Почему Философия пишет серым по серому?
Чтобы ответить на этот вопрос мы приведем одну иллюстрацию из истории философии. 13 Октября в 1806 году в Йене Гегель дописывал «Феноменологию духа». То, что явилось с последними главами названной книги есть принцип, посредством которого философия завершает своё развитие и открывает доступ к унификации всех наук: из «феноменологии духа» в дальнейшем произрастет зерно главной в истории философской системы: «энциклопедии философских наук». И так, можно решить, что Гегель опередил время, что он ухватил исторический дух, где ни-будь в самой вершине и бытие, физический мир, не подоспело за ним, а может на шаг, но, наверное, он опередил в вихре за ним вздыбленную действительность, стал дальше неё. Та концентрация мысли, с которой Гегель проделал свой труд, действительно предполагала это опережение. Гегель встает со стула, спускается с лестницы, он открывает дверь… -И что же он видит? -Пред ним политическая персонификация только что выраженной на бумаге им мысли: - Наполеон. В тот же момент, как только произошло воцарение Гегеля в философии,- в этот же самый миг совершается воцарение Наполеона, и новый общественный принцип, всеобщего политического самосознания овладевает миром в тот самый момент, в который произошло овладевание принципом всякого знания. Гегель в священном ужасе; можно решить, что Наполеон это его политический аватар, и это он, только что, духом своим вызвал его из толщи земной породы; и вот полководец является как бы его орудием и снарядом.
Вот почему Гегель сказал, что философия пишет серым по серому. Однако неверно считать, что при мощи философии невозможно знать будущее. Наоборот, лучшее средство знать будущее – философия. Дело в том, что философия лучше других наук понимает,- в чем заключаются цели,- необходимость вещей. И если, являясь философом, за несколько лет, знать, например, чем занимается Гегель, то можно предвидеть Наполеона при окончании его дела. Больше того,- Наполеона возможно было уже предвидеть с возникновением философии Канта. …Для этой же цели, глядя на Аристотеля и Александра, который был также физическим органоном его логического органона и зная об историческом удвоении можно бы было предположить о возвращении этой диады и пр..
Аристотель и Александр, Гегель и Наполеон, Шмитт – Гитлер, Кожевников – Сталин; по философии мы понимаем какой собирается дух выступить на арену истории. Наша задача увидеть тенденцию мировой мысли и предвосхитить её формы, подготовляя коней заранее.
Из книги Ж. Д Онта "Гегель": «Последняя часть рукописи располагалась у него в кармане во время боев и пожара в городе. Феноменологическая процедура подошла к концу под гром пушек, чье эхо звучит в "Героической" Бетховена, вначале посвящавшейся Бонапарту.»; «На следующий день после, собственно, битвы [и за день до "битвы под Иеной"- В.К.], Гегель видит, как Наполеон совершает инспекционную поездку по улицам Йены. Он торжественно помечает дату письма к Нитхаммеру: "Йена, понедельник 13 октября 1806 г., день, когда Йену заняли французы, и император Наполеон въехал в город". И в том же письме оставляет свидетельство своего энтузиазма, ставшее знаменитым: "Я видел, как император - душа мира - выезжает из города для рекогносцировки, это действительно поразительное ощущение: видеть такого человека, который отсюда, из этой точки, сидя верхом на лошади, озирает весь мир и повелевает им." (Ж. Д. Онт "Гегель")
Из книги А. Гулыги «Гегель»: «На пересылку рукописи из Иены в Бамберг требовалось пять дней. Нитхаммер напоминал об этом Гегелю: самое позднее 13 октября он должен сдать пакет на почту.»; «В четверг началась война. У Гегеля остается еще окончание, но почта уже не работает. Утром 13 октября французские передовые части занимают Иену.»; «При зареве костров и пожарищ философ приводит в порядок спасенную рукопись и дописывает ее. Впоследствии он будет гордиться тем, что «Феноменология духа» была завершена в ночь накануне битвы под Иеной. Впечатления дня Гегель изложил в письме к Нитхаммеру.» (А. Гулыга «Гегель»)
Сам Гегель указывает на Германию на Францию в период Французской Революции в соотношении мышления и бытия: "В кантовском, фихтевском и шеллинговском философских учениях,-говорит Гегель,- революция дана и выражена в форме мысли, форме, до которой в своем поступательном движении дошел дух за последнее время в Германии"; "В Германии это [революционное] начало ворвалось бурей как мысль, дух, понятие, – во Франции же – в действительность; напротив, все то от действительности, чт; выступило в Германии, представляется насилием внешних обстоятельств и реакцией против последних." (История Философии Т3). Поэтому Наполеону как концентрированному выражению бытия (политической революции) соответствует Гегель, как концентрированное выражение духа (революции в мысли). Отсюда и право считать Наполеона как бы вторым физическим выражением,- немецким коррелятивом французского революционера.
Свидетельство о публикации №221011601012
Валекий Черненко 16.01.2021 14:10 Заявить о нарушении