Том 1. Остаюсь Бессмертным Глава vii

 
ЗАПАДНЫЙ КАРАМЫК.

      После отъезда братьев Бессмертных, Фомы и Савелия с семьями на Дальний Восток, на новые земли, на Кавказе остался средний брат Евдоким Васильевич, наш дед, было ему в то время 29 лет. Теперь ему предстояло вести хозяйство одному.
     В мире, в этот период уже было неспокойно, началась первая мировая война. Царский трон шатался, а за границей набирал силу Вова Ульянов, которому впоследствии предстояло стать не только могильщиком царизма, но и все царской семьи. Осенью1917 года в России произошел переворот, царь отрекся от престола и с радостью колол в Тобольске дрова, (об этом он мечтал много лет), работал в саду и огороде и видимо даже не помышлял, какую искупительную жертву и как скоро ему придется принести. Наш дед, Евдоким Васильевич, также видимо не задумывался, что новая власть любит жертвоприношения. А ее липкие щупальца уже тянулись по деревням, хуторам и селам. Казачество волновалось. Новая власть была для них непонятной. Поделиться хлебом с голодающими рабочими казаки были готовы всегда, у казаков всегда ценилась взаимопомощь. Но когда продотряды начали отбирать последний хлеб, в том числе и семенной, казачество встало на дыбы. За что вскоре жестоко поплатилось.
     В семье деда тоже было неспокойно, тревожно. На хуторе их оставалось 6 человек: дед, Евдоким Васильевич Бессмертный, его жена, Татьяна Савельевна Гонтарь, ее сестра, Александра Савельевна и трое детей, Василий, Христина и ровесница переворота, Федора. Дом у деда был добротный, крепкие хозяйственные постройки, две лошади, молодой статный жеребец - Мальчик и кобылица - Катя, две коровы и пятнадцать овец. Правда, одну корову он подарил соседу, бедному и многодетному, у которого корова пала, а без коровы в то время семья была обречена на голодную смерть. Но никто из них не знал и даже не догадывался, какие мысли бродили в воспаленном мозгу нового вождя и по совместительству германского агента - Ленина. А в его шизофреническом мозгу рождались идеи одна чудовищней другой. Это он придумал 58 расстрельную статью, это, именно он требовал ужесточить наказание за инакомыслие, это он придумал и организовал первые в мире концлагеря. Данные об этом можно найти в 45 томе его полных сочинений, где напечатаны    совершенно секретные письма т. Курскому, наркому юстиции.  Там, уже умирающий Ленин, как истинный садист, приказал к шести статьям уголовного кодекса РСФСР, предусматривающих высшую меру, т.е. расстрел, это   с 58 по 63 статьи, прибавить еще пять, с 64 по 69, завещав еще расширить применение расстрела. Это вот и есть его истинное завещание, убивать, вешать и расстреливать; убивать, вешать и расстреливать; убивать, вешать и расстреливать. А про три раза учиться, это, как говорят юмористы, Ленин просто расписывал перо, а Крупская нашла эту бумажку после его смерти и по глупости сдала в архив.
      Что на уме у власти казаки не знали, но весной 1920 года они, как обычно посеяли пшеницу и все остальное, что требовал многовековой крестьянский уклад. Год был не очень урожайным, но и нельзя сказать, чтобы плохим, в общем нормальный для крестьянина год. Благоприятная погода позволила все благополучно убрать, обмолотить и засыпать зерно в закрома. Осенью казаки повезли излишки продавать в город, другим путем иметь наличные деньги они не могли. Нужно было готовиться к зиме, покупать одежду, обувь, стройматериалы, инвентарь, да мало ли что нужно в хозяйстве и обиходе, чего крестьяне сами не производят. В один из таких дней наш дед отвез зерно на подводе и заехал прояснить ситуацию, узнать новости в районный центр. Ни газет, ни радио у казаков не было, и все новости передавались из уст в уста. Там он увидел знакомых казаков, которые о чем - то оживленно беседовали. А разговор, видимо, шел о новой власти, о продовольствии, об изъятии излишков хлеба, ну и, наверное, о нежелании казачества отдавать эти самые излишки, которых у многих уже и не было. Причем отдавать неизвестно кому и неизвестно зачем. Дед постоял с ними поговорил и поехал домой. Ехал домой спокойно, так как не был ни участником никакого заговора, ни участником никаких восстаний, хотя недовольство новой и непонятной политикой, видимо было. Ехал и не знал, что эта новая власть никому и ничего не прощает и что «добрые люди» уже донесли о том, что он общался с другими казаками, которые также выказывали недовольство новой властью. Не знал, что уже получена директива, раскулачивать не только зажиточных крестьян, но и середняков и сочувствующих, отбирать у них все имущество, нищих то бездельников чего раскулачивать, у них кроме вшей, клопов и тараканов и нет ничего. Не знал дед и не гадал, что над его головой уже занесен жидовский меч.
    Утром, пятого ноября 1920 года, на хутор Западный Карамык приехал вооруженный отряд, с приказом от этого же числа, военно-полевого трибунала штаба Александровского гарнизона вершить суд. За якобы участие в организованном вооруженном восстании и свержение в селе Нагутское советской власти в ноябре 1920 года, приговорить нашего деда, Бессмертного Евдокима Васильевича по ст. 58-2 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Тут же, просто и буднично, приезжие бандиты и привели приговор в исполнение. Как потом стало известно из рассказов бабушки, деда вывели за околицу, солдаты пальнули и поехали дальше чинить свой черный беспредел. Вот так и погиб, в расцвете сил, наш дед, Бессмертный Евдоким Васильевич. До рождения отца оставалось четыре месяца. Что пережила бабушка, Татьяна Савельевна – это, знает только она одна. Потом, она рассказывала, приезжало районное начальство, нет, не извинялись, не винились, а так, походя, сказали, что расстрельные списки немного перепутали и фамилию деда внесли туда случайно, в последний момент, просто фамилия у него звучная. Но поскольку деда расстреляли, они теперь все равно члены семьи расстрелянного кулака со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь человека обратно не вернешь. Власть жила по ленинским нормам «нет человека и нет проблем», да и местному руководству было не до того, горел план. Один человек больше, один человек меньше, не сейчас, так через месяц. А так дело сделано, можно идти отчитываться за выполненный план по отстрелу казаков. Так осталась наша бабушка с двумя детьми, (старшая Христина умерла несколькими годами раньше, весной, в жаркий день легла отдохнуть на землю и простудилась), Василию было 6 лет, Федоре 3 года,  к тому же бабушка была на пятом месяце беременности.
     Весна 1921 года выдалась ранняя, нужно было пахать землю, сеять пшеницу, вести хозяйство, понятно, что одной женщине в предродовом состоянии это было не под силу. Вскоре пришло время рожать, и бабушку положили в отделение для инфекционных больных. Клеймо жены расстрелянного кулака было похлеще, чем клеймо прокаженного. В этом отделении лежали бездомные, больные, грязные и вообще непонятные люди. Надо ли говорить, какие там были уход и забота, если бы их вообще не было, разница была бы абсолютно незаметной. Но крепкая порода и беспредельная крестьянская выносливость сделали свое дело, 21 марта 1921 года, в день рождения Федоры, родился мальчик, которого впоследствии и нарекли Федором, что в переводе с греческого означает «Божий дар».
     Каждое имя несет в себе огромную информацию, по имени можно прогнозировать психологический тип и поведение человека и с определенной доли достоверности предположить, что ждет человека на его жизненном пути.
     ФЕДОР. «Мальчик немного угрюм, молчалив, упрям. Его редко увидишь в качестве заводилы, он всегда чуть-чуть в стороне от детского коллектива. Зато родителям и воспитателям, а позже и учителям будет нравиться Федина аккуратность. На работе - один из лучших, он надежен, добросовестно относится к своим профессиональным обязанностям. С товарищами доброжелателен, не скандалист, но отношения ограничиваются в основном кругом служебных обязанностей. После работы Федя, вежливо попрощавшись, спешит домой. Он мастеровит, умеет делать по дому почти все. Если у него есть машина, она всегда будет у него в порядке. Он скрупулезен в соблюдении правил уличного движения, редко попадает в аварии.
 Федор ни в чем не любит спешки. Он не из тех мужчин, что на второй день после знакомства предлагают девушке руку и сердце. Прежде он должен убедиться, что выбор его совершенно правилен, что избранница дана ему Богом, и, следовательно, на всю жизнь. Как муж он близок к идеалу - верный, прекрасный хозяин, заботливый отец, с ним как за каменной стеной».
    Вот такую жизненную программу имя задало нашему отцу и, хотя он не знал об этой программе, он выполнял её полностью. Это и аккуратность, и хорошая учеба, и отношение на работе к своим обязанностям, и мастеровитость, и нелюбовь к спешке, особенно в принятии решений, и он всегда оставался как верный муж и как заботливый отец.
      Привожу еще гороскоп отца, хотя я лично не очень верю в гороскопы, особенно те, которые печатаются в массовых изданиях, но в данном случае очень много и очень точных попаданий. На небесах есть сценарий каждого из нас, и невидимый режиссер наблюдает, кто правильно, а кто неправильно исполняет этот сценарий и в случае необходимости, либо останавливает человека, либо приходит ему на помощь. В случае с отцом, этот невидимый режиссер неоднократно приходил ему на помощь, помогая выжить и достойно пройти свой жизненный путь до конца в этом жестоком и несправедливом мире.    
                ГОРОСКОП.
Федор Евдокимович, вы родились 21-го марта 1921-го года!
В зодиакальном гороскопе вашему дню рождения соответствует знак овен,
21 марта - 20 апреля
первый основной знак,
первый знак зодиака.
первый огненный знак,
правящая планета: марс,
счастливое число: 9 и все числа, делящиеся на 9,
Астрологический знак: баран,
Астрологические цвета: малиновый, красный, золотисто-желтый и все блестящие цвета,
Астрологические камни: алмаз, аквамарин, аметист.
овен правит Первым домом гороскопа.
Марс, правящая планета ОВЕНА, нацеливает людей на активную жизнь, давая им, постоянно запас энергии, делая их беспокойными, неугомонными, честолюбивыми и соперничающими,
Место этого знака в гороскопе - номер 1 и люди этого знака всегда тоже хотят быть первыми во всем. ОВЕН - часто эгоистичный знак,
Символ ОВЕНА - баран, животное, которое на все идет ударом головы, и каждый, кто имел дело с людьми этого знака, помнит, что они идут к достижению своей цели так же упрямо, как бараны.
ОВЕН - первый огненный знак зодиака и это увеличивает его ак¬тивность.  Марс, правящая планета, оказывает положительное влия¬ние, делая людей этого знака уверенными и отважными, в отличие от другого знака, управляемого Марсом, - СКОРПИОНА - ОВЕН, молодой овен - воин, беспокойный и стремящийся к Битве, даже если ему не хватает опыта. В личности ОВЕНА есть определенная юношеская наив¬ность, которая приносит этому знаку много разочарований. Так как они хотят, чтобы все происходило быстро, и редко обладают терпением, то часто, начиная дело, предоставляют закончить его другим.  Так, они начинают свою карьеру до того, как нашли свое место в жизни.  Они часто нуждаются в совете со стороны менее пыл¬ких и страстных людей. Они идеалистичны и романтичны.  К сожале¬нию, ОВЕН редко помнит свой опыт и часто остается доверчивым пос¬ле многих оскорблений и неудач.  Под этим знаком родилось много кинозвезд, ОВЕН также преуспевает в торговле, внутренней отделке и украшении дома, во всех областях, где имеется личный контакт. Люди этого знака - первооткрыватели во многих областях. В них есть необъяснимая оригинальность, которая всегда завоевывает ус¬пех.  Они очень экстравагантны. ОВЕН - не глубокий, не мудрый знак, но искренний и лояльный.
Молодые люди часто вовлекаются в драку.
Любит независимость, отличительная черта - людей этого знака - способность идти дальше, даже когда они обижены или рас¬сержены, они быстро забудут об этом на следующий день.  Будучи от¬вергнутыми, в деловых отношениях, или любви, они редко тратят время на размышления, а стремятся, чтобы их приняли где-то в другом мес¬те, ОВЕН любит бывать в компаниях и сам устраивает вечера. Обычно эти люди хорошие хозяева, но если чувствуют, что сами не очень подходят как хозяева вечера, то обязательно попросят своего друга заменить их, следя за тем, чтобы все шло хорошо.
  ОВЕН очень демонстративен в высказываниях своих взглядов, он редко сдерживает свои эмоции,
С точки зрения японского гороскопа вы родились в год ПЕТУХА. Они глубокие мыслители и одаренные личности. Любят труд и преданы своей работе. Стараются выполнить любое обязательство, которое им даже не под силу, и очень огорчаются при неудаче.  Порой несколько эксцентричны, не сразу находят контакт с другими.  Всегда уверены в своей правоте, и порой, действительно, бывают правы.  Часто эти люди одиноки и замкнуты, хотя они и могут производить впечатление решительных, но по натуре робки. Планы, которые они вынашивают, никогда не реализуются. У них бывают резкие подъемы и такие же резкие спады чувств. В жизни полосы удач чередуются с полосами неудач.  Они могут быть эгоистичными, но чересчур прямодушны и способны на отчаянные и смелые действия, всегда интересны,
Проанализировав совмещение западного и восточного гороскопов, астрологи считают, что вы - бойцовский петух. 
В предыдущей жизни вы были мужчиной,
Вы родились в 725 году,
место вашего предыдущего рождения - Болгария,
Каков был тип вашей личности в предыдущей жизни?
инквизиторский, изобретательный, любящий докапываться до "дна"' и рыться в книгах.  С чутьем и талантом драматурга, актер от ПРИРОДЫ.
Каково выло ваше занятие в предыдущей жизни?
Строитель судов, навигатор, башмачник.
Какой урок вы могли вы извлечь из своей предыдущей жизни?
Ваша основная задача (имеется в виду работа души) сделать все, что можете, чтобы мир стал прекрасней.  Пустыни физические и духовные ждут вашего прикосновения. Улыбайтесь каждому.
 Вот такой ориентир, опираясь на все его прошедшие жизни, и задала судьба нашему отцу.
А пока на руках у бабушки лежал маленький, теплый и беспомощный комочек. Она не знала, что делать с этим ребенком, так как впереди ничего хорошего не предвиделось, и она сразу после рождения положила его у открытого окна в надежде, что на весеннем холодном сквозняке он простудится и умрет. Это она сама позже рассказывала отцу. Но он мать не осуждал, он потом говорил нам: «сама природа не хотела, чтобы я жил, но я выжил, значит, мне на роду было написано - жить». Так и появился на свет божий, наш отец, в инфекционном отделении, сирота еще до рождения, уже нежеланный ребенок, но, несмотря на это, все равно родной и любимый. В дальнейшем окажется, что именно он, Федор, один из десяти бабушкиных детей, десятый - последний и будет бабушкиным кормильцем, и до последних дней они будут жить вместе, и он будет провожать ее в последний путь.
    Ребенок плакал, плакала и его мама, и материнское чувство все-таки взяло верх, она взяла ребенка, покормила - решила не гневить Бога (а бабушка у нас была очень религиозной), и через несколько дней, они уже были дома. Мальчик родился здоровым и крепким, сказалась порода Бессмертных.
      Бандиты большевики расстреляли нашего деда, но хозяйство оставили в неприкосновенности. Вести хозяйство бабушке помогали родные и близкие. Благо родни было много, как по линии Гонтарь, так и по линии Бессмертных (рядом, в деревне Хреново жила старшая дочь Фомы Васильевича, уехавшего на Дальний Восток - Екатерина с мужем Фомой Сарма). Были и другие, более дальние родственники, Поповы, Скорич и другие. Надо сказать, что отношения между собой у казаков на хуторе были добрые, соседи помогали друг другу. Соседи Бессмертных по хутору были: Тищенко Иван, Василенко Сергей, Бондарь Иван, Колбаса Алексей, Бугаев Сергей, чуть подальше жили Сунявские, Четвертак, Кривонос, Ребенюк, Рясновы и другие. Многие оказывали помощь, возможно и не безвозмездную, но необычайно нужную и полезную. Потом в их доме поселился грек, учитель. У него не было своего жилья, и он жил у бабушки на правах постояльца. Он преподавал в школе, а в свободное время помогал управляться по хозяйству. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Прогремела гражданская война, закончил существование ее выродок - военный коммунизм, пришел НЭП. Крестьяне начали дышать свободнее, может оно все еще и наладится? 
      Постепенно налаживалась жизнь и у Бессмертных. Федя рос крепким пацаном. Ребятни в хуторе было много, особенно сильно он дружил с соседом Василенко, своим погодком. Летом они купались в речке Карамык. В то время это была небольшая, с чистой водой речка. Отец рассказывал, как они ловили   пескарей, когда рассказывал, показывал пальцем на то место, где проверяют пульс, а это около двадцати см. Значит, и пескари должны были быть по двадцать см. Мы понимали, что в детстве не только деревья бывают большими, но и пескари, только виду не подавали. Как бы там ни было, а после рыбалки весь улов складывали в общий котелок и варили уху, а иногда и жарили пескарей на сковородке, неочищенных и непотрошенных. Много времени он проводил с пастухами. Он с детства любил лошадей и с большим желанием ходил в ночное, смотреть за лошадьми, когда они пасутся ночью.  В ночное ходил со старшими, братом Василием и его друзьями. Разжигали костер, часов до двух ночи никто не спал, когда костер перегорал, золу сгребали в сторону подальше, на это место клали что-нибудь из старой одежды, ложились и спали. Земля от костра нагревалась, и всю ночь шло от нее тепло. Один, правда, бодрствовал, как правило, это был кто-нибудь из старших ребят, и в течение ночи они друг дружку сменяли. Младшие спали, и было слышно, как они сопят во сне, переворачиваясь с бока на бок, когда горячая земля слишком уж пригревала один бок. Утром садились на лошадей верхом и ехали на водопой. Здесь Феде не было равных наездников.  У них был молодой жеребец, по кличке - Мальчик. Как отец рассказывал, этот конь был с разумом человека. Он не мог терпеть, если его кто-нибудь обгонял, когда он видел рядом другого коня, он сам, без команды прибавлял ходу. Когда пацаны соревновались, кто быстрее доскачет до какого-нибудь ориентира, Мальчик практически всегда приходил первым. Отец вообще любил лошадей и был хорошим наездником. Уже, будучи взрослым и работая в школе учителем, он, когда брал в колхозе подводу для своих нужд, всегда ездил стоя, да еще помахивал вожжами, чтобы лошади бежали резвее. Кто пробовал так ездить, знает, как сложно удержаться, стоя на подводе, да еще на приличной скорости, учитывая, какие в то время были проселочные дороги, все в колдобинах и ямах. Проехать стоя на телеге по такой дороге, все равно, что оседлать необъезженного мустанга.
      Поскольку пацаны в основном были предоставлены сами себе, то они потихоньку начали покуривать. Отец начал курить, как он сам потом рассказывал, в пять лет. Заезжал к ним в хутор один богатый человек, который курил очень дорогие папиросы: «Наша марка». Прикурит, пару раз затянется и выбрасывает. У ребят считалось шиком, заполучить такой бычок и в своем узком кругу закурить. У них был знакомый пастух, которому они набирали бычков, он делал из них самокрутки и курил. Он был хороший рассказчик, много, где бывал, участвовал в двух или трех войнах. Пацаны садились в кружок, он закуривал и начинал рассказывать, где он был, и в каких переделках ему довелось поучаствовать. Ребята слушалиего раскрыв рот.
     Привлекали Федю и для работы по дому, но поскольку, как таковой работы для него было мало, то он в основном жил вольной жизнью. Тяжелую работу по дому выполнял старший брат, Василий. У Феди сложились хорошие отношения с учителем греком, который жил у них в доме, он рано проявил интерес к учебе, и они начали готовиться к поступлению Феди в школу. И когда он пришел в первый класс, то умел уже хорошо писать, считать и читать. Старшие - Василий и Федора не проявляли интереса к учебе, так и остались малограмотными.
    Крестили отца в церкви села Греческое, основанное в 1897 году греками, переселившимися из Турции и проживавшими раньше в селе Нагутское. Крестным отцом был этот самый грек учитель. Папа впоследствии хотел его разыскать, но не нашел, он куда-то уехал. На крестины крестный отец дал Феде горсть серебряных монет, старшие еще добавили и купили ему гармошку, он уже хорошо играл на балалайке и гармошке. Других музыкальных инструментов у хуторян не было. Так шло детство. В 1928 году он пошел первый раз в первый класс. Школа находилась недалеко от хутора в небольшом одноэтажном домике на окраине хутора Западный Карамык.
     В 1938   году отец сидел дома, делал уроки. Вдруг входит какой- то мужик с окладистой бородой, ходит по дому и плачет. Это приехали на родину в гости Савелий и Фома с женой. Обошли они дом, подворье, увидали за речкой, пасутся лошади, они сразу их узнали – это, наши лошади. Все Бессмертные были лошадниками, очень любили лошадей и те отвечали им взаимностью. Отец рассказывал, что однажды Катька, вторая наша лошадь, спасла ему жизнь, правда при каких обстоятельствах это было, я не помню. Вечером собрались все родственники за столом, сидели долго, разговаривали. В углу дома стоял большой дубовый стол, а у стен стояли две лавки, посреди дома стояла русская печка, где Федя спал, а в этот вечер смотрел и слушал. В это время он болел корью. К нему подошел Савелий поднес стакан с каким-то напитком и говорит: - «На, сынок, выпей». Отец не знал, что это такое и выпил. А это была водка, куда Савелий добавил каких-то трав. Выпил и сразу уснул. Утром проснулся здоровым, болезни, как не бывало. Савелий служил по молодости в Грузии, сначала на границе, а потом в Тбилиси фельдшером, там и научился лечить травами. Савелий был самый шустрый из трех братьев. Кроме того, что он крестьянствовал, он мог лечить людей, хорошо пел, танцевал, играл на различных инструментах и сочинял стихи.
    А пока взрослые сидели за дубовым столом, на двух дубовых лавках, пили чай из большого самовара и вели свою долгую и печальную беседу. Под конец, как водится у Бессмертных, запели песни. У многих были хорошие голоса, но в тот вечер лучше всех пела сноха бабушкиного брата Антона - Мария Скорик. Не отставал от нее дядя - Григорий Гонтарь. Песни все были печальные, такие, наверное, сейчас никто и не поет, и не помнит. Одна из них называлась так: «Где же ты мой дяденька, где мой соловей». Пели и плакали...
     Для Фомы и Савелия эта поездка была их соловьиная песня. Был их последний приезд на родину. Вскоре они вернулись на Дальний Восток, где Савелий скоропостижно умер, отчего так никто и не знает. Семьи их раскулачили, а хозяйства разворовали пьяные большевистские прихвостни, Фому со старшим сыном угнали в ссылку, где они в 1937 году оба на берегах реки Зея и погибли. Семьи разметало по разным поселкам, и от крупных некогда семей остались одни осколки.
     А что же на Ставрополье? Прошло 9 лет. Василию исполнилось 16 лет, это был молодой, но уже опытный и работящий мужчина.  Сестре Федоре исполнилось 13 лет, девчонка, но уже помощница по дому и Федя, которому в марте исполнилось 9 лет. Но большевистские власти не дремали, после временного отступления (НЭП) они пошли на новую попытку уничтожения Российского казачества. К этому времени Ленин уже окончил свой земной путь полоумным дурачком, и его чучело спрятали в Московскую пирамиду. На смену ему пришел его ученик,  тов. Сталин, не решившийся в окружении сионистов прекратить  претворение  в жизнь идею Троцкого окончательного удушения крестьянства, через колхозы. Отобрали у людей скот, лошадей и инвентарь, свезли все в кучу, в эту же кучу согнали и всех крестьян, чохом с ними разбираться намного проще. С заводов и фабрик отобрали 20000 человек, в основном пьяниц и отморозков, тех, кто на родном производстве только мешал, и отправили их по деревням, учить крестьян, как выращивать хлеб. Появились такие специалисты и на хуторе Западный Карамык. На дом Бессмертных глаз положили сразу, семью ранней весной выгнали на улицу, а имущество все конфисковали. И лошадей и скот, забрали все что смогли утащить. Бабушка, видимо сильно сопротивлялась творимому беспределу, ее посадили в воронок,  и увезли в район, где дали, пять лет тюрьмы,  и отправили работать на стройки социализма. Так трое детей и их тетя Александра остались на улице. Благо, рядом в хуторе ХрЕново жили родственники - Сарма Фома Андреевич со своей семьей. Жили они бедно, в небольшом домике с глиняными полами. У них было своих четверо детей. Сам Фома Андреевич участвовал в Турецкой войне, был ранен, попал в плен, но чудом спасся и вернулся домой. Вот они и приютили всю нашу семью. Все сразу же включились в трудовой процесс. В огороде посадили огурцы, помидоры, кукурузу, чеснок и другие овощи. Василий подрабатывал на стороне, а Феде дали возможность учиться дальше. С 1932 года он ходил в школу, в соседний хутор Веселый, ныне Нижняя Александровка. Землю всю забрали, зерно выгребли под веник, оставили только огороды, так что жили впроголодь. Но два года продержались. Особенно голодной была весна 1933года. Спас от голодной смерти небольшой запас, сделанный Фомой Андреевичем. В русской печи были пустоты, туда он прошлой осенью засыпал немного кукурузы, так вот ее по ночам доставали и ели. Да еще мешок кукурузы он спрятал в горах. Только этим от голода и спаслись. У него самого было четверо детей, самая младшая из них Вера. Как- то раз, он заработал за день 1 кг кукурузной муки. Вера пошла, получать муку, вместе с ней пошла и ее подруга, которой тоже причиталось получить 1кг муки. Подруге насыпали муку в передник, Вере некуда было сыпать, и Верину муку решили тоже насыпать в передник к подруге, а дома уже поделить. Пришли домой, а подруга ей муку не отдает: - «Какая мука, иди отсюда, ничего ты не получишь». Так Вера ни с чем и вернулась домой. Отец пришел домой голодный, он знал, что Вера муку получила, а куда подевала, так и не сказала. Получив от отца взбучку, она ушла из дома, пошла по пшеничному полю и заблудилась. Вышла в Нагутское, там родственники ее накормили и отправили обратно домой, но она опять заблудилась, ей шел лишь восьмой год. Ее нашли посторонние люди, но так как она была сильно истощена, ее забрали в больницу, а оттуда в детдом, но она оттуда сбежала домой. Немного не дойдя до дома, она уснула у края дороги обессиленная, там ее увидел знакомый и привез домой. Дома она видит, что все плачут. Оказывается, только что от голода, умерла ее мама. До этого, в течение двух месяцев, пока ее не было, умерли и двое ее братишек. Как она сама говорит, спасло ее от смерти только то, что она убежала из дому.
      А на Ставрополье шла полным ходом коллективизация. Земли, которые забрали у крестьян, в колхозах постепенно зарастали сорняками и кустарниками и стали давать очень низкие урожаи, плодородные заливные луга заросли кочками и бурьяном. Степи, которые крестьяне специально не распахивали, а пасли лошадей и овец, пришли в негодность, из-за выпаса там огромного количества овец, которые выедали полезные кормовые травы и те не успевали восстанавливаться. Был нарушен вековой баланс трав кормовых и сорных. Сорные травы постепенно забили все другие и пастбища стали непригодными для выпаса, не то что коней и коров, но даже и овец.
     Наших коней Мальчика и Катю советская власть реквизировала. Катя работала в колхозе, но долго не продержалась в чужих руках, пала. В колхозе уход все равно был не такой, как у частного хозяина. Мальчика взял себе в упряжь председатель колхоза, самодур, пьяница и гуляка, ничего не соображавший в сельском хозяйстве, но имевший партбилет, это был один из тех двадцатитысячников, или из таких же холуев новой жизни, (русских) Штокманов, про которых так красноречиво писал М. Шолохов.
 

     На фото видна крыша дома нашего прадеда Василия Бессмертного и нашего деда Евдокима Бессмертного. Дом этот после раскулачивания разобрали и перевезли в Нижнюю Александровку (бывший хутор Веселый), где его заново собрали. Вначале там была аптека и лечебница, потом в нём поселились две семьи. Одна семья со временем съехала, и этот дом полностью выкупила другая семья. Сейчас этот дом из-за ветхости снесли, а на его месте построили другой дом. Но доски с того дома, которые держали в руках наши дед и прадед, сохранились до сих пор.
    Место в бывшем хуторе Западный Карамык, где стоял дом наших предков, и где родился и вырос наш отец Бессмертный Федор Евдокимович, заросло кустарником и бурьяном. Огород распахали и от хутора остались лишь несколько сараев, где живут сейчас несколько чеченских и дагестанских семей, но они между собой почему-то не общаются, несмотря на общность религии и практических интересов.
     Наши кони, реквизированные советской властью, как и многие другие, долго не продержались в колхозе, Катя пала первой, а Мальчика вскоре загнали, ведь он тихо ходить не умел, не мог вынести, если какая - либо лошадь бежала впереди него. Василий, старший брат отца, его всегда придерживал, холил, лелеял. А здесь с пьяным председателем прогнали его во весь опор, напоили холодной водой и на ночь оставили разгоряченного на сквозняке. Так Мальчика и не стало.

               


Рецензии