Никола - исчезнувшие атапаски, Британская Колумбия

«ЛЮДИ НИКОЛА»

Никола-Симилкамин, также известные как люди Nicola или Stuwix - анклав атапасков, живших в долинах рек Никола и Симилкамин в южно-центральной части Британской Колумбии (и в северо-центральной части штата Вашингтон), окруженные внутренними салишами*. Одна теория о поселении никола-симилкамин в этой области предполагает, что они произошли от военного отряда чилкотин атапасков, который в середине 1700-х годов остался там, а его участники стали вступать в браки с внутренними салишами из племён нлака'памукс и оканаган. Другой вариант предполагает, что никола-симилкамин имели долгую историю пребывания в этой области, много сотен лет назад переехав с более северной родины атапасков, но археологические данные эту теорию не подтверждают.

Впервые появившись в долине реки Бонапарт и у Спенсес Бридж, они вступили в конфликт с народами секвепемк(шусвап) и нлака'памукс(томпсон) этой области, каньона Томпсон, после того, как отправились на юг, чтобы уйти от «плохих соседей». В конфликте с томпсон(Nlaka'pamux), они приняли мирные условия и были приглашены осесть в районе озера Никола и верхней Симилкамин, где жили бок о бок с жителями долины, говорящими на языках оканаган и нлака'памукс. Единственное местное (салишское) название, которое существует для этого народа, stuwix («чужие», «незнакомцы»). Термин «никола» для них - неправильное употребление, хотя его часто используют этнологи и лингвисты - он подразумевает знаменитого вождя оканаган с этим именем, который когда-то властвовал над долиной и ее народами, а также над шусвапами камлупс.

Когда-то стювикс(никола) также жили в верховьях Симилкамин, и историк Марк С. Уэйд считает, что они были первыми известными жителями этой области, пока их не изгнала группа, известная сегодня как «Индейское Племя Верховьев Симилкамин», отступив в район озер Дуглас, Стамп и Никола, где их приютил вождь Никола также возглавлявший Scw'exmx(ветвь племени томпсон) и Spaxomin (группа оканаган), живших под его властью. Несмотря на дружеские отношения со своими ближайшими соседями, они неоднократно подвергались набегам со стороны враждебных племен, особенно секвепем (шусвап), и к концу 19 века выжила лишь горстка.

Несколько записанных слов никола-симилкамин, предполагают, что этот язык был связан с индейцами чилкотин*, жившими примерно в 250 км к северу, но анализ артефактов из археологических раскопок показывает, что предыстория никола-симилкамин тесно связана с соседними лиллуэт, нлака'памукс и оканаган. К началу 1900-х годов оставалось мало представителей, говорящих на никола-симилкаминском языке, поскольку он стал вторичным по сравнению с языками тех, кто теперь занимал их территорию - нлака'памукс и оканаган.

Язык никола-симилкамин в настоящее время вымер. Последний человек, который хотя бы частично знал этот язык, умер примерно в 1940 году. Тем не менее, в долинах рек Никола и Симилкамин все еще есть некоторые географические названия, которые, по мнению внутренних салишей, принадлежат к языку никола-симилкамин, а некоторые люди нлака'памукс и оканаган знают об их происхождении от никола-симилкамин.

О культуре никола-симилкамин записано мало информации. Они, как и их салишские соседи, обычно жили в полуподземных жилищах (котлованах) зимой и в хижинах из матов туле (тростник) в другое время года. В основном никола-симилкамин существовали за счёт озерной рыбалки. Лосось добывался посредством торговли, поскольку проходных рыб не было ни в верховьях реки Никола, ни на всем протяжении реки Симилкамин. Диету никола-симилкамин дополняли лоси, олени, мелкая дичь и растительная пища.

Вторжение нлака'памукс и оканаган на территорию никола-симилкамин стало результатом нескольких факторов, возможно, наиболее важным из которых - появление лошади в районе Плато в 18 веке. Лошадь продлила пути для торговли и собирательства, в результате чего народы нлака'памукс и оканаган пришли использовать территории, занятые никола-симилкамин. К середине 1800-х годов никола-симилкамин находились под влиянием нлака'памукс и оканаган. Эпидемические заболевания, смешанные браки с внутренними салишами и растущее присутствие неаборигенных народов еще больше ускорили исчезновение никола-симилкамин во второй половине XIX века.

Альтернативный вариант: Хотя антропологический и лингвистический консенсус сводится к тому, что народ никола принадлежит к атапаскам, в записях Оканагана Скорбящего Голубя говорится, что они были чинуканской группой, которая поднялась вверх по реке Колумбия, спасаясь от плохих соседей, и наконец нашла убежище выше по реке Оканаган, в пределах верховьев Симилкамин и вокруг озера Никола.

The Canadian Encyclopedia. Nicola-Similkameen. Nicola Athapaskans

---------------
*Внутренние салиши Британской Колумбии: к ним относятся лиллуэт, шусвап (ныне секвепемк), томпсон (нлака'памукс) и оканаган.
*Чилкотины до контакта с европейцами были сильной атапаско-язычной воинственной нацией с политическим влиянием до региона Симилкамин на юге (Британской Колумбии), Тихоокеанского побережья на западе и Скалистых гор на востоке. Они были частью обширной торговой сети, сосредоточенной на контроле и распространении обсидиана, излюбленного материала для наконечников стрел и других каменных орудий.

"ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО" в "контакте"


Рецензии