Род Сафьяновых

Сегодня исполнилось ровно пять лет с того момента,  как я в 2016 году разместил на сайте ВГД (Всероссийское генеалогическое Древо) и на своей страничке в facebook  информацию о своем прадедушке Георгии Павловиче Сафьянове и, в свою очередь, о его дедушке Капитоне Сафьянове.
К этому меня подтолкнул выход книги о Иннокентии Георгиевиче Сафьянове в серии «жизнь замечательных людей Тувы, в которой Капитона Сафьянова определили по отчеству как Осиповича. Я к тому времени располагал архивными документами, которые устанавливали, что Капитон Сафьянов носил отчество – Михайлович, что я и отразил в своем первом посте в сайте ВГД и на страничке facebook.
С тех пор я стал систематически заниматься семейным родом Сафьяновых. Мне удалось опровергнуть несколько представлений о истории семьи Сафьяновых и семейных легенд. Удалось изучить пять поколений перед Капитоном Сафьяновым – история семьи после Капитона  прекрасно описана в воспоминаниях Иннокентия Георгиевича Сафьянова «Повесть о жизни».
Начнем все по порядку.
Происхождение Рода Сафьяновых авторы некролога, опубликованного на смерть Георгия Павловича Сафьянова,  вышедшего в 1914 году,  определили как немца – специалиста по выделки кож, вывезенного комендантом  Красноярска из города Риги. Этой версии вторит семейная легенда Сафьяновых. Легенда записана Иннокентием Георгиевичем со слов его двоюродной бабушки Анисьи Капитоновны в книге «Повесть о жизни»,  уже с итальянским уклоном как мальчика сына шарманщика, по-прежнему вывезенного из Риги.
Но все эти истории оказались ошибочными. И корень заблуждений был скрыт в прошлом  отца Капитона - Михаиле Андреевиче Сафьянове, который на рубеже XIX-XX  веков служил дворовым человеком в семье вдовы подполковницы Дарьи Ивановны по фамилия Брокгаузен. Её муж Иван Иванович Брокгаузен - комендант города Красноярска - выходец из старинного немецкого  рода,  принадлежащего дворянам из Риги. Здесь исследователями жизни Георгия Павловича Сафьяновы и была допущена оплошность – они решили, что Сафьянов так же как и подполковник выходец из Риги.
Но наш герой – Михаил Андреевич Сафьянов – ещё задолго до появления подполковника в Красноярске служил при дворе  воеводы Красноярска князя Ивана Яковлевича Пелымского – выходца из  Верхотурья. И только после смерти князя  и его сына Фёдора перешел на службу к вдове подполковника, помогая той в воспитании её и покойного Фёдора Пелымского внуков.
Поиски предков Сафьяновых были сосредоточены на связи Михаила Сафьянова с его «патроном»  – князем и воеводой И.Я. Пелымским. Как уже упоминалось, Пелымский был выходцем из Верхотурья. Поиски Сафьяновых были направлены на северный Урал, где и были обнаружены предки нашего Рода Сафьяновых.
И что же в прошлом рода Сафьяновых до Михаила Андреевича?
Верхотурские Сафьяновы имели предков, служивших стрельцами еще при Иване Грозном, были исконно русскими первопроходцами земли сибирской.  На Верхотурье были «вёрстаны в беломестные казаки в 1667 году из стрелецких братиев». Многочисленное их семейство  служило Романовым верою и правдою, стояло за веру православную, приумножая владения российские.
Сказ о Лучке Ивановом сыне Сафьянове.
«Суровая сибирская зима, 27 ноября 1682 года, под сводами Арамашевской  церкви Пресвятыя Богородицы   собрались все её прихожане мужицкого полу  с сыновьями – всего 142 мужицкие души.
Верхотурской сын боярской Иван Томилов «приводил к вере» -  зачитал наказную память (указ) приказной избы  стольника и воеводы Лариона Лопухина с приписью (с подписью)   подьячего Афонасия Парфенова о том, чтобы прихожане церкви Присвятой Богородици Арамашевской слободы в знак принятия новых правил православной веры  святое евангелие целовали.   
Целовать евангелие следовало  и священникам вышеуказанной церкви: попу Федору  Васильев с детьми с Ивашкой, да Захаркой,  дьячоку Емельке Офонасьеву,  пономарю Коземке Феофанову.
Среди прихожан стояли в тесной церквушке и  Сафьяновы: отставной беломестный казак  Лучка Сафьянов с сыном Ваською да с внуком Федькою, и служилый беломестный казак Гаврилка Сафьянов с сыном Гришкою. (Сын Лучки Григорий Сафьянов на целовании отсутствовал)
Чудно было старым казаком слушать, что крестится ныне следует тремя перстами, а не так как раньше – двумя, что святых на небе теперь трое: Господь, его Сын и какой-то Святой Дух. Ну да куда деться – самими царями  Российскими  Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем указ подписан. Не приложишься к евангелию- объявят тебя еретиком, отлучать от церкви, придадут анафеме. 
Сам он – Лука Иванов сын Сафьянов пришел сюда стрельцом из Чердынских владений Строгоновых, еще при дедушке нынешних царей Федоре Романове в 1630 году, строил острог, стоял на первой службе по случаю открытия храма в 1631 году. Верстан был в беломестные казаки в 1667 году, получи надел земли, положенные казаку льготы. Женился завел сыновей, служил Романовым верою и правдою, стоял за веру православную, приумножал владения российские.
 Сын Гаврилка ещё от первой жены, уже со своим сыном Гришкой,  стоит рядом с отцом и смотрит, что скажет тятя – принимать или нет новые порядки? Младший сын  Луки  - Васька – еще не понял сути православной веры, еще только гоняется за девками, ему всё равно сколькими перстами креститься, но поперек отца не пойдет и тоже смотрит на того. Нет на приводе к вере только сына Гришки, который отправился с оказией в восточные земли.
И вот теперь, в далекой Москве на Большом Московском Соборе приняли новую веру и всех православных в неё обращают.  Чудно всё это. Но делать нечего – нужно целовать евангелий, и креститься щепотью из трёх пальцев. Вся семья Лучки Сафьянова идет целовать евангелие!»

Когда Верхотурским  князьям Пелымским понадобились верные люди для службы в сибирской глубинке на реке Енисей Андрей Сафьянов вызвался быть им преданным слугою и соратником. Так Сафьяновы оказались в Красноярске. Служили князю и воеводе красноярскому  при дворе, затем его сыну Фёдору, ну, и уже упомянутой комендантше Брокгаузеновой.

Михаил Андреевич Сафьянов за свою службу у воеводы Пелымского на его загородной заимке, а затем на службе у его сватьи подполковнице Брокгаузовой повидал многих знаменитых посетителей Красноярска. Ток встречался он с «первым политическим ссыльным» Александром Николаевичем Радищевым во время его переездов в ссылку в 1791 году и обратно в 1797. Радищев и в первом, и во втором случаях  останавливался в доме Брокгаузенов.
А что же было в Роду Сафьяновых после Михаила Андреевича?
Капитон Сафьянов с помощью отца на службе у вдовы коменданта города Красноярска Брокгаузеновой, сколотив небольшое состояние, приобрел в городе три домика, занялся «молочным торгом». В 1816 году вошел в «реестр для записи купцов», правда, ещё не будучи купцом, а только в статусе мещанина города Красноярска.
В семейно легенде, изложенной Иннокентием Георгиевичем Сафьяновим в «Повести о жизни», фигурирует село Нахвальское куда якобы бежал привезенный из Риги мальчик итальянец. Теперь мы уже знаем, что не было не кожемяки немца, ни мальчика итальянца, не было и Риги. А что же село Нахвальское делает в семейной легенде? Было село!
Зима 1845 года. Село Нахвальское местная Богородецкая церковь.
Сумерки сельской  церкви, запах ладана. Звуки церковного хора.
У алтаря жених - мещанин города Красноярска Павел Капитонов Сафьянов 24 лет от роду и невеста – девица дочь умершего нахвальского крестьянина Анна Емельянова Соловьева 22 лет…
«Венчается раб божий Павел рабе божьей Анне… И ныне и присно и во веке веков. Аминь!» 
Было село Нахвальское. Павел Капитонович нашел там свою судьбу – дочь рыбака и свою невесту. А вот больших событий там не произошло, обвенчавшись, супруги покидают село и через Красноярск, где Павел Капитонович становится купцом города Красноярска, отправляются на юг губернии в город Минусинск. В Минусинске у четы Сафьяновых рождаются дети, в том числе и следующий наш персонаж – Георгий Павлович. Павел Капитонович в Минусинске повышает свой социальный статус – становится купцом 2-ой гильдии, осваивает в торговле новые территории верховья Енисея.
Георгий Павлович еще при жизни отца приобрел хорошие торговые навыки. После смерти отца, получил в наследство все его торговые дела, приумножил состояние, стал купцом 1 –ой гильдии. Для торговли освоил новые рынки сбыта – территорию современной Тувы, прославился как «граф Урянхайский» и меценат.
Заниматься одной торговлей ему было скучно, он становился градоначальником, попечителем многих общественных начинаний, исследователем. А в бизнесе, отказавшись от торговли, становится золотопромышленником.
Иннокентий Георгиевич в роду Сафьяновы стал, пожалуй,  самым неординарной фигурой. Больше, чем сделал Иннокентий Георгиевич в преобразовании социальных отношений, не удалось сделать никому. Он – потомок купцов и предпринимателей в четвертом поколении принял самое активное участие в уничтожении этой системы, и строительстве нового социального строя, основанного на коллективной собственности. Он, только вдумайтесь, принял участие в создании пусть и не очень большого, но всё же государства – Тува, вложил большой вклад в сохранение культуры и традиций этого народа.

Главная черта Рода Сафьяновых - стремление их к расширению границ  географических и социальных:
-Сафьяновы - стрельцы Ивана Грозного Сафьянов отправились  расширять границы государства Российского за Урал.
-Потомки уральских казаков Сафьянов отправились на берега Енисея осваивать сибирские просторы, изменив свой социальный статус.
- Потмки дворового человека красноярского воеводы становится горожанином-мещанином, обновляет  социальный статус отца, его сын и внук  еще больше повышают социальный статус – становясь купцами 2 и 1 гильдии, стремятся к освоению новых территорий верховья Енисея.
-Потомок купцов помогает тувинцам создать собственное государство, активно участвует в строительстве новых социальных отношений в Российском государстве.
А. Маямсин                13 января 2021.


Рецензии