запечатлены.
-Хм... Как быть? - думаю.  И тут же мысль...
- Ну чем не "знак" для оленя?!
И показал их, девчонок в бикини Хозяину тайги.

           - 6 -
Он сначала не обратил внимания.
Я еще раз ему:
- Смотри!
Он морду воротит, не смотрит.
Я ему третий раз показываю, и вдруг - как увидел, и как попятится и зафырчит...
Апанас тут же  выбежал и смотрит что произошло и видит картину сию! Удивлённый от увиденного зааплодировал, смеётся и говорит: 
- Ты мне это... Хозяина тайги не развращай!))
Ишь- Ги де Мопассан нашёлся)))
 

            - 7 -
В общем этот экзамен я прошёл, а Апанас чувствую что- то задумал?
Улыбается так с хитрецой и молчит и улыбка довольная такая, словно Приз главный уже взял зимних оленьих бегов...
А приз за первое место как никак снегоход.
За второе место - квадрокоптер, а за третье, - шестилитровую банку красной икры и смартфон. Это вам скажу, - не конфетки с рыбой...

         - Часть 2 -
Отвлекусь немного от темы и расскажу вам о севере, кто не был никогда.
Ну а все, кто бывали или жил там, безусловно  знакомы с местными  праздниками и с обычаями народа.
 
В основном на севере проживают люди, когда - то "понаехавшие" на заработки со всей Страны, в том числе и из бывшего СССР.  Север,- он как магнит...
Для одних он становится всем, для других ничем. Но таких меньше. Многие находят на севере и достаток и интересную работу и приют. Суровый климат
закаляет характер и делает людей
настоящими и верными друзьями.
Погода зимой бывает разная. От минус 15 ° до минус 40 ° и ниже.

Помню, несколько лет прошло, был я в командировке в Певеке. Певек — город небольшой  с население всего пять тысяч двести пятьдесят человек. Он считается самым северным городом в России.
Через Баренцев пролив всего восемьдесят девять километров
и далее Аляска. Америка.

           ***
Так вот, прилетели мы в Анадырь, а после ещё на вертолёте летели два часа в Певек. Сентябрь месяц, а там минус 35°. Снегу полно. Спрашиваем у местных жителей: "Чего так холодно?"
-Так это не холодно совсем.
- Вы побывали бы у нас года два назад...
- Холоднее было?
- Куда холоднее! Недели две стояла погода минус 70°.
- Да как же вы здесь выживаете? спросил я.
Элементарно выживаем, как и вы на большой земле. Гальца ловим да икру красную едим. Она у нас недорогая.
- Апанас... Чукча я, - протянул мне руку новый знакомый.
- Николай, - ответил я, и пожал руку Апанасу.
Тогда и состоялось наше чудесное  знакомство с моим собеседником, который и стал моим первым северным другом.

           ***
И вот соревнования начались.
Экипажи выстроились горизонтально, чуть отступая друг от друга на метр.
Все приготовились к старту. Программа соревнований была напечатана в программах, которые я как и все зрители купил.

Это не только гонки на оленьих упряжках, это и тройной национальный прыжок, метание тынзея (аркана для оленей) на головки нарт и на дальность, а также прыжки через сани.

И вот старт!
Экипажу Апанаса и Хозяину тайги было выдан номер 10 как раз по крайней линии от дороги. Находясь в этой позиции нелегко выйти на первую линию в гонке.Но судьба экипажей определилась и по сигналу из ракетницы арбитр дал наконец старт.

        - Часть 3-
С первых же секунд старта все упряжки рванули вперёд, каждый стремился оказаться на свободной саночной дорожке.
Взрыхлённый снег, начал взлетать из под копыт, чуть закрывая видимость первых стартовых мгновений.

Нарты всех экипажей в какое - то время и в первые секунды старта скользили казалось с трудом по необкатанному снегу, но быстро, словно на нерве, набирая скорость устремлялись вперёд в гонку.

Снег, недавно, ещё совсем белый, тут же становился бурым и рыхлым, с сероватым оттенком. Он весело, словно того и ждал, вылетал из-под нарт на обочину дороги, где стояли и лежали на снегу зрители с видеокамерами и фотоаппаратами.  Как и бывает, на всех проходящих соревнованиях без криков и  ободряющих призывов время не проходит никогда.
Покричать любят все болельщики,
Да и что за соревнования без крика - то?

- Эй, пятый не подкачай!
- Жми, давай! Поджимай шестого, - кричал басом мужчина слева от меня.

- Не придёшь первым, я тебе "поляну не накрою!"- кричал другой  вслед пятому.
И вдруг слышу:
- Родненький мой! - Поддай жару! Жару давааа-ййй!- кричала женщина справа.

Ну думаю я,- началось!
- Десятый, ну где же ты?! -  взволновался и я.

Шум от затворов камер выдавал интерес, давал понять, что интерес к гонкам на оленях у людей бывает неподдельный и самый что ни на есть настоящий!
 
Гонка сразу раскрыла и повысила эмоциональное напряжение всем, кто участвовал в ней, и кто был в качестве гостей и кто зрителем.
 
-Апанаа-аа-а-с! - кто-то заорал прямо над моим ухом...
И тут я увидел экипаж Апанаса.
Его кликающий, цокающий голос, его пронзительный подгоняющий свист был сильный и звонкий, что не услушать Апанаса его оленья упряжка просто не могла. Это ж был клич их хозяина!

Длинной палкой, (называемой хорей), Апанас подзадоривал свою  упряжку, подзадоривал своего Хозяина тайги и рвался
и летел вперёд!
В этой гоночной борьбе, кричали, цокали, визжали, стараясь не оказаться на вторых ролях и другие участники заезда. Зрелище явно обещало быть ярким, не простым и впечатляющим!
   (Продолжение следует)    


Рецензии
Хозяин тайги сегодня не спит,
На бревнышке, мирно вздыхая, скулит.
Наверно Топтыгин чего-то боится?
С чего ему звездной ночью не спится?

Измается мишка, и заревёт,
Наверное, так серенады поёт…
Да нет же, прикладывает к морде лопух
Он в улей полез - нос покусан, опух.

Покушать медок бурый наш захотел,
Видать он от пчёл убежать не успел.
Затем в муравейник полез косолапый,
Ему муравьи обкусали все лапы.

В желудке урчит, по лесу он рыщет,
Никак никого для еды не отыщет.
Малину, рябину не много порвёт,
И дальше искать себе пищу пойдёт.

Голодный и злой, кто в том виноват,
Сейчас даже маленькой рыбке он рад.
На речку плетется, наш бедолага, -
Его настигает собачья ватага.

Бежит во всю прыть,
ускользает медведь,
Капканы вокруг,
яма и сеть.
Но чудом успел бурый их избежать,
И в лес поскорее, в берлогу поспать…

Так вот почему ночью мишке не спится,
Еда без конца, ему видимо сниться,
Сосёт свою лапу, скулит и ревёт,
И спать никому в лесу не даёт.

Кдиор   10.03.2021 20:32     Заявить о нарушении