Названный Великолепным

Лоренцо знал, что умирает. Жизнь его покидала в 43 года, когда так много можно было бы ещё сделать на радость своей семьи, своим друзья и всей Флоренции. Врач, лечащий ещё его отца, не стал скрывать, что он унаследовал от него, Пьеро Подагрика, смертельный семейный недуг -  подагру.

Уже несколько  недель он возлежал на своём семейном ложе в Casa Di Medici. Уже нет рядом нежной и хрупкой  Клариче, его супруги, котороя недавно покинула его, внезапно угаснув от туберкулеза. Смерть унесла Лукрецию, его мать, ангела-хранительницу всего рода. Но на то была воля божья.

Самый страшный нежданный удар нанесли Лоренцо его враги - Франческо и Якопо Пацци и папа Сикст IV. В соборе Санта-Мария-дель-Фьори во время пасхальной мессы был заколот насмерть его любимейший брат - красавец Джулиано Медичи.

«Momento mori”, - мысли о смерти проносятся  в его голове на смертной одре, заменяя видения  окровавленного Джулиана с предсмертной конвульсией и застывшим вопрошающим взором. Нет в живых того самого красавца, бога Марса, навсегда запечатленного Сандро Боттичелли на картине «Марс и Венера». Долго пришлось художнику упрашивать Джулиано позировать для своей картине в образе бога Марса, влюблённого в Венеру. Венеру изображала белокурая красавица Симонетта Веспуччи, племянница Америго Веспуччи, открывшего Америку. Между ними вспыхнет настоящая любовь, но смерть разлучит их навсегда. Возлюбленная Джулиано Медичи и муза Сандро Боттичелли, она прожила всего 23 года. «Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней», - сказал Лоренцо после ее смерти. По завещанию Боттичелли, он был похоронен рядом с ней.

В ту самую минуту Лоренцо знал, что он отомстит убийцам. Отомстит жестокосердно и беспощадно. Ведь что может быть бесчеловечнее, чем убийство в святом месте во время святейшего праздника Пасхи? Месть была свирепой и лютой. Через некоторое  время Франческо Пацци со своим племянником Якопо будут висеть перед входом в Синьорию на главной городской площади.

По заказу Лоренцо, Сандро Боттичелли, так любивший изображать картины рождения жизни - Венеру, выходящей из ракушки на морских волнах, и Весну в окружении ее прекраснейших спутниц, создает фреску с изображениями висельников в галерее перед зданием Синьории. Нет  ничего противоестественного и отвратительного для художника, воспевающего рождение жизни, изображать смерть. Но того желал Лоренцо, его названный брат. С детства Сандро, лишенный родителей, был взят в дом Медичи и воспитывался с ними как член семьи. Он не мог отказать Лоренцо.

Не он ли, Лоренцо, продолжил дело своего деда, Козимо Медичи? Козимо подарил Флоренции купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, поверив в гений Брунеллески, за что народ прозвал его Pater di Patriae. Из заработанных  600000 флоринов Лоренцо отдал Флоренции намного больше, потратив семейные фонды и сокровища. Не он ли разглядел талант и гений Микеланджело Буоноротти, поэта Анджело Полициано, мыслителя Николо Макиавелли? Ещё подростком Микеланджело был взят в его дом. Во время обеденной трапезы за семейным столом всегда сидят и Микеланджело, и Боттичелли, и Полициано и многие другие.

В полубреду воспоминания уводят Лоренцо в художественную школу, которую он создал для молодых талантов. Окружённый сыновьями Пьерро, Джованни и дочкой Маддаленой, он прохаживается в садах своего дома и встречает засыпанного мраморной крошкой юношу, с зубилом в руках склонившегося над головой сатира. Сморщенное лицо старого сластолюбивца сатира, высеченного юным подмастерье из белого караррского мрамора, уж очень выглядит задорно и юно. «Сатиры обычно бывают беззубыми из-за старческого возраста», - говорит он юноше. Микеле бьет зубилом по зубам сатира и ставший беззубый сатир оживает! Увидев пред собой настоящего козлоногого уродца, о котором им рассказывал отец и дядя Сандро, их воспитатель, дети улыбаются, и больше всех заливается смехом его маленький ангелочек - дочь Маддалена.

Та самая крошка  Маддалена,  его нежный хрупкий цветочек, который он вынужден будет обручить с развратным Франческетто Чибо, бастардом папы  Римского Иннокентия VIII, чтобы получить деньги Рима в свой банк для выгоды и расцвета Флоренции. Клариче, так и не простив его за этот удар, не снесла этого горя и умерла.

Анджело Полициано, поражённый красотой Маддалены, создаёт мадригалы о фарфоровой крошке, сравнивая ее  с небесными созданиями. Лоренцо, разглядевший в нем поэтический талант, убеждает Полициано продолжать  писать стихи, а не праздно проводить своё время. Он приобретает для своего друга виллу, куда вселяется поэт, и не отвлекаясь от творчества, создаёт поэтические перлы.

Лоренцо учреждает Платоновскую академию, где все лучшее, созданное эллинами, возрождается и возвеличивается. Здесь собираются светлые умы города - Боттичелли, Челлини, Бокаччо, Маккиавелли, Полициано, Микеланджело, Рафаель, чтобы рассуждать об истинной демократии и свободе духа.

Он строит первую публичную библиотеку во Флоренции, где можно прочесть фолианты в оригинале древнегреческих философов Платона, Сократа и других, открывает доступ своему народу к образованию. После Александрийской библиотеки, это - первая публичная библиотека в мире.

«Что  может лучше, чем превосходить дарующего в ценности его подарка», - сказал он своей горячо любимой бабушке Кантессине, когда в младенчестве сделал своему покровителю из Сицилии намного дорогой подарок в ответ на безделушку, полученную от него.

Воспоминания уносят Лоренцо в часовню дома Медичи, где Кантессина, названная народом «графинюшкой» из-за благородного происхождения (ее род давал кредиты самим английским королям) и доброго нрава, показывает ему главную фреску дома «Шествие волхвов в Вифлеем» (работы Беноццо Гоццоли, по заказу Пьеро Медичи).
-А вот и ты, мой возлюбленный внук Лоренцо, верхом на лошади, несёшь дары святому семейству, - указывает бабушка на центральную часть фрески, где изображены все члены семейства, начиная с Козимо Медичи.

Лоренцо отдал Флоренции во сто крат больше даров, чем получил от своего родного города, который в былые времена даже изгонял его семью. Он дарует городу великолепие - вечные произведения искусства, твёрдую валюту, источник богатства. После его смерти Флоренция может процветать на доходы от искусства. В ответ благодарные флорентийцы нарекают его Лоренцо Великолепный, потому что он великолепно мог использовать своё состояние.

А теперь этот доминиканский монах обвиняет его во всевозможных грехах перед городом и призывает его предать анафеме.

Джироламо Савонарола, этот пришлый монах из Феррары, сначала возбудил в нем интерес и доверие своей неподкупностью и истинной верой. Сколько раз Лоренцо спасал его жизнь от готовящегося заговорщиками убийства. Но Савонарола неприступен и ненавидит его как самого заклятого врага города. Все его проповеди направлены против Медичи: Медичи - вот корень зла! Народ Флоренции, словно под гипнозом, срывает с себя украшения, облекает себя в чёрные одежды, сжигает книги и картины. Лоренцо видит, как Сандро Боттичелли собственноручно предаёт «огню тщеславия», как учит Савонарола, самые лучшие свои полотна. Вот растекаются краски в костре, учинённого Савонаролой, его картины «Марс и Венера» с Джулиано и его возлюбленная Симонеттой.  Трещат под огнём «Республика» Платона и «История» Геродота. Флорентийские дивы срывают с себя украшения, созданные Бенвенуто Челлини, и бросают из в огонь. Красота и восхищение ей становятся греховным понятием.

«А не ошибался ли я, призывая Флорентийская быть счастливым здесь и сейчас, не дожидаясь завтра», - тревожные мысли стучат молоточком в голове Лоренцо. 

«Что есть в этом отце Савонорола, чего я недоглядел и не разумею?»- точит мысль воспалённый мозг умирающего бывшего правителя Флоренции.

Он целует Пьеро, Джованни, Джулиано и Маддалену в последний раз и просит сестру позвать отца Савонаролу, чтобы принять его причастие.
Монах грозен и неприменим. Он идёт к умирающему, но не являет христианнейшее милосердие к умирающему.

- Я не буду причащать тебя, Лоренцо, если ты не покаешься в своих грехах перед Флоренцией. Ты жил во грехе, вселял разврат в горожан, превратил Флоренцию в Содом и Гоморру, гневил Бога и служил дьяволу. Гореть тебе в геенне огненной за все твои деяния!
- Иди ты прочь, безумный фанатик: я горд тем, что сделал для Флоренции. Ты глуп и зол. Я познал счастье через красоту и научил мой этому флорентийцев . Оставь самому народу рассудить, кому гореть в геенне огненной.

За дверями опочивальни следит за происходящим юноша Буоноротти, ненавидящими глазами смотрящий на прочь убегающего фанатика и рыдающий по умирающему покровителю, прозванному народом Флоренции Великолепным.

Через пару лет  горит новый костёр на площади Синьории. Трещат поленья, языки пламени возносятся выше, и отчаянный и страшный крик проносится по всей главной площади Флоренции. Народ сжигает Савоноролу...


Рецензии