Молочник

  Ближе к концу раннего летнего полудня маленькая девочка побежала по магистрали к тому месту, где стоял мальчик, извиваясь ногами в пыли.
"Старая тетя Эйлси вернулась", - задыхаясь, сказала она, - «она наколдовала хвосты у овцы Самбо. Я видела, как они висели у неё на двери! »
Мальчик воспринял эту новость с равнодушием, от которого она тупо отскочила. Он уткнулся босой ногой в мягкий белый песок и рывком вытащил ее, посыпав присыпкой ежевичные лозы рядом с дорогой.
"Где Вирджиния?" - коротко спросил он.
Маленькая девочка села в высокую траву у дороги и стряхнула с глаз рыжие кудри. Она тяжело вздохнула и принялась обмахиваться крыльями своего белого чепца. Тонкая влага сияла на ее голой шее и руках над платьем из ситца с веточками.
«Она немного не может бегать», - тепло заявила она, глядя вдаль длинной белой магистрали. «Я намного опередил ее, и я дал ей начало. С ней Зик.
С кряхтением мальчик быстро лишился своего тяжелого достоинства.
«Ты не можешь бежать», - парировал он. - В любом случае, я бы хотел увидеть бегущую девушку. Он выпрямил ноги и засунул руки в карманы бриджей. «Ты не можешь бежать», - повторил он.
Маленькая девочка сверкнула явным вызовом; из пары сияющих карих глаз она бросила ему презрительный вызов. «Бьюсь об заклад, я смогу победить тебя», - решительно ответила она. Затем, когда взгляд мальчика упал на ее волосы, ее вызов угас. Она надела головной убор и прикрыла им лоб. «Я думаю, что смогу пробежать немного», - беспокойно закончила она.
Мальчик искренним взглядом следил за ее движениями. «Вы не можете скрыть это», - поддразнил он; он просвечивает сквозь всё. О Господи, разве я не рад, что моя голова не красная!- На этом фарисейском благодарении девочка вспыхнула до взъерошенных краев шляпки. Ее чувствительные губы дернулись, и она смиренно смотрела мимо мальчика на стену из грубых серых камней, огибающую поле созревающей пшеницы. Над пшеницей подул легкий ветерок, раздувал ровные колосья бородатого зерна и внезапно падал на солнечные горы вдали. На ближайшем пастбище, где высокая трава усыпана дикими цветами, красный и белый скот паслись у небольшого ручья, и звон коровьих колокольчиков слабо доносился по косым солнечным лучам. Это была открытая местность с особой тихой чистотой на длинных белых дорогах и веселыми голубыми и зелеными лугами.
«Разве я не рад, Господи!» - снова запел мальчик.
Маленькая девочка нетерпеливо зашевелилась, ее взгляд отрывался от ландшафта.
«Старая тетя Эйлси наколдовала все хвосты у овцы Самбо», - заметила она с женской хитростью. «Я видел, как они висели у нее на двери».
«Ой, черт возьми! она не может колдовать! » усмехнулся мальчик. - В любом случае, она всего лишь вольный негр - и, кроме того, она с ума сошла…
- Я видела, как они висели у нее на двери, - твердо повторила маленькая девочка. «Ветер тут же унес их, и вот они».
«Ну, это не хвосты овец Самбо, - решительно возразил мальчик, - потому что у овец Самбо нет хвостов».
Приглушенная, маленькая девочка с сомнением оглядела автостраду. «Может, она сначала наколдовала их», - предложила она наконец.
- О, ты обычный ребенок, Бетти, - с отвращением воскликнул мальчик. «Далее ты скажешь, что она может заставить зубы гремучей змеи прорасти из земли».
«У нее очень забавный огород», - все еще доверчиво призналась Бетти. Потом вскочила и побежала по дороге. «Вот Вирджиния!» - резко крикнула она: «Я ее побила! Я честно обыграл ее! "
Вторая маленькая девочка, тяжело дыша, прошла сквозь пыль, за ней последовал маленький негр с блестящим черным лицом. - По повороту едет фургон, - взволнованно воскликнула она, - и он набит слугами старого мистера Уиллиса. Он мертв, и они продаются, Долли тоже продается.
Это было хрупкое маленькое создание, цвета цветка, и ее гладкие каштановые волосы были заплетены шелковыми косами на пояс. Завязки ее белой пиковой шляпки с розовой подкладкой были изящно завязаны под овальным подбородком; не было пыли на ее голых ногах или коротких белых носках.
Пока она говорила, послышалось пение голосов, и мгновение спустя повозка тяжело обогнула пучок низкорослых кедров, выступавших на длинном изгибе шоссе. Колеса хрустнули о камень на дороге, и возница терпеливо протянул лошадям «ну-ка!», Щелкая кончиком своей длинной сыромятной плети по слепню. В нем было почти космическое добродушие; он с невозмутимой легкостью рассматривал пейзаж, лошадей и камни на дороге.
Позади него, в теле фургона, стояли негритянки и скандировали прощание с рабыней; и когда они подошли к детям, он оглянулся и убедительно заговорил. «Я бы сел на вашем месте, - сказал он. «Тебе станет лучше. А теперь, Тар, сядь и тихонько встряхнись.
Но, не поворачиваясь, женщины продолжали свое трепетное пение, склоняя головы в тюрбанах к воображаемым лицам на обочине дороги. Они оставили свою публику позади себя на огромной плантации, но по-прежнему пели для пустой дороги и любезно относились к кедрам на пути. Волнение охватило их, как безумие - и детская радость от грядущей перемены смешалась с материнской тоской по разорванным связям.
Вела яркая мулатка, стоя во весь рост, и ее богатые ноты катились, как орган, под пронзительным криком ее товарищей. Она была крупной, с глубокой грудью и хорошенькой по своим характеристикам, и в ее небрежных жестах было что-то от прекрасного задора художника. Она смело пела, ее все тело раскачивалось из стороны в сторону, ее обнаженные руки были вытянуты, ее длинное горло раздулось, как у птицы, над ярким платком на груди.
Остальные последовали за ней, наполовину безыскусно, наполовину имитируя, смешивая со своими словами ворчание самодовольства. Улыбка пробежала от лица к лицу, как будто ее бросило нелепое сияние фонаря. Только маленькая чернокожая женщина, присевшая в углу, поклонилась и заплакала.
Дети упали спиной к каменной стене, где они висели и смотрели.
«До свидания, Долли!» - весело окликнули они, и женщина ответила протяжным безнадежным
  нытьем : - Да благословит тебя двенадцать, мы
          снова встретимся ».
Зик вырвался из группы и побежал на несколько шагов к фургону, пожимая протянутые руки.
Водитель мирно кивнул ему и одним взмахом хлыста вырезал замысловатую фигуру на песке дороги. «Давай, сынок, пойдем с нами», - сердечно сказал он; но Зик только усмехнулся в ответ, а дети засмеялись и замахали платками со стены. «До свидания, Долли, Миранди и Сьюки Сью!» они кричали, в то время как женщины, кланяясь катящимися колесами, отбрасывали отрывок из песни:
  «Мы надеемся встретить тебя на небесах, где мы не расстаёмся , где мы не расстанемся»;  благословит вас двенадцать нас и другие».
«Двенадцать, мы встречаемся снова», - щебетали девочки, впадая в припев.
Затем, с последним грохотом, фургон проехал мимо, и Зик, вернувшись назад, оседлал каменную стену и сел, глядя на рыхлые маки, окаймлявшие пожелтевшие края пшеницы.
- Марс Шамп, Марс Шамп, - отличный выбор Дея, - мечтательно сказал он. «Правый гвин Дея пролетел над даром, откуда солнце взошло».
- Их купил полковник Майнор, - объяснил Шамп, соскользнув со стены, - и купил Долли дешево - я слышал, дядя так сказал… - Он с ухмылкой посмотрел на маленькую черную фигурку, сидящую на рассыпающихся камнях. «Вам лучше посмотреть, как вы украдете еще мои лески, или я продам вас», - пригрозил он.
«Gawd er live! «Я украл один, по-видимому, в понедельник», - возразил Зик, разворачиваясь на дороге. его ноги и тоскливо глядя вслед фургону, исчезающему в солнечном облаке пыли.
Над широкими лугами, усыпанными разбросанными полевыми цветами, звук песнопения все еще доносился с пронзительной и тревожной сладостью на ветру. Слушая, маленький негр разразился ликующим рефреном,
  стуча босыми ногами в пыль: - «Боже, да благословит тебя двенадцать мы,
          Меня… и т. Д.».
Затем он лукаво взглянул на своего молодого хозяина.
«Я не знаю, что ты делаешь, Марс Шамп».
«Бьюсь об заклад, что нет», - парировал Шамп.
- Ты вроде продашь мне тер Марс Минор, но Лоуд, Лоуд, ты, мать-мать, перестань меня терзать. Ты говоришь, что не являешься настоящим старым хозяином.
«Думаю, могу», - возмущенно сказал Шамп. «Я просто хотел бы увидеть, как она снова возложит на тебя руки. Я могу заставить маму перестать бить его, правда, Бетти?
Но Бетти, качнув головой, отомстила.
«Не так давно ты, мама, била тебя», - ответила она. «И я думаю, не так давно тебе это было нужно».
Когда она стояла там, энергичная маленькая фигурка, в пятне слабого солнечного света, ее волосы отбрасывали ореол красного золота вокруг ее головы. Когда она улыбалась - а теперь она улыбалась достаточно дерзко, - ее глаза сужались, пока не превратились в просто лучи света между ее ресницами. Ее глаза улыбались, хотя губы были чопорными, как у проповедника.
Вирджиния робко потянула Бетти за платье. «Шампе едет с нами домой, - сказала она, - его дядя сказал ему ... Ты идешь с нами домой, не так ли, Шамп?»
«Я не пойду домой», - ответила Бетти, вырываясь из рук Вирджинии. Она стояла теплая, но решительная посреди дороги, ее капот покачивался в руках. «Я не пойду домой», - повторила она.
Повернувшись к ней спиной, Шамп беззаботно присвистнул. «Тебе лучше пойти вместе», - крикнул он через плечо, тронувшись. «Тебе лучше пойти вместе, или ты поймаешь это».
«Я не пойду», - вызывающе ответила Бетти, и, когда они ушли, пиная пыль перед собой, она резко взмахнула шляпой и громко заговорила сама с собой. «Я не пойду», - упрямо сказала она.
Расстояние увеличивалось; три маленькие фигурки миновали пшеничное поле, остановились на мгновение, чтобы собрать зеленые яблоки, упавшие с заблудшей яблони, и, наконец, медленно растворились в белой полосе дороги. Она была одна на заброшенной магистрали.
На мгновение она заколебалась, затаила дыхание и даже сделала три шага домой; затем внезапно повернувшись, она быстро побежала в противоположном направлении. Над сгущающимися тенями она неслась легко, как заяц.
Через полмили, когда у нее перехватило дыхание, она нервно остановилась и огляделась. Одиночество, казалось, приближалось, как туман, и крик хлыста-бедняги из ручья на лугу посылал испуганные трепеты, как иголки, сквозь ее конечности.
Прямо впереди солнце садилось на бледно-красном западе, на фоне которого горы выделялись, словно высеченные из камня. С одной стороны проносилось пастбище, где паслись несколько овец; с другой стороны, на месте пересечения двух дорог росло взорвавшееся дерево, отбрасывающее обнаженную тень на магистраль. За деревом и его тенью протоптанная тропинка вела к небольшой бревенчатой хижине, от которой поднималась струйка дыма. Через открытую дверь единственная комната внутри казалась красной от пламени смолистой сосны.
Маленькая девочка изящно пробиралась по тропинке и небольшому участку сада, засаженному луком и черноглазым горошком. Возле ложа сладкого шалфея она на мгновение запнулась и отступила. «Тетя Эйлси, - трепетно позвала она, - я хочу поговорить с вами, тетя Эйлси». Она наступила на гладкий круглый камень, служивший дверью, и заглянула в комнату. «Это я, тетя Эйлси! Это Бетти Эмблер, - сказала она.
Внутри хижины началось медленное шарканье, и теперь старая негритянка прихрамывала к дневному свету и остановилась, глядя из-под своей впалой ладони. Она была парализована возрастом, глаза затуманены от неприятностей, а время сгладило все изгибы тонких серых прядей на ее лбу. Она смутно посмотрела на ребенка, как на того, кто смотрит издалека.
- Я положила эту сову, - пробормотала она недовольно, - а, пожалуй, он хочет прогуляться по дому, потому что я не хочу, чтобы его шалости донимали меня. Да, но, может быть, кто-то из нас будет насмехаться над тобой, как ты, да, да, это улюлюкающая сова, что закончился счет потерь в любое время в день
… - Я не сова, тетя Эйлси, смиренно вмешалась Бетти, «и я не улюлюкаю на тебя…»
Тетя Эйлси протянула руку и коснулась ее волос. «Ты не чили Марса Пейтона», - сказала она. - Я уже знал, что Эмблер sence de fu'st one er dem wuz riz, да еще никогда не был с Амблером с морковным хайдом… - Красный цвет пробежал от локонов Бетти к ее лицу, но она вежливо улыбнулась, когда она последовала за тетей Эйлси в каюту и села в кресло с раздвоенным дном у камина. Стены были сложены из грубых неотшлифованных бревен, и на них, как на незавершенном фоне, свет костра отбрасывал красноватые тени старухи и ребенка. Над головой, с открытых стропил, свисали несколько оборванных овчин, а вокруг огромного очага виднелась бахрома из мертвых змей и ящериц, давно уже сухих, как пыль. Под пылающими бревнами, наполнявшими хижину почти невыносимой жарой, под небольшой гравийной насыпью пепла был закопан пепел.
Тетя Эйлси подняла с камней трубку из кукурузного початка и закурила. Она сразу погрузилась в дряхлую задумчивость, бормоча себе под нос коротким бессмысленным ворчанием. Каким бы теплым ни был летний вечер, она дрожала перед светящимися бревнами.
Некоторое время ребенок терпеливо смотрел на тлеющие угли; затем она наклонилась вперед и коснулась колена старухи. «Тетя Эйлси, о тетя Эйлси!»
Тетя Эйлси устало пошевелилась и скрестила распухшие ноги у очага.
«Да, черт возьми, но сова насмехается над твоим лицом», - пробормотала она, и, когда она вытащила трубку изо рта, серый дым кружился над ее головой.
Ребенок подошел ближе. «Я хочу поговорить с вами, тетя Эйлси, - сказала она. Она схватила иссохшую руку и сжала в своих розовых. «Я хочу тебя - о тетя Эйлси, послушай! Я хочу, чтобы ты создал мои волосы угольно-черными.
Она задохнулась и с приоткрытыми губами села в ожидании. «Угольно-черный, тетя Эйлси!» она снова плакала.
Внезапное волнение проснулось на лице старухи; ее руки дрожали, и она наклонилась ближе. "Привет! Кто это сделал, чтобы тебя я мог заколдовать, дорогая? она потребовала.
«О, ты можешь, я знаю, что можешь. Ты вызвал любовника Сьюки из Элизы Лу, и ты вызвал все боли из ноги дяди Седраха ». Она упала на колени и положила голову старухе на колени. «Колдуй быстро, и я не буду кричать», - сказала она.
"Боже в рай!" воскликнула тетя Эйлси. Ее тусклые старые глаза заблестели, когда она нежно погладила лоб ребенка парализованными пальцами. «Ты не можешь колдовать, милый», - прошептала она. «Вы ждете двенадцать полнолуния, когда дьявол идет по большой дороге». Она снова блуждала после фантазий о безумии, но Бетти бросилась на нее. «О, измени это! Измени это!" крикнул ребенок. «Умоляй дьявола прийти и поскорее все изменить».
Вернувшись в себя, тетя Эйлси хмыкнула и выбила пепел из трубки. «Я не хочу, чтобы ты не любил дьявола», - строго ответила она. - Ты позволил дьяволу уйти, а он оставит тебя в покое. Я был молод, теперь я оле, а я никогда не буду семенем дьявола вонзить своего муфа в чье-то дело, если он не уволен. Она наклонилась и сгребла пепел с торта щепкой из светлого дерева. - Дис-ваерин тасе очень застенчивый, - проворчала она при этом.
«О тетя Эйлси, - в отчаянии воскликнула Бетти. Слезы блестели у нее в глазах и медленно катились по щекам.
- Дар, - успокаивающе сказала тетя Эйлси, - ты все еще сидишь и ждешь двенадцать третей ночи в полнолуние. Она встала и сняла одну из крошащихся шкур с камина.
*
Эллен Глазгоу, Американская писательница-романист, обладательница Пулитцеровской премии за лучший роман 1942 года. В своих романах описывала современный ей юг США.
Родилась: 22 апреля 1873 г., Ричмонд, Вирджиния, США
Умерла: 21 ноября 1945 г. (72 года), США


Рецензии