Полиптих Ex futuro
«Полиптих ex futuro» ( «Полиптих из будущего» ) – попытка представить на четырех «створках» заметки о далеком будущем человечества … далеком настолько, что ни нам, ни нашим ближайшим потомкам увидеть его, увы, не будет суждено…
«…рукопись, обнаруженная при
странных обстоятельствах …»
Стругацкие.
«За миллиард лет до конца света».
Створка # 1
F - … Правда говорят, что мы уже долгоживущие, почти бессмертные что-ли ?
М - Я стараюсь не думать об этом, …страшновато как-то, …гоню от себя подобные мысли. Хотя в последнее время они приходят все чаще и чаще.
F - Даже так. Почему?
М - Представь, что многие из твоего окружения: родные, друзья, коллеги рано или поздно уйдут, а ты все живешь и живешь. Это хорошо звучит только…. долгая – долгая жизнь, почти бессмертие, а как вдумаешься, пропустишь такую перспективу через себя, и не по себе становится. Почти все, кого знаешь и любишь, сменятся много раз…а ты все живешь. Это хорошо, когда условия по продолжительности жизни для всех равные. И для людей и для искусственного интеллекта (ИИ).
F - Так ты человек или искусственный интеллект ?
М - Хм…знаешь в моем окружении об этом не принято спрашивать. Мы считаем это очень личным делом, почти интимным. О таком говорят только с очень близкими. Да и сами порой точно этого не знаем… вот я например не знаю. Хотя уверен, что есть те, кто осведомлен намного лучше меня. А если я тебя спрошу о подобном?
F - Я из людей. Поэтому и работаю в Инспекции. Пока ИИ несовершенен на искусство прошлого важен взгляд именно человека.
М - «Всемирная инспекция по контролю технического и культурного базиса человечества». Так что вы там контролируете?
F - Видишь ли, некоторое время назад, когда эта база всеобщих знаний еще закладывалась, делалось многое впопыхах без должной экспертной оценки конкретных материалов. Многое свалили вместе и без должного контроля. Теперь вот приводим в порядок и проверяем. Отделяем «зерна от плевел».
М - Ну а поподробней. Я не просто так к тебе обращаюсь. Мне нужен совет и консультация специалиста. Ты так по-прежнему и работаешь в Отделе живописного наследия прошлого ?
F - Да. А по поводу работы… многие материалы сильно перемешаны. Факты и версии, лжеверсии, похожие на домыслы дилетантов, великие идеи и шарлатанство, подлинники и фальшивки.
М - А как тогда быть с идеями великих …, как гуманистов, так и тиранов? Они тоже все вместе?
F - Увы, пока да. Хорошо, что эта тема – не моя головная боль. Гитлер, Пол Пот, Сталин, Ганди, Ленин, Вернадский, Эйнштейн – все вперемежку.
М - И что же вы делаете с идеями и книгами тиранов? Уничтожаете ?
F - Нет, конечно. Это тоже опыт человечества, хоть и очень страшный. Его надо знать, чтобы не повторилось. Но пока к этим материалам нет всеобщего доступа. Как для людей, так и для ИИ. Для ИИ – особенно. Только под контролем и далеко не многим представителям. Искусственный разум пока еще слишком несовершенен для подобного знакомства. Представляешь, если какой-нибудь неадекватный «искусственник» воспримет близко к сердцу допустим учение Савонаролы или опыт Чингизхана по уничтожению целых народов, и вздумает их повсеместно распространять. Должно пройти довольно много времени, пока ИИ научат относиться к подобным идеям объективно и беспристрастно, как к материалу для изучения исторического наследия, пусть даже такого страшного. …да, а о чем ты хотел посоветоваться ?
М – Вот ведь забыл даже… заболтались. Я работаю в Центре контроля вновь созданных представителей ИИ. Это своеобразный «ОТК». Он совсем недавно образован. Там работают смешанные команды из людей и «искусственников»…перемешались все настолько, что и не отличишь. Раньше все гадали – кто есть кто, а потом надоело. Мы только «выпавших» к такой работе не допускаем.
F - «Выпавших» ?? Кто это ?
М - Расскажу чуть позже, а теперь о главном. Наши специалисты столкнулись с новой проблемой. Оказывается искусственный мозг, особенно вновь созданный и не накопивший достаточно «жизненного» опыта, не может не думать. Ведь по существу это не киберинтеллект еще, а просто мощнейший процессор. Пока он работает, он работает на полную мощность, ну или мощности распределяются по количеству одновременно решаемых задач… так понятно ?
F - Мм … ну, пока да.
М - Так вот, необходимо его время от времени переводить на пониженный режим. В первую очередь из-за традиционных проблем с нагревом всей аппаратной части, ведь физические законы отменить невозможно. Как показали эксперименты, именно перегретые сразу после создания «искусственники» потом ведут себя чаще всего неадекватно и развиваются хуже. «Детские болезни» переходят во «взрослые».
F - А причем тут «моя» живопись ?
М - У нас созрела одна идея. Попробовать в качестве своеобразного «отдыха» таким кибермозгам предлагать периодически некие графические образы. Для любого запоминания, анализа или, если хочешь, для формирования ни много ни мало «художественного вкуса». Мы еще не можем научить ИИ полноценно и самостоятельно «отдыхать», ему всегда нужна некая информационная нагрузка, пусть и минимальная. Самый простой аналог этого явления - кастрюля с водой, стоящая на плите. Пока вода в ней есть, огонь нагревает её. Но стоит ей выкипеть, как кастрюля тут же прогорает. Мы проводили опыты пока просто на цветных монохромных образцах. Но это оказалось весьма слабой нагрузкой. Теперь хотим пойти дальше и продолжить тестирование на конкретных живописных примерах.
F - …Ха - ха . Ты что хочешь им предложить любоваться картинами Леонардо или фресками Джотто ? Может просто заставить их «считать овец» по ночам.
М – Они «овец» сосчитают за миллисекунды, сколько их ни дай. А живописные образы дя них могут быть задачей поинтересней. Но они должны быть поначалу обезличенные, без форм, безусловно цветные. Думаю, что пока рано предлагать им изображения людей, животных, пейзажи, жанровые или религиозные сцены. Мне кажется, что нужно искать какие-то примеры в абстрактной живописи. Но это должны быть безусловно шедевры всемирного значения, а не детские рисунки.
F – Так чем я могу тебе помочь?
М - Твоя помощь по подбору живописных образцов была бы бесценной. Возможно ты спасешь мир от виртуальных неадекватов, неуравновешенных искусственных индивидуумов или даже киберманьяков.
F – Пока ты говорил, я думала. Кажется есть такой художник, и его творчество как раз подходит под твои задачи. Ты слышал что-нибудь о Марке Ротко ?
М - Да. Фамилия мне знакома. Но не более.
F - Пошли вместе в «ощущение» Ротко. Только сконцентрируйся и выкини на время все остальное из головы. А я кое – что расскажу о нём.
* * *
- Собственно он никакой не Марк Ротко, а выходец из еврейского местечка под городом Двинском Российской империи (потом латышский Даугавпилс) по имени Маркус Роткович. Его отец со всей семьёй бежал в Штаты, как от еврейских погромов, так и от службы в царской армии «за веру, царя и отечество» перед самой Первой мировой войной. Семью спас, но сам умер через полгода после иммиграции…
… я впервые окунулась с головой в творчество Ротко довольно давно, еще во время своей первой стажировки при Инспекции. Впечатления того дня во многом сложили мое отношение к искусству в «ощущениях». Раньше я думала, что полноценно можно воспринимать живопись можно только в музейных залах, стоя перед подлинниками, но тот день, проведенный с картинами Ротко, настолько изменил мои взгляды, что я даже специально стерла из памяти все остальные воспоминания того периода, оставив лишь «послевкусие» его работ.
Вообще-то тогда я хотела в первую очередь поближе познакомиться с картинами каталонца Жоана Миро, а Ротко шёл у меня факультативно, по остаточному принципу. Для визита в «ощущениях» я выбрала конечно же лондонскую Тейт Модерн, ведь в моём любимом центре Помпиду нет ни того ни другого художника.
Галерея располагается в здании бывшей электростанции на правом берегу Темзы, хронологического порядка осмотра в её залах нет и в помине - идеальный вариант для тех, кто любит воспринимать живопись вразнобой, балуя себя неожиданными сюрпризами.
Пройдя центральный холл, я обратила внимание на полутемное пространство на втором этаже. Вернее, не столько на него, а на свои ощущения – меня туда вдруг нестерпимо потянуло.
В тот день визитеров было мало… я вошла в сумеречный зал и …. пропала окончательно.
Первое впечатление – живописные цветные образы Ротко в виде разноцветных вертикальных прямоугольников «жили» на стенах полутемного зала. Именно жили, никак не иначе. Они пульсировали, немного меняли оттенки, неровные размазанные края их контуров струились и завивались, словно солнечные протуберанцы. Картины были без рам и казались «окнами» за которыми происходит изумительное действо. Оторвать взгляд и повернуться спиной к работе очень сложно. Если это и делать, то только для того, чтобы посмотреть на картину висящую на противоположной стене, погрузиться в очередное пульсирующее изображение… потом еще и ещё… и так до бесконечности…
Это было тем, что сам Ротко называл «живописью цветовых полей». Они существовали на полотнах по своим энергетическим законам: красные - на охряном, синие – на голубом, темно-серые – на темно-коричневом…светились, меняли оттенки, окутывая зрителя особой энергией, почему-то очень притягивающей, абсолютно положительной, идеально подходящей для медитаций. Возможно, что-то подобное испытывают искренне верующие, погружаясь во время молитв в религиозный экстаз.
Позже я узнала, что с ходу попала на главный шедевр художника - серию картин для оформления интерьера одного из самых дорогих ресторанов Нью-Йорка «Четыре сезона» в недавно построенном небоскребе Сигрем-билдинг. Элитный ресторан конечно мало подходил для «живописных медитаций» вперемежку с лангустами. Однако Ротко, известный своими весьма левыми взглядами, все же берется за грандиозный заказ, подкрепленный как свободой творчества, так и умопомрачительным гонораром. Особого дизайна зала художник не предусматривал, решая разместить свои живописные «окна» просто в простенках на свободных местах. «Я делаю это, чтобы испортить аппетит каждому сукиному сыну, который придет туда обедать».
Перед завершением работы автор обедает в этом ресторане с супругой, после чего внезапно отказывается передавать картины заказчику и возвращает заранее выплаченную сумму. «Ни один человек, который ест такую еду за такие деньги, не будет смотреть на мои картины». В тот период депрессия придавила его чрезмерно. Но через несколько лет он все же находит в себе силы передать панно для Сигрем-билдинг в галерею Тейт Модерн, дав её директору подробнейшие указания по развеске и размещению.
… последний шедевр Ротко я увидела двумя годами позже. Экуменическая часовня в университете святого Томаса в техасском Хьюстоне. По периметру восьмиугольного здания - семь полотен представляющие собой черные прямоугольники (современники их называли «черными дырами»), и еще семь, написанных в фиолетовой тональности, напоминающей оттенки ночного неба. Ротко вмешался в процесс постройки храма и настоял на том, чтобы при его планировке над залом с холстами появился источник естественного освещения — установленный на потолке стеклянный купол. Картины Ротко в хьюстонской капелле настраивают на молитвенное сосредоточение или на медитацию. Если в храме человек ищет именно этого — он это и находит.
Художнику не довелось присутствовать на освящении часовни. За год до этого он, страдающий от болезни сердца, вызванной алкоголизмом, курением и бесконтрольным приемом антидепрессантов, зачеркнет свою жизнь двумя алыми мазками, «написанными» бритвой на запястьях.
* * *
F - … все же, кто такие «выпавшие» ? Ты обещал рассказать.
М - А…это очень старое понятие. Говорят, что в наш мир принесли его люди. Но это мировоззрение сохранилось до сих пор и «тоненьким ручейком» течёт по нашей, наполовину цифровой цивилизации. В прошлом в обществе попадались люди, отвергающие априори все преимущества и возможности виртуальных технологий. Этих людей было сравнительно немного на Земле, но их количество всегда отличалось некой стабильностью. Они как бы «выпали» из прогресса. О причинах такого социального явления до сих пор спорят специалисты. Мнений много, но ни одного очевидного. Говорят, что это последствие суеверий прошлого, может желание выделиться среди «цифровой массы», возможно эпатаж, завоевание авторитета таким оригинальным способом… никто не знает точно. Как ни странно, подобное явление, хоть и редкое, но весьма устойчивое.
F - Хм…они опасны ?
М - Ну, как сказать…их слишком мало, чтобы представлять хоть какую-нибудь серьезную опасность для современной цивилизации. Да пока они никого и не вербуют в свои ряды. Обособленные группки, разбросанные по миру. В принципе, каждый может жить, как хочет. Чужих в свои ряды они не пускают, живут замкнуто, не мешая никому. Хотя некоторые считают, что именно «пока» не мешают.
F - Вообще немыслимо, как можно существовать вне нынешнего мира. Они агрессивные?
М - Говорят, что нет. Их никто не преследует. Да и интерес они представляют лишь для социологов и футурологов. Хотя среди них, кстати, встречаются философы и проповедники этого течения.
F - «Искусственники» среди них встречаются?
М - Да нет, что ты. Их там сразу подвергнут остракизму. Хотя теоретически не исключено, что какой-нибудь ИИ воспримет их идеи. Совершенно иррациональная получилась бы ситуация: кибермозг, отрицающий своё искусственное происхождение и добровольно ограничивающий собственные возможности.
F - Это разве возможно в принципе ?
М - Не знаю. Я тоже сомневаюсь. Хотя давно привык ничему не удивляться. Между прочим выявилась одна особенность, которая с течением времени стала преобладающей в сознании современных «выпавших».
F - Ой, не говори…попробую угадать… Может замкнутость…неспособность адекватно воспринимать быстро меняющийся окружающий мир, что порой быстро приводит сознание людей к весьма мракобесному уровню мышления ?
М - Это безусловно. Но такое было и раньше. Вспомни хотя бы средние века человечества. Сейчас же выявился новый признак. Оказалось, что такая узость мышления, культивируемая веками, породила неспособность распознавать и понимать чужие эмоции и намерения. А ведь это когда-то было главным отличием ИИ от человеческого разума.
F - Выходит, что люди и «машины» поменялись местами ?
М - К счастью, не все люди, а только очень небольшая их часть. Бо’льшая же просто слилась с представителями ИИ ими же и созданными. Оказалось, что очень легко определить «выпавшего», как бы он ни маскировался. Достаточно ему просто показать набор лиц людей и попросить как можно точнее описать их эмоции и характер. Так вот, у «выпавшего» или описания не будет вообще, или будет, но крайне примитивное и невнятное.
F - Значит они не воспринимают прекрасное в искусстве ? В нем же эмоции это главное.
М - Тут сложнее. Воспринимают конечно, но на свой манер. Подобное уже встречалось в истории человечества. Взять хотя бы разницу между искусством западных и восточных христиан. Первое развивалось весьма быстро. Ты же знаешь лучше меня, как быстро появились эмоции на лицах во всех значимых произведениях западноевропейской живописи и скульптуры, несмотря на их религиозное содержание. В восточноевропейском, византийском искусстве такое встречается крайне редко. Взгляни на их иконы. От века к веку – одно и то же. Абсолютно бестелесные контуры фигур, невыразительные позы и жесты, лица без эмоций. Это казалось тогда олицетворением вечности и неземного существования, недоступного людям. На самом деле авторов подобного вполне можно считать первыми «выпавшими» в истории нашей цивилизации. Хорошо, что придя в современный мир, их психология потеряла агрессивность и нетерпимость к иному, что оказалось очень большим цивилизационным скачком. Надеюсь, что сегодня инквизиция нам уже не грозит.
F - Так значит твоя просьба подобрать живописные образцы для информационной разгрузки ИИ преследует еще и другую цель. Воспитание чувства прекрасного и совершенствования «машинных» эмоций.
М - Конечно. Вот поэтому то мы на пушечный выстрел не подпускаем «выпавших» к подобной работе. Пока это остается единственным в мире запретом для определённого общественного слоя на конкретную деятельность.
F – После твоего рассказа я поняла, что кое-что слышала о «выпавших», хотя и очень косвенно. Да и называли их тогда по-другому. У меня есть родная сестра, которая не может иметь детей. И они с мужем усыновили мальчика с ИИ. Так вот, дело в том, что мой «искусственный» племянник …
«…стояли звери
около двери,
в них стреляли,
они умирали…»
Стругацкие.
«Жук в муравейнике».
Створка # 2
- … все…поздно…он пустой … полностью очищен…
Маленький серый человек безвольно сидел на стуле среди обступивших его троих мужчин и женщины. Одна рука по-детски лежала на коленях, другая болталась вдоль корпуса. Глаза бессмысленно вращались, тупо смотря то в одну, то в другую сторону, ничего не воспринимая.
- Третий за этот год …?
- Четвертый. Ты забыла про Лимбургскую авиакатастрофу.
* * *
Тогда, в начале лета, небольшой пассажирский самолет BEECHCRAFT KING AIR 90, без видимых причин и не подавая сигналов тревоги вдруг вошел в землю по нисходящей кривой близ Лимбурга , через некоторое время после взлета из аэропорта Маастрихта. Никто так ничего и не понял. На видеозаписи из кабины экипажа, передававшейся на землю было отчетливо видно, как пилот (он был один) вдруг убрав руки со штурвала и рукояток управления двигателями, закатил глаза и больше не шевелился до удара о землю. Помимо него погибли все девять пассажиров. Было установлено, что двигатели и система управления самолетом работали безукоризненно, вплоть до столкновения с землей.
Можно было бы списать на внезапно ухудшившееся состояние здоровье летчика, если бы не один факт – он был представитель одного из первых авиаотрядов, которые начали применять в качестве пилотов индивидуумов с искусственным интеллектом. После многих тестов на наземном транспорте: автобусах, поездах, такси, грузовых трейлерах, где ИИ в качестве водителей зарекомендовал себя превосходно, наступила очередь авиации. Но применять его на трансокеанских рейсах ещё не решались, ограничившись пока коммерческими полётами на небольшую дальность.
Этот случай общемировую статистику не портил, и о нем очень быстро заинтересованные ведомства постарались забыть…
* * *
- … И что с ним теперь? Он что-то может еще помнить?
- Думаю, что он забыл даже, как двигать руками и ногами. Скорее всего память стерта … отформатирована, словно системный раздел жестких дисков древних персоналок.
- Но это же восстанавливается.
- Отнюдь. ИИ это не персональный компьютер. Скорее это симбиоз человека и «машины». Новая память может прижиться, а может и нет, словно любой другой орган при биологической трансплантации. В любом случае он выведен из строя надолго. Дайте команду, чтобы его отправили в лабораторию.
- Это тоже «искусственник»?
- Да.
- Как и остальные трое?
- Да. Мы посмотрели по своей базе. Все четверо рано или поздно проходили через наш контроль. Ты проверь его тоже по базе Службы психиатрического контроля ИИ. Были ли проблемы.
- Запрос уже послан. Жду. Расскажите пока, как и что с ним случилось.
- Все банально. Парковал автомобиль. По истечении контрольного времени стоянки, поступило несколько сигналов о его превышении. Нашли в машине уже не воспринимающего никакие внешние воздействия. Только глаза бессистемно вращались, как испорченные гироскопы. Первый признак «убитой» памяти. Похоже, что он так и сидел в припаркованной машине все время. Выйти не успел. Просто внезапно «забыл» как двигаться.
- Что же может так быстро «стереть» память ?
- В принципе, любое сильное электромагнитное излучение. В каждый искусственный «ум» конечно «вшита» первичная программа защиты от многих вредных воздействий. Она носит саморазвивающийся характер. Со временем может предохранять от многих известных опасностей. Выполнена по принципу иммунитета человека. Это защитное свойство ИИ может быть сильнее или слабее, оно также нуждается в укреплении и саморазвитии. Наука не исключает своего рода «эпидемии» среди машин. При этом развитый искусственный «иммунитет» полезен, как никогда. К счастью, мы пока всерьёз с подобными атаками на представителей ИИ не сталкивались.
- Может эти четыре случая - первые «звоночки»? Можно ли объективно оценить уровень защиты того или иного представителя ИИ ? Насколько силён его иммунитет?
- Все, как в биологии. Силу иммунитета можно определить только при вредоносной атаке. Только тогда она проявится. Но пока мы с такими кибер-эпидемиями не сталкивались. А насчет «звоночков» - не знаю. Очень мало статистики. Но надо следить. Пришли данные?
- Только что. Пока ничего особенного. Он из последнего поколения ИИ. Создан исключительно искусственным разумом, уже без участия людей.
- Надо запросить подобную информацию по остальным трем. Особенно внимательно изучить все данные по этому пилоту-смертнику. Наверно первый в истории искусственный камикадзе. Кстати я не исключаю и версию своеобразного теракта. Хотя все три случая прошли без громкого резонанса, что для террористов не характерно.
- А что случилось с остальными двумя?
- Один из них, катаясь на горных лыжах в Альпах, выехал вдруг на «черную» трассу и улетел в пропасть. Видимо память «стерлась» при спуске. С другим вообще загадка. Это была женщина. Тихая, малозаметная. Она просто пропала. Спустя неделю её обнаружили бредущую вдоль набережной. В отличие от других у неё сохранились двигательные функции, но памяти не стало. Они давно в центре наблюдения и реабилитации, но сложно сказать удастся ли их восстановить. Для справки – этот центр полностью отдан на откуп специалистам с искусственным интеллектом.
- Что у этих двоих было с программой электронного иммунитета? Насколько она современна и способна к саморазвитию?
- Ничего не известно. Пока данные закрыты. Думаю, что надолго, если не навсегда. Считается опасным их распространение даже для служебного пользования. Боятся, что данные по защите ИИ попадут в неблагонадежные руки. Такой подход очень осложняет ситуацию, но приходится мириться.
- Трое «очистились», находясь в движении. Может нам проверить данные по самописцу навигатора автомобиля и «черные ящики» того самолёта. Это реально?
- Попробуем. А с горнолыжником запросим информацию у спасателей. Может в ней тоже что-то найдется особенное. С женщиной на набережной пока одни вопросы, но ясно одно. У неё искусственный иммунитет оказался более стойким, раз двигательные функции несмотря ни на что, сохранились.
* * *
- Пока мы ждем данные, давайте подведем промежуточные итоги. Итак, версии:
- начало неизвестной кибернетической эпидемии
- серия терактов, хотя это и маловероятно из-за низкого резонанса случившегося. Возможно тестирование некой экстремистской группой «оружия» для разрушения памяти.
- дефекты программы защиты ИИ, пропущенные на этапах разработки или вновь появившиеся.
- цепочка не зависящих друг от друга трагических случайностей.
- Хм … при тщательном анализе каждая из таких версий трещит по швам.
- Пока у нас просто мало конкретной информации. Хотя интересный факт. Как минимум в двух случаях (с пилотом-самоубийцей и незадачливым горнолыжником) при сильнейшем ударе сам киберорганизм физически не пострадал, ведь современные индивидуумы с ИИ рассчитаны на предельные ударные перегрузки больше 50g. Пострадала лишь память, вернее только содержимое её ячеек. Сами же они остались целы. Это также парадоксально, как, допустим, рукопись, положенная в огонь, который сохранив бумагу, сотрет лишь только буквы.
- Послушайте, я была знакома с человеком, стоявшим у самых истоков создания искусственного интеллекта уже с человеческими качествами. Он настаивал именно на таком подходе к задаче. А именно – работы по созданию ИИ подразумевает эволюционное воссоздание не только действий и функций, но и чувств, эмоций, страстей , ets. Т. е. всего того, что присуще современному человеку. Ведь его сознание взято, как единственно известный тогда образец. Он сейчас не у дел, кибер-умы давно работают сами, но его мнение по поводу всех этих случаев может оказаться полезным. Уверена, что он о них знает….
* * *
- … !!!
- Что еще случилось?!
- Только что прошло сообщение. Авария в небоскребе. Кабина лифта упала с огромной высоты в шахту. Пострадал президент банка, лицо очень значимое и известное в высших финансовых кругах. Пожалуй самый известный случай, когда представитель искусственного разума смог сделать такую карьеру. Аварией занимается сейчас специальная комиссия, … не хотят ненужной огласки. По нашим каналам пока прошло только одно …
- … Физически цел … «стерта» лишь память ?
- Да. Это … пятый случай.
- Но это невозможно! В современных лифтах мощная система страховки от подобных аварий. Трехкратно резервируемый механизм прижима колодок кабины к направляющим при фиксации ускорения свободного падения целой группой независимых датчиков, да еще и электромагнитная страхующая «подушка» с демпфером на дне шахты…
- Знаю…ничего не сработало…, а устройство электромагнитной «подушки» оказалось обесточенным … да и еще – президент в кабине лифта был почему-то один, что весьма странно для влиятельного лица …
* * *
- … Сведения от спасателей: мужчина случайно оказался на «черной», самой сложной и опасной трассе … они признались в своём недосмотре - указатель на неё был занесен снегом. В принципе опытный и волевой горнолыжник такой спуск запросто осилит, особенно при хорошей погоде, без снегопада или тумана. Похоже, что он просто испугался …
- Есть что-нибудь еще по другим случаям ?
- Да. По каналам ICAO сообщили информацию из «черных ящиков» самолета. Зафиксирован внезапный отказ бортовых систем аэронавигации. Не работали даже высотомеры, ни барометрический, ни радиовысотомер. Также отказал автопилот, находящийся на тот момент в режиме набора высоты и выдерживании курса. Из навигационных приборов работал только один, старый, как мир, магнитный компас. Но системы управления самолетом и двигателями, а так же взлетно-посадочная механизация крыла функционировали безукоризненно. Лететь было можно, хоть и с некоторыми осложнениями, падать совершенно необязательно. Современные самолеты устроены так, что почти всегда в штатной ситуации пилот управляет машиной на всех этапах, кроме взлета и посадки не столько штурвалом или двигателями, сколько тумблерами автопилота, который через бортовой компьютер связан с аэронавигационной системой, куда заведен маршрут по радиомаякам. Но в случае отказа любой летчик просто обязан уметь пилотировать самолет вручную, ориентируясь визуально по местности. На летном сленге это так и называется: «долететь на руках». Видимо память у него была «стерта» до момента отказа систем. Возможно, это же воздействие привело к прекращению работы и бортовой электроники тоже.
- А что с автомобилем ?
- Сейчас найду … вот… в памяти навигатора зафиксировано множество резких изменений маршрута. А самописец зафиксировал несколько участков маршрута с сильным превышением скорости и последующим резким торможением … похоже, что за нашим водителем кто-то гнался, но ему в конце-концов удалось оторваться.
- А кто он ?
- Мелкий чиновник из экологического ведомства.
- Машина исправна?
- Да, абсолютно.
- Хм … всё у всех по-разному. А то после сегодняшнего сообщения о лифте мне подумалось, что мир машин ополчился на наших «искусcтвенников».
- Да уж … два необъяснимых отказа техники, оплошность спасательной службы, чиновник, попавший в переделку, и совершенно непонятное происшествие с женщиной … связь между всеми случаями не определяется даже интуитивно. Но она несомненно есть …
* * *
- … да, связь между этими случаями несомненно есть … я слышал обо всех, кроме сегодняшней аварии в небоскребе. Знаете чего не хватает в ваших рассуждениях ?
- ??
- Простоты
- ???
- Повторяю – ПРОСТОТЫ. Вы все рассуждаете подобно ИИ, который создаёте. А попробуйте-ка поставить на место ваших киборгов человека. Ведь с самых первых шагов по созданию искусственного ума мы брали за образец человеческий разум. Других аналогов у нас не было. К «искусственникам» со временем перешли наши эмоции (правда сначала не столь изощрённые) и привычки, и чувства. Сейчас они уже сами себя создают, но ЭТАЛОН остается прежним … Подумайте, какая ПРОСТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ эмоция могла в них преобладать в те моменты … ну или по крайней мере в четырех случаях из пяти ? И не просто преобладать, а резко взорвать весь разум изнутри, стерев память … не догадываетесь … тогда я отвечу сам. Это – СТРАХ.
- Страх??
- Да, именно страх. И это не простое опасение, которое только мобилизует все ресурсы, как человека, так и ИИ, заставляя его более тщательно и осторожно выполнять ту или иную задачу. Это взрывной, животный страх. Страх при которым любой индивидуум прекращает быть интеллектом, неважно искусственным или естественным. Человек, испытав подобный страх, лишается воли и погибает от источника, его вызвавшего. У искусственного же индивидуума оказывается стертой память. Настолько, что он забывает, допустим, как ходить, а не только, как управлять самолётом.
- Послушайте, но почему только эти пятеро?
- Пока !!! только пятеро. Для объяснения этого у меня есть своя гипотеза. И, поверьте, она слишком невероятна, для того чтобы оказаться ложной.
Видите ли, искусственный интеллект постепенно завоёвывает мир. И при этом складываются новые объективные законы цивилизации, о которых мы пока не догадываемся. Давайте рассмотрим закон естественного отбора. Собственно в общем виде он никакой не новый, а действует в природе чуть ли не с самого момента зарождения жизни на Земле. Слабые, больные или неприспособленные особи всегда либо погибают сами, либо уничтожаются более сильными. При кажущейся жестокости, в этом нет ничего ужасного, на таком естественном отборе стоит цивилизация. Да и человек появился и эволюционировал благодаря нему. Новое же заключается в том, что этот закон похоже стал распространяться и на искусственные индивидуумы. Человечество со временем преодолело влияние на себя этого закона. Ну, помилуйте, давно уже никто не выбрасывает слабых и больных младенцев в пропасть, как древние спартанцы.
Но искусственный разум на такой уровень еще не вышел, для этого он слишком молод. Поэтому мы имеем, то что имеем. Могу сказать только одно. Проверку эти пять искусственных индивидуумов не прошли. Выбраковка сработала четко, стерев им память воздействием на разум самым древним инстинктом - страхом.
… но в то же время тысячи других ИИ спокойно управляют самолетами и автомобилями, катаются на лыжах, пользуются лифтами. Это свойство успешного противостояния сильному эмоциональному воздействию они передадут новым представителям ИИ, которых будут создавать…или уже создали.
- А люди… могут попасть под такое воздействие ?
- Думаю, что уже нет. Человечеству и так хватило инфарктов и инсультов, полученных от сильных эмоций. Но с другой стороны, кто-то может оказаться рядом и погибнуть. Это ведь стихия, не щадящая никого, словно торнадо, ураган или цунами. Достаточно вспомнить случай с самолётом. Ведь помимо пилота погибли и пассажиры.
- Но как же возможно …
- Ооо …ни слова больше … про механизм реализации этого закона я не знаю ничего, так же, как и вы. Мне действительно неизвестно, что конкретно приводит к полному отказу совершеннейшей системы страховки лифта, бортовой электроники самолёта или к неудовлетворительному обслуживанию горнолыжных трасс, да еще и в тот момент, когда там оказывается тот или иной кандидат. Уверен, что это вопрос вторичный, не требующий уж такого срочного решения
- Что же делать сейчас??
- Ну … думаю, что постепенно изучать явление, скрупулезно собирая статистику для дальнейшего анализа. А изучив, пытаться регулировать процесс. Но очень осторожно, не нарушая баланса в «природе» ИИ. Но на это может уйти жизнь не одного поколения.
… слушайте, у вас что-то постоянно стало мигать красным в сумочке за спиной. Вам- то не видно, а мне прям «стреляет» в глаза.
- А … а это наверно очередное сообщение … красное … значит что-то экстренное… извините, но я должна прочесть …
- !!! Стоп!!....стоп…куда же вы !!!! …мигающий смартфон выпал из её рук, лицо внезапно посерело, глаза сначала остановились, глядя на алый проблеск на полу…потом закатились вверх …спина прижалась к спинке кресла … наконец руки безжизненно повисли.
… он взял все еще пульсирующий красным смартфон и долго не решался прочесть бегущую строку, только что «стершую» когда-то созданный им разум.
«…человек учит детёныша: «Думай, как я»,
а это уже преступление…»
Стругацкие.
«Гадкие лебеди».
Створка # 3
- … Нет, это не совсем верно. Попробуй еще раз. У тебя отличная штриховка, но слишком резкие контуры. Такие пальцы кажутся негнущимися. Но не отчаивайся. Посмотри на эскизы, которые ты сам мне принес. Все их авторы тоже поначалу делали ошибки.
- Я так наверно никогда не смогу. Я искусственный человек. Но я не ощущал этого, до тех пор, пока не стал учиться рисованию у тебя. Говорят, что в таких, как я, уже заложена возможность развития. Мне хочется проверить это.
- Мне тоже хочется проверить это. В моей общине говорят, что роботы это порождение сатаны, которая создавая их, уже почти завоевала мир. Остались лишь крохотные островки «подлинного» человечества, которые изо всех сил сопротивляются цифровому нашествию. Один из них – наше Братство.
- Так ты меня боишься?
- В том то и дело, что нет. Несмотря на все их проповеди. Хоть вы нас и называете «выпавшими», но, поверь мне, наше общество не такое уж однообразное. Знаешь, как ни странно, я благодарен нашему Братству только лишь за одно …
- … за то, что они научили тебя писать картины ?
- … не угадал. За образование. Мне дали образование, хотя и очень специфическое. Помимо свода догматов и правил мы весьма серьезно изучали основы программирования и многих виртуальных технологий. В том числе и кибернетику. Наши Отцы считают, что лишь обладая знаниями врага, можно сопротивляться ему. Но любой язык программирования, любая наука, содержащая «цифру», в первую очередь учит главному – умению мыслить логически. А значит и вообще – умению мыслить. Мыслить – значит подвергать все сомнению. Эти сомнения и мучают меня постоянно.
- А твои картины ?
- Ну только не картины, а фрески. Одна из самых древних живописных технологий. Представляешь, мы до сих пор работаем только в ней. Исключительно по старинным канонам. Остальные живописные техники Братством крайне не рекомендуемы, фактически запрещены. Знаешь, я очень признателен тебе за иллюстрации шедевров мастеров Возрождения. Тебе до них проще добраться, чем мне. Я кое-что знаю о них, но хочется всегда иметь под рукой образцы. Не только великих картин, но и учебных эскизов. И только сейчас, прожив треть века, я наконец-то учусь…по-настоящему…тайком…порой, сам не зная, зачем. Реализовать это «самообразование» мне никто не позволит. Хорошо, что еще я не завишу финансово от живописных заказов. Меня кормит и поит Братство. Живопись это мое послушание, и она принадлежит ЕМУ. А значит должна быть только такой, какой Отцам хочется её видеть.
…во время учёбы мне очень тяжело давались изображения с применением обратной перспективы…трудно неимоверно…ведь человеческий глаз все видит по-иному, а именно - предметы, уменьшаются в размерах по мере удаления от зрителя…так видим я и ты …так видят все … глазами или через оптические приборы. Обратная же перспектива переиначивает все наоборот. Предметы ДОЛЖНЫ увеличиваться в размерах по мере их удаления от глаза…чем дальше, тем больше…тем величественней… так создавались византийские мозаики и древнерусские иконы.
Вот, понимаешь, должны и всё…вопреки естеству. Древние иллюстраторы были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы…и…
- Я помню … ты тогда попросил меня принести репродукции Джотто и Мазаччо…
- Да. Мне тогда пришлось изучать тайком от всех то, как видит от природы МОЙ глаз ! Ведь, уже став практикующим художником, я ОБЯЗАН был писать, выворачивая пространство «наизнанку» !!! Меня уже давно научили этому…работать машинально…не раздумывая…без вдохновения и замирания в душе…научили, как РОБОТА !!! Тогда и зародилась во мне мысль, что я дважды «выпавший»… сначала для ВАС…, а с недавних пор и для НИХ …………………. ТАК КТО ЖЕ Я ТЕПЕРЬ?!!!
- … художник .... или ты им себя уже не считаешь ?
- Скорее нет, чем, да. Видимо я опять ученик. А работаю ремесленником.
- Ученик? … Чей?
- Их. Чьи репродукции ты мне приносишь. Тайком изучаю, пробую и … страшно становится. Как много я не знал и не умел. … а они то знали и умели … очень давно. Страшно навёрстывать упущенное за столько веков. И сложно.
- Получается, что я ученик ученика? Только мне почему-то не страшно, а интересно. Я люблю учиться.
- Почему ты стал интересоваться старинной живописью ? Ты же робот, твой удел цифры, программы, передовые технологии.
- Ну вот…мои приемные родители тоже так считают. Они хоть и люди, но цифровые трудоголики, представители самой популярной сейчас профессии. Создание и совершенствование ИИ…что может быть злободневней и нужнее. Ни о какой деятельности для меня, кроме, как своей собственной, они не помышляют. Я – усыновленный «искусственник». Родители не могут иметь детей, и я для них всего лишь лучший выход из такой ситуации. Только повзрослев, я понял, как это было естественно и просто. А еще, чуть позже, понял, что это для них еще и престижно. Ведь практически все их друзья и коллеги – представители ИИ… хорошо, что мой искусственный разум может вполне обходиться без друзей … ну что я могу поделать, если 99% окружающих мне неинтересны. Думают одинаково, окружающих заставляют думать тоже одинаково, удивляются, если у них это не получается …
- Подожди, ты сказал про 99%. А кто оставшийся процент ?
- Это моя тётя. Мамина сестра. Она работает в Отделе живописного наследия прошлого, принадлежащем к Инспекции по контролю технического и культурного базиса человечества. Ты спрашивал про интерес к древней живописи…так это от неё. Все эскизы и наброски гениев прошлого – тоже от неё. Она о тебе знает.
- Что она обо мне знает !!!?
- Не бойся. Она слишком далека от ваc. И знает только, что я тайком от родителей учусь рисунку у одного художника.
- Да ничего я не боюсь !!! .... хотя…боюсь, если честно. У нас несколько лет назад пришел к руководству новый Магистр. Именно он ввел обязательную программу образования для всех нас. Согласно ней мы форсированно изучали почти все ваши науки, как науки врага. Он немногословен, по-видимому обладает незаурядными способностями …его многие братья боятся. Никто не знает, что у него на уме. Это и пугает. В том числе и меня. Ведь я занимаюсь с тобой, роботом… Но главное не это. Главное то, что я с тобой ещё и БЕСЕДУЮ !!!
- Ну так не беседуй, давай просто рисовать.
- А не беседовать я уже не могу. Я только недавно понял, какая это роскошь – общение двух людей, которым есть о чем рассказать друг другу.
- Да ты мне не очень-то и рассказываешь.
- Никак не могу отвыкнуть от въевшейся привычки помалкивать. Ведь жизнь братьев проходит в основном в молчании. Мы говорим, только, когда нас спрашивают. Да я еще провожу бо’льшую часть времени в мастерской в одиночку.
- А ученики, кроме меня, у тебя есть ?
- Над картонами для фресок я работаю один. Но когда надо переносить изображение на стену и писать по сырой штукатурке, мне дают в помощь нескольких подростков. Там работать надо быстро, чтобы написать фрагмент пока штукатурка не высохнет. И лишние руки всегда нужны.
- А я могу попробовать?
- При помощниках вряд-ли. Но они не всегда бывают нужны. Иногда я и по штукатурке работаю один. И, честно говоря, люблю такие часы. Тебе надо подобрать одежду. Желательно с большим капюшоном, чтобы скрыть лицо.
- И что ты сейчас пишешь ?
- Мне Братство заказало своеобразный полиптих. Но это будут не традиционные складывающиеся деревянные створки с изображениями на внутренних и внешних сторонах, как писали в древности, а фрески прям на стенах храма. В наших церквях не бывает окон, только лишь узкие вертикальные прорези, похожие на бойницы на самом верху для вентиляции. Братство считает, что нынешний окружающий нас цифровой мир нечист до крайности и только в храме человек может считать себя изолированным от его тлетворного влияния. Поэтому у нас нет ни окон, ни витражей. Вокруг паствы одни прочные каменные стены, за которыми она должна себя чувствовать в относительной безопасности. Конечно, выходить в мир приходится, но делать это следует с максимальной осторожностью и вниманием.
Для пущего воздействия на прихожан покойный Магистр придумал следующее. В этом храме «окна» будут. «Окна» – фрески…с написанными прочными решетками, за которыми безумствует нечисть … Она – это наш … вернее ВАШ мир.
Магистр, умирая, пожертвовал все свое огромное состояние на постройку. Но только через несколько лет мы дошли до её реализации.
- И тебе интересно писать подобное ?
- Хм … ну, если взглянуть на это глазами древнего мастера, то мне крупно повезло.
- ???
- Да, понимаешь, во все времена богов и святых художники и скульпторы должны были изображать по определенным канонам или правилам. Их лица могли ничего не выражать, но атрибуты обязаны быть незыблемыми. Аполлон и Артемида – с луком и стрелами, Посейдон – с трезубцем, Зевс – с молнией, христианские святые – с орудиями мучений, которым их подвергали … Но только те художники, которым, посчастливилось писать «Страшный суд» например, могли проявить себя по полной, отпустив на волю фантазию. Ни правил, ни штампов для изображения нечисти не существовало. Чем страшнее, тем интереснее, да и поучительней для прихожан. Праведники всегда любили смотреть, как страдают грешники… они ведь праведники и подобное им не грозит …
…после смерти старого Магистра прошло несколько лет. Построенный храм долго не решались начать расписывать. Многим казалось, что это слишком сильно подействует на паству…из помещения, «окруженного» демонами, хоть и живописными, впечатлительные братья могли просто отказаться выходить.
Этот «гордиев узел» разрубил новый Магистр: «Храм должен быть расписан именно так, как завещал мой предшественник» … это решение он принял не сразу…всего лишь год назад.
А до этого нас всех усадили за парты …
- Ты уже что- то написал ?
- Помещение церкви шестиугольное, поэтому задумывалось шесть больших фресок, по одной на каждую стену, каждая почти от пола и до начала верхнего перекрытия Мной уже написаны все шесть картонов и фрески с трёх из них. Осталось написать три остальные.
- А…так вот зачем ты просил меня принести репродукции Босха.
- Да. Правда я потом пожалел об этом.
- Почему ?
- Босх особенный мастер. С безумной фантазией. Потрясающий знаток наказаний человека за его грехи. С него сложно брать пример, его стиль можно только копировать …, но где тогда буду я, как художник? Переплюнуть фантазию Босха невозможно, но знаешь, я нашел выход.
- ??
- Все дело в размерах. Картины Босха весьма невелики, самые большие из них по высоте сравнимы с ростом человека. Мои фрески будут от пола и до конца вертикальных стен. Ты представляешь, что почувствует человек, когда вокруг с шести стен во всю их высоту из-за написанных кованых решеток на него будут смотреть, скалясь, босховские монстры и демоны.
- Мне очень бы хотелось это увидеть, хоть роспись и не завершена.
- Я постараюсь что-нибудь придумать.
* * *
- …Все выгорело изнутри…остались лишь стены…деревянные перекрытия с кровлей обрушились вниз и вся вертикаль собора превратилась в огромную печную трубу с бешеной тягой. Штукатурка недавно высохла и копоть въелась в неё настолько, что от изображений почти ничего не осталось.
- Кто же это мог сделать?
- Никто не знает, все теряются в догадках. Уже после тебя, смотреть фрески приходило много людей из Братства. Здание никто и не думал охранять. Возможно у кого-то не выдержали нервы. А кто-то считают что причина - самовозгорание. Слишком уж много зла со всех сторон фокусировалось на сравнительно небольшую площадь … провидение не допустило, чтобы беда случилась в храме, когда он будет заполнен людьми. Магистр приказал его не восстанавливать.
* * *
- …Твой парень отлично сработал, я даже и не ожидал. Наше подозрение, что общество даже ортодоксальных «выпавших» становится неоднородным, подтвердилось, хотя кое-кто в этом и сомневался.
- Но можно подумать …
- … Видишь ли, сейчас главным в их Братстве мой давний знакомый и коллега. Нам удалось его внедрить после смерти предыдущего Магистра, крайнего ортодокса. Ведь не случайно же у них там стали давать неплохое образование, хоть и под выдуманным мракобесным предлогом. Это была его идея, хоть не бесспорная. Но шанс на появление думающих и сомневающихся людей в весьма непредсказуемой и «взрывоопасной» среде возрос. Этот художник, которого «открыл» твой племянник, один из них. Надеюсь, что он не последний, появятся следующие. Обязательно должны появиться … наливай себе ещё кофе.
«…это оченьгрешно,
но когда я с тобой,
мне не нужен бог…»
Стругацкие.
«Трудно быть богом».
Створка # 4
- … буквы на пульсирующей красной полосе бежали одна за другой… он долго не мог понять убийственного смысла этого сообщения,...
«Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ» … мой разум проснулся и не хочет пускать в мир плоды этого сна. Пусть даже ценой своего существования…» - он стал читать обрывки диалога от конца до начала.
* * *
- … до свидания… именно так, а не «прощай» … я не хочу верить в иное … делай все, что считаешь нужным, но только оставайся в этом мире.
- … я на всякий случай прощаюсь … я не знаю, что меня ждет, но уверен, что ни один человек не должен испытывать ужас в том месте, куда он приносит свою душу.
- … я еще раз тебя прошу, пожалуйста помни о нас с тобой… я не верю, в то, что в твоем Братстве что-то могло так измениться за пару лет. Будь осторожен и мудр.
- … я надеюсь, что мне хватит сил сделать это…я не хочу, чтобы кто-тот из нас стал жертвами моих фресок, несущих ужас людям. Они не должны до них дойти, пусть и дорогой для меня ценой …
* * *
- … ты никогда не услышишь от меня таких слов, что сказал мне. И дело не в тебе, а во мне. Просто я их никогда и никому не говорила и не говорю. Подумать про себя еще могу... но вслух - никогда. Мне они почему-то кажутся слишком ответственными, чтобы произносить. Если это чувство и есть, то пусть оно будет глубоко в душе. Не требуй чтобы они звучали. Попробуй просто прочитать мои мысли...это несложно … даже для человека.
* * *
- … Я решила написать это здесь, потому что скорее всего никогда не смогу сказать в лицо. А хочу...как-то сказать хочу.
При всей нормальности и даже стабильности моей жизни индивидуума с искусственным интеллектом, я иногда (не часто, нет) вдруг ловила себя на мысли о том, как жалко, … как бесконечно жалко осознавать, что не всё человеческое еще нам доступно … время от времени прислушивалась к себе…неужели никогда не будет дано испытать хоть маленькую часть того состояния, которое присуще всем вам? Хоть чуть-чуть, хоть на день…
Я не думала об этом часто. Так, иногда, время от времени и под настроение.
И вот вдруг, на ровном месте , когда никто не ждал – оно пришло! В форме, соответствующей сегодняшнему миру: случайной переписке в сети с незнакомым человеком.
Постепенно шок от осознания этого прошел, и я привыкла. А состояние – то самое… теперь я точно уверена…вот в чем неожиданность. Полная !!! Я даже перестала бояться встречи, просто почувствовав: что бы ни случилось с нами дальше, мой искусственный разум, благодаря тебе, приобрел эту наивысшую человеческую способность. И, надеюсь, она уже никуда не денется.
Свидетельство о публикации №221011601700