Мене, мене, текел, упарсин. Ч. 4

Ч.4
Принц был в хорошем настроении. С утра, как правило, настроение отличное. Но потом эта реальность начинает всё портить. Сообщённое во сне оказывается истинным, и даже все расклады мысленных моделей и догадки оправдываются. Богатое воображение приходит в противоречие со скудным течением ничего не значащих, нудно повторяющихся событий. Индийский мальчик Абигья Ананд, предсказавший пандемию, снова заговорил о будущей опасности для всего человечества. Но в этом многовато лукавства. Не всё совпало. Вообще, совпадений, оправдывающих предсказания, должно быть намного больше, чем ошибок. Просто из-за единства закономерностей во вселенной совпадений должно быть больше. Причинно-следственные связи, к сожалению консерваторов, меняются, запутываются в клубки, которые сложно размотать. В крупных масштабах, конечно, закономерности более устойчивы. Соответственно, и прогнозы более удачны. Но спуститесь на молекулярный уровень, попробуйте построить сценарий движения отдельной молекулы или небольшой группы молекул – вас постигнет точно неудача. Во многом устойчивая традиция способствует росту числа совпадений прогнозов с реальными событиями благодаря цикличности искусственно поддерживаемых повторений. Поэтому длиннопериодические долгоживущие традиционные цивилизации типа древнеегипетской или китайской имеют статус прогностических. На уровне вселенских мегамасштабов можно выйти на уровень довольно простых закономерностей (заметьте удивительную простоту ньютоновского закона всемирного тяготения или прогностическую ценность законов сохранения). Для средних масштабов временное существование и доминирование одного происходит за счёт прекращения существования (или подчинения) других: сильные поедают слабых, но самые слабые и мелкие оказываются смертельными для  сильных и крупных, -  и круг природный замыкается сам на себя.  Принц вспомнил Борхеса. Хорхе Луис Борхес увидел в Великом отречении Будды историческую антитезу:  мифологический мотив важнее психологии персонажа, а анонимность автора является ключевым фактором. Он представил сюжет как доказательство универсального и архетипического характера литературы, вытекающего из идеи морфологии Гёте, чья биологическая теория предполагала архетипическое, интуитивное единство всех живых форм. Борхес понял, что аналогичное явление есть и в литературе, когда на основе небольшого числа архетипов могут быть выведены все литературные формы и повествования. Чтобы доказать свою точку зрения, он связал Великое отречение Будды с арабскими, китайскими и ирландскими сюжетами и объяснил, что здесь задействованы одни и те же мотивы: например, мотив аскета, показывающего бессмысленность королевских владений и тем самым разрушающего самоуверенность короля…Но архетипы присущи и психологии героев, и судьбам, алгоритмам и программам всего вообще. «Не пора ли разрушить свой с Единым архетип? Только это разрушение («структурная эвтаназия») может вывести Единое из спирали циклов. Принц «вдруг» вспомнил предсказание Распутина: «Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах… Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному. А потом большая часть людей поверит во власть имущих, но разуверится в Боге… Кара Божья будет не скора, но ужасна. По дорогам Европы поползут три голодные змеи, оставляя за собой пепел и дым, у них один дом - и это меч, и у них один закон - насилие, но, протащив человечество через пыль и кровь, они сами погибнут от меча же… Наступит время мира, но мир будет написан кровью. И когда два костра потухнут, третий костёр сожжёт пепел. Мало людей и мало вещей сохранится. Но то, что сохранится, должно будет быть подвергнуто новому очищению, прежде чем войти в рай земной…Мир «пройдёт» три "молнии", которые последовательно спалят землю меж священных рек, пальмовый сад  и лилии. Сначала с запада придёт кровожадный князь, который поработит человека богатством, а затем с востока придёт другой князь, который поработит человека нищетой» (Г. Распутин.  Благочестивые размышления, Санкт-Петербург,1912). 
«Но нищета – это благо, это возврат к аскетизму, к буддизму, это приход майтрейи. И это легко, само собой осуществится, когда все воды станут горько-солёными», - принц принял это в свой адрес и вспомнил прошлые воплощения на аналогичных планетах. Потом он вспомнил вызов увидевшего будущее (лет за 60 до реального свершения) фантаста Станислава Лема: «Вот докажи мне, что они не чувствуют ничего, не мыслят, что они вообще не существуют как создания, сознающие, что они замкнуты между двумя безднами небытия — той, что до рождения, и той, что после смерти, — докажи мне это, и я перестану к тебе приставать! Вот докажи мне, что ты только имитировал страдание, но не создал его!»
Инфоклон вновь послал сигнал в головы несчастных правителей и преступников: «Мене, мене, текел, упарсин. Скоро погибнешь, погибнет твой сын. Станешь несчастным, лежачим больным. И перед смертью ты будешь один…» Принцу стало грустно.


Рецензии