О трезвости ума, языка и сердца

         Введение

Для  истинно духовного понимания жизни и правильного поведения христианину нужны три вещи:  1) трезвость ума, 2) трезвость языка, 3) трезвость сердца.


      1. Трезвость ума: нищета духовная, страх Божий и  память смертная.
 
Увидеть ситуацию в истинном свете и правильно её понять помогают только нищета духовная, страх Божий и  память смертная. Правильное поведение возможно также только в свете их.

Без нищеты духовной, страха Божия и  памяти смертной человек пребывает в пагубных иллюзиях и не поступает по заповедям Божиим. Мир опьяняет его то наслаждениями, то завистью, то злобой. 


Трезвость ума сопровождает   м о л и т в а   о благословении и помощи Божией: «Господи, благослови! Господи, помоги!» перед каждым, даже самым привычным делом.

Эта молитва есть результат понимания человеком  своей духовной нищеты, то есть что без Бога, Его благословения и помощи он ничего доброго совершить не может.   

Молитва эта становится проводником духовной мудрости и силы. У святых людей она предваряет даже самые привычные дела, к примеру принятие пищи, чтение Евангелия и молитву.

«Что ни сделаем без молитвы и благой надежды, то после окажется вредным и (по крайней мере) несовершенным» (прп. Марк Подвижник).

Молитва эта постепенно прививает человеку память о его духовной нищете. Человек, имеющий духовную нищету, имеет потребность в этой молитве, а неимеющий её постоянно забывает попросить у Бога благословение и помощь.
 

         2. Трезвость языка - благоразумное молчание.

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит» (прп. Амвросий Оптинский Гренков).

«Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда» (прп. Арсений Великий).

«Молчание есть таинство будущего века, а слова суть орудия этого мира»
(прп. Исаак Сирин).

Благоразумное молчание не прививается без молитвы. «Господи, благослови! Господи, помоги! Господи научи меня благоразумному молчанию!» Перед тем как что-то сказать нужно молиться таким образом.


        3. Трезвость сердца: чувство своего недостоинства, слезы о своей греховности и кротость.

Поскольку языком управляет не только ум, но и сердце, то кроме осознания своей духовной нищеты  для соблюдения благоразумного молчания необходимы  душевное чувство своего недостоинства, искренние слезы сокрушённого сердца о своей греховности и кротость, приходящая после этих слёз. В этом заключается трезвость нашего сердца. Без неё если кто и смолчит, но ругает про себя досадившего ему "маленьким язычком", что тоже вредно для души.

Итак, душевное чувство своего недостоинства, слёзы и кротость это три духовных корня благоразумного молчания. Также как самомнение, чувство своего превосходства  и дерзость (в том числе смех)  три корня безудержного языка.

От чего рождаются выщеперечисленные корни благоразумного молчания? От нищеты духовной, страха Божия и памяти смертной (трезвости ума). А так же от молитвы. Итак мы вернулись к началу нашей статьи, чтобы снова её повторить. Итак, кто внимательно читал, тот понял, что без трезвости ума не бывает трезвости чувства, а  без трезвости чувства не бывает трезвости языка. Трезвость языка поставлена посредине, потому что она нуждается  и в трезвости ума и в трезвости сердца.

Что такое нищета духовная, страх Божий и память смертная смотри в других статьях этого раздела.

Что такое чувство своего недостоинства, искренние слезы сокрушённого сердца о своей греховности и кротость, приходящая после этих слёз смотри в статье "Любовь Божия". 

Можно десятки лет быть  воцерковлённым человеком и не приобрести этих трёх крайне нужных вещей.

---------------------
* Нищета духовная, страх Божий и  память смертная образуют единое целое. Подробнее о них написано в других статьях.

Вот что Господь говорит устами пророка Исайи: « И на кого воззрю, токмо на   к р о т к а г о   и   м о л ч а л и в а г о   и   т р е п е щ у щ а г о   словес Моих» (Ис. 66:2). Сказано короче,  названо самое главное и в другом порядке следования, но смысл, думаю, тот же.







прах ветром взметаемый, бездушная земля, беспомощная глина.


Рецензии
Спасибо за напоминание и акцент на очень важном качестве в духовном становлении.
Без напоминания и приучения себя, не обойтись.
Еще Вы упомянули о царском пути, т.е. без крайностей.. подпрыгивания, с последующим падением и самооправдываемой расслабленности. И это многим не вполне понятно, ведь у каждого своя мера, и знаний-разумения, и сил, и опыта..

А как бы Вы обозначили самую суть царского пути, простую и понятную для всех и каждого?

Сергей Одиниз   30.03.2021 22:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей,

Спасибо за отзыв. Я всего лишь ученик. Раскрыть суть царского пути, простую и понятную для для всех и каждого мне не под силу.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   31.03.2021 20:25   Заявить о нарушении
Святая Полюшка Рязанская как-то сказала, обращаясь ко всем людям: ...- Не молчите каждый в себе, но делитесь душевными и духовными знаниями, опытом и своей гранью видения чего либо друг с другом -

Вот и Вы пишете о сем главном, значит задавались вопросами и желанием разумения, и именно по ним получали ответы в образах и рассуждении, что и излагаете. т.е. предположу, что Вы попросту не задавались такой стороной понимания в сей данности или ином.. где категоричность - "не под силу" выглядит скорее как отмазка, а не скромность.

Уже изрядное время читая святоотечник, однажды обратил внимание, что практически все святые, так или иначе говорили о - простоте во всём.. в том числе и разумения Слова Божия, Писания и толкований. По их откровению: - Бог прост, Мир прост и всё в Мире просто -

Как невозможно пользоваться тем, чего не имеешь, так же и обрести то без желания и искания.
-

Впрочем, если досаждаю Вам, вопросами или своей гранью разумения духоносных отцов Церкви, дайте знать и не будет.

В сем же.. полагаю, что царский путь это - ответственность. Понятная каждому, в свою меру и качестве души.

Доброго Вам, простите если что.

Сергей Одиниз   01.04.2021 09:28   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей,

Вы мне совсем не досаждаете. Мне помогают разобраться в себе Ваши вопросы и вопросы других авторов прозы.ру. Дело в том, что я всю жизнь ищу этот "средний" или "царский" путь. Вехами этого поиска были "Жемчужина единства Божия", "О трёх делах, завещанных нам Христом". В этом году я попытался, опираясь на опыт Святых Отцов, кратко сформулировать то, что считаю самым важным в разделе "Суть". Короче у меня не получается. А если всё же получится, то обязательно помещу в этом же разделе.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   02.04.2021 10:30   Заявить о нарушении
Из всех статей помещённых в этом разделе самыми нужными в настоящий момент считаю "О cпасительном душевном устроении" и "Вера, надежда и любовь".

Владислав Плеханов   02.04.2021 10:45   Заявить о нарушении