О расколе среди армянской элиты

О расколе среди армянской "элиты"
Одной из причин нашего поражения являлся раскол, произошедший в обществе. Но произошел ли этот раскол после «бархатной» революции?
Подходящая к концу неделя в Армении запомнилась обвинительной перепалкой двух бывших глав Службы Национальной Безопасности: Артура Ванецяна (точнее, его сторонников) и Аргишти Кярамяна. Напомним, что за короткий период времени по разным причинам указами премьер-министра Никола Пашиняна были сменены несколько глав спецслужбы.
И вот, Кярамян и члены отряда Айреник («Родина») принялись публично обсуждать, кто виноват в сдаче Шуши азербайджанцам в начале ноября прошлого года. По версии Кярамяна, Артур Ванецян со своим отрядом прибыл в Шушу, однако вначале он отказался выдвигаться на боевую позицию, сославшись на неготовность, а затем ушел оттуда в Ханкенди, а его отряд куда-то исчез.
«Айреникцы» же, к примеру, Арсен Бабаян, стали упрекать Кярамяна в инфантилизме, в том, что он, говорит, не понимая, «не осознавая, какие боевые действия проводились, на какой позиции, под чьим командованием, и с какой целью».
Позже к обвинениям против Кярамяна присоединился сторонник Ванецяна - подполковник Зограб Аветисян. Он подметил, что после того, как в том или ином месте появлялся молодой глава СНБ, неприятель открывал огонь по этой позиции. Более того, подполковник заявил, что Кярамян и вовсе причастен к сдаче Шуши.
Другой «айреникец», подполковник Граат Мхеян, также заявил, что «потенциал у нас был для того, чтобы не позволить врагу продвинуться. Если бы эти войска не отвели намеренно», намекая на действия руководства Армении. Мне, проживающему за рубежом армянину, не имеющему возможности пообщаться с участниками тех событий, трудно установить истину, трудно узнать, кто глаголет правду, а кто лжет. Очевидна только одна истина: распри в нашем обществе поспособствовали нашему поражению. Конфликт Кярамяна и «айреникцев» - свидетельство этого недопустимого раскола, на который мы в той критической ситуации, просто не имели права. Мы за последние два года так возненавидели друг друга, что были готовы ради достижения сомнительных успехов в этой внутренней борьбе, ради дальнейшей политической карьеры, предать наше единство и поступиться нашей национальной безопасностью. Для Ванецяна и Кярамяна был важнее свой собственный пиар, чем защита отечества. По иронии судьбы, эти два политика занимали должности структуры, отвечающей за безопасность! Теперь у нас нет большей части Карабаха, тысячи погибших и раненых, и полная неопределенность в будущем.
И в те же самые дни, когда команды двух экс-глав СНБ «полощут» друг друга, президент Азербайджана Ильхам Алиев со своим семейством разъезжает на джипе по горным дорогам. Алиевы гуляют по улицам и паркам Шуши, пьют чай со сладостями, любуются панорамой. И самое главное, Алиев обещает восстановить все возвращённые  азербайджанские земли и заселить в свои города и сёла всех азербайджанцев, изгнанных оттуда армянскими головорезами 30 лет тому назад. А это значит, что не исключены новые жертвы, новые беженцы, новые территориальные потери...
Чего мы все добились, соотечественники?
Едва только начались военные действия, я писал, что сейчас не время внутренних раздоров, что всем нам, независимо от наших политических взглядов, необходимо стать единым кулаком, чтобы отразить действия противника. Осень 2020-го года была не лучшим временем для выяснения отношений, сведения счетов и разборок. У нас была одна цель - защитить новую родину, которую нам Россия подарила 200 лет тому назад.  Увы, мне приходится признавать, что наша нация провалила этот экзамен. Но правильно ли считать, что этот раскол начался лишь два с половиной года назад, после «бархатной» революции? Не думаю.
В обществе постепенно, шаг за шагом, росло недовольство, и у революции 2018-го года были свои причины - прежде всего, это бессовестный грабеж режимами Кочаряна и Саргсяна собственного народа. Да, Пашинян оказался бездарным правителем, но предпосылки для противостояния были заложены гораздо раньше. Максималистское, не оставляющее место для «полутонов», разделение «черное и белое» ввел Айк Марукян, но он был вынужден прибегнуть к нему, так как видел реальный реванш старых сил, которые ничего хорошего Армении не несли. Более того, в нормальном государстве бы не было нужды в добровольческих отрядах, которые наспех сколачивали однопартийцы Ванецяна. В государстве, твердо стоящем на ногах, была бы организована служба армии и организация призыва. И это должно было налажено не при правлении Пашиняна, а гораздо ранее. Разве мы не знали, что находились в состоянии потенциальной войны?
В конфликте Ванецян - Кярамян, как в зеркале, отражается весь трагизм политической ситуации - нам снова приходится выбирать между старорежимниками и дилетантами. Но проблема в том, что свою лепту в поражение внесли и первые, и вторые, но каждый по-своему. А враг? А враг наблюдает за этой грызней и потирает руки.
Самвел Оганесян
Автор ArmenianReport


Рецензии