Почему Бог назвал человека Адамом?

     1. Почему Бог назвал человека Адамом?

Бог назвал человека Адамом (землёю*), чтобы показать ему, что сам по себе без Господа он - земля, прах,  бездушная и беспомощная глина.

Это имя дано было человеку Богом не для того, чтобы уничижить  или унизить его. Оно было предусмотрительно даровано Адаму любовью Божией как противоядие против гордости, от которой пал Денница (Люцифер), и которой он мог заразить человека.

Когда же Адам по наущению дьявола самостоятельно попробовал  стать богом, независимым от своего Творца, Господь добавил к этому имени определение: «земля еси, и в землю паки пойдеши.»

Итак, имя, данное человеку его Творцом, с самого начала учит его смирению и страху отпасть от Бога, а праведное определение Божие учит его памяти смертной.

В Адаме Бог дал эти три правила смиренномудрия каждому человеку, так как Адам на языке Библии не только имя собственное первого человека, но и имя нарицательное, называющее каждого человека. Поэтому каждый из нас на языке Священного Писания адам (земля).

Итак, эти правила:

1) смирение (ибо без Бога ты земля)
2) страх Божий  (то есть страх отпасть от Бога и стать бездушной землёю) и 
3) память смертная («и в землю паки пойдеши.»)


Руководствующийся этими тремя правилами не посрамится, потому что

«Познавший себя, <что без Господа он - земля, прах,  бездушная и беспомощная глина> – достиг разума страха Господня <боязни отпасть от Бога, который есть наша жизнь, дыхание и любовь> и, ходя в оном, достигает врат любви <, то есть ревностного  исполнения заповедей Божиих>» (прп. Иоанн Лествичник).


    2. Как эта истина, лаконично выраженная в имени Адама,  была подробно раскрыта в Новом Завете?

"Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15:5). То есть без Бога мы ничего не можем сделать, ибо "мы Им живем, движемся и существуем" (Деян. 17:28). Глубокое понимание этого есть нищета духовная, то есть смирение перед Богом. Это смирение является основанием заповедей блаженства и всей Нагорной проповеди: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:3).


     3. Как далеко ушёл человек от этих трёх правил смиренномудрия?

Адам не воспользовался этими тремя правилами смиренномудрия и совершил первое грехопадение.

В переводе Библии на греческий, латинский и другие языки имя собственное (Адам) и имя нарицательное (человек, antropos, homo, Mensch и т. д. ) стали разными словами. Более того имя Адам, означавшее землю, потеряло своё «говорящее» значение и стало в человеческом представлении звучать возвышенно.
 
Гуманизм эпохи Возрождения поставил человека в центр мироздания, сделав его мерой всех ценностей.
 
Деизм эпохи Просвящения  провозгласил человека независимым от Бога, уверяя людей, что Бог после сотворения человека не вмешивается в его дела, так как мудрость вложенная Творцом в людей сама ведёт их к правильным поступкам.

Атеизм стал отрицать существование Бога, а человека назвал homo sapiens (человеком разумным), поставив его на место Бога, и определив, что "«Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» (М. Горький).
 
А трансгуманизм пытается сделать человека бессмертным посредством его техногенного усовершенствования.
 
Так в четырёх  актах человеческой истории повторилось грехопадение человека в общечеловеческом масштабе.

Однако каждому человeку дана свобода выбора поддаться  этим веяниям, чуждым божественному откровению, или следовать библейским правилам смиренномудрия. Вот что советует в начале своего «Алфавита духовного» свт. Дмитрий Ростовский каждому из нас:

«Будучи Адамова естества, советую тебе, обоего пола Адамову естеству: будь смирен – имея Адамово естество, смирен будь – помня слово праведного осуждения, сказанное Самим Богом, «яко земля еси, и в землю паки пойдеши» (Быт.3:19).»


------------------
* Имя «Адам»  однокоренное слову  «адама» (земля). Поэтому многие объясняют это имя как «созданный из глины (земли)», что не совсем верно, так как в имени Адам нет части, которая бы значила «созданный из». Послушем лучше самого Господа, который сказал человеку после его грехопадения: «Земля еси...».


Рецензии
Имя Адам взято из арабского слова адэм - верхние слои земли.

Валентина Алиева   18.04.2021 21:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте Валентина,

Спасибо за дополнительную информацию. Не удивительно, ведь иврит и арабский языки родственные, относящиеся к семитской семье языков.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   20.04.2021 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.