Немного о св. Фомаиде Лесбосской

«…лучше, если убийца – убийца, а не астрОном», - писал Бродский. «АстрОномы» - те, кто хладнокровно уничтожает людей для своей цели, как ацтекские жрецы или как фашисты, что мыло варили из людей и подсчитывали, какое количество выйдет из сколько человек, те, для кого человек не является человеком. А убийца, движимый страстями, в сравнении с ними, как ни страшно прозвучит, выигрывает.
Но есть и кое-кто пострашнее. Близкий, родной человек, который становится врагом. Оказаться в концлагере страшно, но что делать, если концлагерь устраивает дома собственный супруг или отец? Напал и ударил на улице преступник – страшно, но что делать, если жутко идти домой, потому что там ударит тот, кто должен защищать?
… Больше десяти веков назад на острове Лесбос родилась девочка. Она стала единственной дочерью пары, которая долгое время оставалась бездетной. Супруги хранили тайну: однажды им явилась Сама Всепречистая. Она возвестила, что дарует семье дочь, которая прославится праведной жизнью.
Малышка Фомаида с малых лет хотела угождать только Богу и готовилась к монашеской жизни. Но родители решили ее судьбу иначе и выдали дочь замуж. Она покорилась и вместе с мужем и родителями переехала в Константинополь – однако и там продолжила заботиться о бедных, ходить в Божий храм и молиться ночами. Господь послал ей дар исцеления больных, к ней тянулись горожане. Особенно Фомаиду любили продажные женщины, которые давно хотели расстаться со своим ремеслом, но для других они были отверженными, а для нее… Видя, как она деликатна с ними, с какой любовью говорит, они вспоминали, что они не грязная вещь, с которой может каждый делать что угодно, а – человек, женщина, любимое чадо Господа. Многие начинали новую жизнь.
Другой супруг, наверное, был бы счастлив: весь город прославлял Фомаиду и всю семью вместе с ней. Но он впустил в сердце зло, и оно не замедлило там поселиться. Завидовал ли он ей? Кто-то из друзей ли сказал нечто колкое? Или, вслед за многими, считал, что «жена должна дома сидеть»? Кто теперь скажет. Но с каждым днем Фомаиде приходилось терпеть все больше оскорблений и унижений от него, а потом и тяжких побоев. Мы можем сколько угодно спорить, что она была «должна» сделать, но это был ее выбор. Здоровье ее стремительно ухудшалось, и любимая всем городом праведница и целительница умерла в какие-то 38 лет.
Почему я решила написать о ней? Нет, не только оттого, что сегодня день ее памяти. Но и оттого, что есть сейчас странная мода: говорить, что подобные жития якобы «поддерживают насилие». Но разве «поддерживает насилие» житие святого Серафима, который отбросил топор, хотя мог легко и без топора расшвырять пришедших к нему разбойников? Нет, оно говорит лишь о подвиге самого святого. О  той мере, в которую он вошел, и о личном выборе. О «терпении насилия» ли говорит житие Бориса и Глеба?.. В той же мере и выбор святой Фомаиды есть только ее выбор. Прославлена же она – за верность Богу в каждую минуту своей жизни.
Принято возмущаться словами святых, когда они утверждают, что много терпевшие – спасутся. Но разве утверждают они, что обязательно нужно терпеть какие-то страшные вещи? Нет, это не призывы терпеть насилие. Это слова утешения: мы уже ничего не можем сделать для человека, который прожил страшную жизнь, но мы верим, что Господь сейчас обнимает его и утешает, и дает ему Своей радости – не мерой. Господь принял это как мученичество – потому, что оно уже свершилось. Верность Богу в такие минуты Господь вменит в праведность. Вот о чем такие слова. Нет, если мы не в мере святого Серафима – не надо терпеть нападение разбойников. И тем более не надо самим искать страданий. Однако людей, выбравших терпение (а это и мученики из ранних веков, сдавшиеся властям вместо тех, кого заподозрили ложно, и юродивые, и многие другие) – да не осудим с мирской безапелляционностью. И да, - может, они понимали что-то, чего не понимаем мы, а?
 А вот если рядом с нами кого-то мучают – нужно спасать. Если надо – заявить куда следует, если надо – помочь сбежать, поддержать, накормить, обогреть. И помолиться тем святым, что претерпели подобное. Уверена – они что-то подскажут.
Святая Фомаида, помолись Господу о нас.


Рецензии