Смотритель моря

"Время, как море, развязывает любые узлы" (Айрис Мёрдок)
"Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
 Звенит-поет решетка маяка.
 И все плывет: маяк, залив, буруны,
 И я, и небеса, и облака" (Иван Бунин)

     Море, мо-ре. Почему-то "мо" звучит для меня как нота "до", ну а "ре" и есть "ре".
     Я смотрю за морем. Вообще-то, я – служитель маяка, но это так, для других. Хотя и за ним тоже слежу. Маяк поставлен на одном из трёх почти вплотную расположенных скалистых островов, выстроившихся в одну линию. Если смотреть со стороны моря, то остров с башней – крайний справа, средний по размеру, самый низенький по высоте. Почему для постройки выбрали именно этот остров, точно не знаю. На двух остальных островах всё небольшое ровное место досталось ступенчатым каменным глыбам, края которых за годы и столетия воздействия солёного воздуха осыпались и теперь напоминают гигантские толстенькие сталагмиты.
     Сейчас все три острова и маяк, в основном, туристическая достопримечательность, но я не обращаю на это большого внимания, всё равно ни высадиться на берег, ни подойти поближе на катере никто не рискнёт. (Под водой во множестве скрыты скалистые рифы.) Так, обойдут вокруг островов, не приближаясь к буям, поохают, нафотографируются и – обратно. Я даже не смотрю в их сторону: в некоторые погожие дни этих кораблей, шлюпок - не протолкнуться. В такие моменты я поднимаюсь на самый верх и отсиживаюсь там с книжкой до сумерек, прислонившись спиной к бортику балкона и упёршись ногами в белую стену, отвернувшись от моря. Тогда оно само настойчиво напоминает о себе. В зависимости от сиюминутного настроения доносится его хохот или рёв, плач или смех. Я ощущаю за спиной жаркое плотное дыхание. Иногда, когда слишком надолго застываю в своих думах, море не выдерживает и, ревнуя меня даже к мыслям, окатывает с головы до ног водяным столбом или двумя тугими рукавами обхватывает со спины и душит в объятиях.
     Мне полюбилось это море давно, ещё в раннем детстве, когда увидел его в первый раз. Родители поначалу не могли ни затащить меня в тёплые волны и окунуть, ни оттащить от моря вечером. Я всё стоял и просто смотрел. Взрослым казалось забавным моё поведение, дети же не обращали никакого внимания, ловко огибая препятствие в пробежке наперегонки по прибрежной полосе. Потом я решил познакомиться с ним поближе, сел на корточки и потрогал воду. Она удивила меня. Я почувствовал, как что-то упругое обхватило пальцы и надавило снизу на ладонь. Желая это что-то удержать в руке, я шагнул за ним в убегающую волну. Позже в нашей городской квартире я втихаря экспериментировал с водой и солью, создавая правильную концентрацию раствора, похожего на вкус моря. Добавлял какие-то домашние растения, окунал раковины, настаивал и опять пробовал. Поливал горшки с цветами. Это продолжалось недолго, до первого погибшего растения и крика матери, который я не выносил.
     Теперь я привык к крикам морских птиц и сивух, которые слышны за несколько миль. Родителей нет давно на свете, у меня нет ни жены, ни детей. Есть башня маяка, своей гладкой белоснежной облицовкой напоминающая громадную солонку, и море, которое в редкие спокойные минуты выглядит безмерным тёмно-синим блюдом. Я живу здесь много лет, один, без напарника или сменщика. На бумагах они есть, но я так устроил, чтобы без особой нужды не появлялись. Я не хожу в отпуск, кто-то отгуливает его за меня. С едой проблем нет. Отправившись за необходимыми лампами или деталями для автоматики, захватываю и новые книги, продукты, гружу в лодку. Обратно гребу с остервенением (не случилось ли чего с островом или маяком за время моего отсутствия), но опасения напрасны. Море бежит, как ртуть: то впереди, то вдоль лодки, сопровождая меня, посмеиваясь над моим волнением, и пишет успокаивающие письмена своим излюбленным плавным почерком. Несмотря на то, что я научился читать морские тексты еще в детстве, всё же волнение в крови зашкаливает. Я втискиваюсь в бухточку, закрепляю лодку, чтобы волны не слишком яростно хлестали её, и бегу в нетерпении по выщербленным скальным ступеням наверх ко входу в башню. Массивная деревянная дверь отпирается увесистым ключом. Я закрываю дверь изнутри на засов, бросаю хозяйственные покупки на стол, и по виткам лестницы взбираюсь на последний этаж. Лестница узкая, с тремя площадками для отдыха, но я тороплюсь. В зависимости от времени суток через смотровые окошки башню насквозь пронзают рассветные или закатные лучи. Я поднимаюсь, не останавливаясь, к световому отсеку, туда, где расположена светооптическая призма, сердце моего маяка. Меняю перегоревшую лампу. Отключаю резервный сигнал о неисправности. Когда пульс моря выравнивается, я достаю метеорологический журнал...

     За свою длинную жизнь я прочёл немало книг, хотя мысленно чаще всего возвращаюсь к двум. Моё море похоже на выдуманный Станиславом Лемом океан на Солярисе. Оно тоже без устали думает, решает, наказывает и прощает. А остров и маяк видятся мне "Островом накануне" Умберто Эко: загадочное одинокое существование посреди жестоких штормов и неизбежное кораблекрушение в конце жизни. Физически я нахожусь на острове, на каменистой почве, но в мыслях плыву по морю и никак не могу или не решаюсь пристать к берегу. В последнее время тело моё всё чаще подаёт сигнал о неисправности. В одно мгновение не помогут ни электроника, ни переключатель, ни вертолёт скорой помощи. Никакие гудки, сирены или колокола не достигнут моих ушей. А факел сердца угаснет.
     Уверен, что в следующей жизни я обязательно буду морем. И это не безумие, не галлюцинация, не меланхолия.
     Сменится смотритель маяка. Когда-нибудь управление станет полностью автоматическим. Пройдут сотни лет, и самого маяка не станет. Пройдут тысячи, и острова исчезнут. А я буду жить, ощущать себя морем, встречать и провожать солнце... И петь: мо-ре, мо-ре.


лето-зима 2020


Рецензии
Очень интересный рассказ: море как особый, живой, меняющийся, разумно мыслящий организм. Читая его уже не раз, я вспомнила удивительное впечатление, охватившее меня в Московском Доме учёных. Одна из знакомых патриоток пригласила меня с учениками на концерт симфонического оркестра. Сама она играла в группе вторую скрипку. Не помню какого композитора они исполняли. Дирижировал известный в мире музыкант. И, сидя в зале, я впервые в жизни стала по особенному ощущать музыку: наяву увидела море, волны, плеск и шум ветра, погоню друг за другом... В конце концов волны стали сплетаться в красивейшие кружева с неповторимыми исчезающими и вновь возникающими сказочными узорами... Это было необыкновенно красиво! Это было перед началом "эпохи корона-вируса".
Мы с Люсей никогда в раннем детстве не слышали никакой музыки. Ни пианино, ни гармошки, ни свистульки, ни песен в сопровождении какого-либо инструмента. Таким было наше военное детство. Только тётя Нина, когда шила или вязала, или штопала, иногда тихонько напевала незамысловатые песенки. Поэтому я была ошарашена видением в зале с отличной акустикой.Не могу объяснить, что со мной было... Мне очень нравилось, как пришедший с войны папа играл чудесные мелодии на семиструнной гитаре. И маму я запомнила: когда мне было лет 14-16, я просила её спеть романс о чайке, которую убил охотник и скрылся в горах. Сейчас попробую найти её текст в Интернете.
Да, кроме того, старший брат Шура весной делал свистульки, кажется из акации...

Нина Похвалинская   24.05.2022 13:58     Заявить о нарушении
Спасибо, интересно.

Милана Секоненко   31.05.2022 10:59   Заявить о нарушении