Грязное балетное закулисье

"Здравствуйте госпожа Дункан!Я рада вас увидеть в Советской России!"-произнесла "Муза",войдя в кабинет танцовщицы  на Пречистенке,20. Она в совершенстве владела английским  языком и потому начала свой разговор с танцовщицей именно на этом языке."В качестве кого меня хотят видеть в вашей новой России?"-спросила Айседора у "Музы"."Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский обещал вам помочь открыть школу для девочек,желающих обучаться искусству вашего танца.Следовательно вы интересуете Анатолия Васильвича Луначарского в первую очередь -как учительница танцев.Все расходы на содержание школы Анатолий Васильевич берёт на себя!"-ответила "Муза" Дункан."Зачем тогда приходил ко мне господин Блюмкин? Мне кажется,что из меня в вашей республике Советов  хотят сделать свою собственную Мату Хари?"-спросила Дункан у женщины."А в чём тут плохого?Вы обе хорошо танцуете.Правда Мата предпочитала танцевать обнажённой.Мы от вас этого не требуем!"-ответила "Муза"."Но Мата Хари была шпионкой и закончила свою жизнь трагически!"-воскликнула Айседора."Мата Хари служила делу Войны-порабощению одним народом других народов!Советское Правительство предлагает вам служить делу Мировой Социалистической Революции-освобождению всех народов от любых форм рабства!"- сказала "Муза" Дункан."Но господин Блюмкин предлагал мне стать любовницей одного из ваших сотрудников!То есть меня вы хотите видеть в роли наложницы при этом человеке?"-произнесла Дункан."Это к сожалению судьба многих танцовщиц и не только в России.И меня не удивит-что   кто-нибудь из ваших бывших  и будущих учениц рано или поздно станет наложницей при каком-нибудь состоятельном дяденьке.И может быть кто-нибудь из девочек приходя к вам на занятия-уже сейчас думают к кому попасть в постель!"-сказала "Муза" танцовщице.
Эту сторону жизни хорошо знала Айседора.Во многих странах мира-где ей приходилось выступать она слышала однотипные истории.Она также начинала свою танцевальную деятельность как балерина.
Балерины,балерины.Они выходят на сцену: тонкие, почти прозрачные в своих белоснежных пачках… Их пуанты едва касаются пола, на лицах написана отстраненная одухотворенность. Балерина стала символом хрупкости, изящества, но вместе с тем адского труда.   Отношению к балеринам сильно изменилось за последние столетия,Мужчины приходили в театр не для того, чтобы насладиться искусством, а для того, чтобы выбрать себе спутницу на вечер…
Айседоре приходилось выступать в Париже.Закулисный мир Парижской оперы  представлял собой смесь роскоши, сплетен и грязных тайн.Эта опера, основанная в XVII веке, первой открыла профессиональную балетную школу и к XIX веку стала знаменита балетными представлениями.Девочки отправлялись учиться, будучи совсем малышками. Они тренировались до седьмого пота, как в армии, а в конце обучения сдавали суровый экзамен. Только подтвердив свой талант, они могли рассчитывать на долгосрочные контракты с Оперой. Самые амбициозные стремились в примы, те же, кто поскромнее, удовлетворялись положением в кордебалете.
Девочки эти были очень уязвимы и становились легкой добычей постоянных посетителей Оперы, которые посещали ее отнюдь не только для того, чтобы проникнуться силой искусства. Их называли abonn; — «подписчики». Обычно это были богатые мужчины, настолько могущественные и влиятельные, что им не требовалось покупать билеты каждый раз перед шоу. Чарльз Гарнье — архитектор, который проектировал здание Оперы, учел специальный отдельный вход для abonn;s — для тех, у кого был пропуск на все спектакли сезона.А прямо за сценой находилась просторная комната — foyer de la danse. Предполагалось, что балерины смогут разогреваться там до представления, но тот, кто обустраивал это помещение, определенно гораздо больше заботился о комфорте мужчин, которые станут навещать танцовщиц, а не о самих девушках.
Комната стала местом для общения патронов и балерин. Многие танцовщицы были заинтересованы в том, чтобы найти себе обеспеченного покровителя, который взамен на определенного рода услуги, платил бы за частные уроки.

Надо сказать, что в те времена приличные дамы одевались так, что простор для фантазии был, пожалуй, даже слишком велик — их тела были спрятаны под одеждой с ног до головы. А то, как выглядели балерины, считалось почти провокационным, как если бы они выступали голыми: короткие юбки, колготки, плотно облегающие ноги, голые руки…

Девушки хорошо знали, что от них требуется, и были осведомлены о том, к чему приведет отказ. Патроны легко могли оплатить все ее счета, вытащить девушку из нищеты, поселить в роскошном квартале вместо трущоб и помочь ей пробиться в примы. Но не менее легко они могли уволить ее, заставить мир забыть, что такая танцовщица когда-то существовала.

Но богатые патроны были не единственными мужчинами, которым будущим балеринам предстояло угодить. Вся карьера танцовщиц зависела от мужчин: от балетмейстера, который имел полное право прикасаться к девушкам под предлогом исправить осанку, вытянуть руку и наклонить шею, либреттист, от которого зависело, получит ли балерина роль, в конце концов, директор театра…
И в императорской России положение балерин было не лучшим.Существовала категория так называемых "шампанских" дамочек.Сохранились многочисленные свидетели того времени.    « У подъездов разостланы были красные ковры, по снегу или по грязи, и лакеи высаживали воздушных дам, важных мужчин в мундирах или фраках под шинелями…Рекой лилось шампанское, раздавались гортанные песни цыган или дерзкие французские шансонетки, тысячи выбрасывались на устрицы и женщин…»

Красавицы, ради которых устраивались подобные дебюты, ассоциировались у современников с дорогим шампанским. Та же мемуаристка, вспоминая актрису Александринского театра Елену Лешковскую, многозначительно писала:

    «Когда она появлялась на сцене, казалось, будто пьешь бокал холодного покалывающего шампанского».

«Шампанской» дамой уже не в переносном, а в прямом смысле была актриса Михайловской сцены, скандальная любовница великого князя Алексея Александровича француженка Элиза Балетта. Она обожала бриллианты, и великий князь осыпал ее драгоценностями, разбазаривая национальный флот России. Она была любительницей шампанского. Современники рассказывали: Алексей Александрович приносил французскую влагу даже на сцену, если по сюжету, где играла Балетта, предполагался ужин.«Шампанской» дамой являлась и Матильда Кшесинская. В подвале ее особняка в Петербурге имелся винный погреб.

    «Он был наполнен чудными винами, которые Андрей (Владимирович, великий князь) для меня с особой любовью выбирал, и был устроен так, что я могла в нем давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап - со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина, были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало»-рассказывала Матильда своим близким друзьям.
Звезды первой величины оперы и балета были истинным наказанием для Романовых и других знатных семейств российской аристократии. В борьбе за благосклонность примадонн юные и не очень юные аристократы осыпали красавиц подарками невероятной ценности.

Матильда Кшесинская и  прочие примы выходили на сцену в украшениях на умопомрачительные суммы – подарках богатых поклонников.

Увлечься известной балериной, а пуще того, получить ее благосклонность, одновременно и порицалось и страстно желалось. Ведь звезды сцены считались дамами полусвета и не принимались в приличных домах, но при этом все были в восторге от их красоты и грации, о близком знакомстве со звездой мечтали многие молодые аристократы.Дядя Николая II, Алексей Александрович, назначенный командующим флотом, потратил часть военного бюджета на бриллианты для балерины Элизы Балетты, и это стало одной из причин Цусимского разгрома. Хотя балерину освистывали, она продолжала выходить на сцену в своих «кровавых» драгоценностях.

Матильда Кшесинская записывала подарки высоких покровителей, теша свое самолюбие. К моменту революции у балерины было накоплено драгоценностей на два миллиона рублей – гигантская сумма, с учетом того, что военная пенсия тогда начиналась от 25 рублей в месяц.
В Советской России также мало,что изменилось.  Михаил Калинин питал нездоровую страсть к юным балеринам, и по этой причине даже стал покровителем Большого театра в 1922 году. Так ему было куда проще получать доступ к новым жертвам и взаимодействовать с ними в более приватной обстановке. Поговаривали, что приглянувшихся председателю девушек после выступлений привозили к нему в кабинет, где артистки исполняли фуэте прямо на письменном столе. От экстравагантных предпочтений Калинина, разумеется, страдала его супруга. Она уехала от мужа на Алтай, чтобы ничего не знать о его похождениях, а в конце 1930-х годов по обвинению в «троцкизме» получила несколько лет лагерей. Была и другая версия – знакомые семьи Калининых полагали, что Сталин наказал Калинину за то, что та якобы не сумела наставить мужа-сластолюбца на путь истинный.

Многие балерины вовсе не были против отношений с Михаилом Калининым, ожидая взамен на свою благосклонность получать от него материальные блага. Тот, в свою очередь, действительно осыпал фавориток подарками: преподносил им за свидания дорогие духи, платья и сладости. Тем не менее далеко не всем был по душе такой формат «общения» с пожилым партийным деятелем. Однажды Калинин увлекся шестнадцатилетней балериной Беллой Уваровой, но взаимности не дождался. После этого щедрый благодетель артисток превратился в кровожадного тирана, повсюду преследовавшего несчастную девушку.Не хотел уступать Калинину и Луначарский.Главный культуролог РСФСР любил  красивых мужчин, но не отказывался и от молоденьких балерин. Оргии Луначарского послужили прообразом булгаковского Бала Сатаны в "Мастере и Маргарите".Якову Блюмкину приходилось присутствовать на подобных "мероприятиях".Яша любил хвастаться перед своим шефом Глебом Бокием о своих "успехах" на подобных мероприятиях.Глеб Бокий не стал уступать в свою очередь наркому просвещения и под Москвой создаёт свои "дачные коммуны" для себя и своего окружения.
Отправляясь в Советскую Россию,Айседора Дункан надеялась увидеть   позитивные изменения и в этой сфере балетной жизни.


 

 


Рецензии