Силы небесные

Илюха, так коротко, по-дружески, называли меня пацаны на еврейской слободке Дербента, но к 13 годам, став настоящим мужчиной, кличка "Англичан" намертво приклеилась ко мне, заменив в общении моё действительное имя - Ильясаф. Сказать по правде, вначале я дико стеснялся своего имени, оно мне очень не нравилось, порой даже стыдился произносить своё имя вслух.
 
 - Почему дед назвал меня таким ветхозаветным иудейским именем и в каком талмуде он откопал такое несовременное двойное имя?- высказал я как-то своё возмущение матери. Моя мама, покорная послушная женщина, выросшая в детдоме и ставшая частью большой семьи с глубоко укоренившийся традициями горских евреев повела плечами, затем с горечью сказала:  «В этом доме у меня не было прав, сынок, - и для убедительности добавила, -  никаких».

 -А куда тогда смотрел папа? - доставал я маму пустыми расспросами.
 
-Никуда он не смотрел, в это время твой отец  был в армии, - и на  этом моё стремление познать историю возникновения моего имени закончилось. 

Но зато своей кличкой "Англичан" я очень гордился; она звучала звонко, гордо и красиво, как песни Битлов, которыми я безумно увлекался в то время.  Какие признаки были заложены в основу присвоения пацанам прозвищ, невозможно было догадаться, но в большинстве случаев все происходило само собой, спонтанно, под влиянием важных событий и обстоятельств из их жизни. Настоящими именами  пацанов  на слободке никто не называл, было забавно слышать, как некоторые родители называли своих сыновей исключительно по их прозвищам.

Истинное же значение своего имени я впервые узнал лишь в 20 лет. Это был удивительный  и волнующий момент моей жизни, который впоследствии определил мою дальнейшую судьбу. Именитый профессор физики, больше похожий на тибетского монаха или священника попеременно смотрел то мне прямо в глаза, то на кудрявые пряди черных волос, плотными волнами обрамляющие мою голову. Протянув мне зачетную книжку, в которой красовалась жирная отметка  "отлично со знаком плюс",  профессор заговорил со мной: «Молодой человек, Вам, наверно, лучше, все-таки, заняться настоящей физикой, а не прохлаждаться в строительном институте». И снова физика, и точно такое же пожелание, -  подумал я,  вспомнив своего школьного учителя Пинхаса Ильича.

Он, несмотря на хромоту, стремительно вошел в класс.  Мало-помалу мы начинали привыкать к его пронзительному, ястребиному взгляду, с помощью которого он без угроз и лишних слов усмирял класс. Его острый ум и влюбленность в физику сделали свое дело, он был самым желанным и любимым нашим преподавателем в школе.
 
 -Сегодня у нас особая тема, - энергично, с огоньком произнес Пинхас Ильич. Задав  вопрос, он внимательно, с любопытством осмотрел каждого из нас, затем довольный самим собой отошел к окну. Обернувшись, через минуту он  добавил:  «Забыл сказать, кто первым  правильно ответит на поставленный  вопрос, будет автоматом иметь пятерку по моему предмету в аттестате». Медленно, с расстановкой произнеся слово «аттестат», он снова повернулся к окну, где уже во всю бушевала весна.   Обернувшись, он увидел мою поднятую руку.

 -Что, уже? - удивленно спросил он и в классе  воцарилась мёртвая тишина. Всем были известны сложные отношения заслуженного учителя России и главного возмутителя спокойствия школы №11 ученика Азарьева. После того, как я завершил свой ответ на поставленный вопрос, Пинхас Ильич долго молчал, возбужденно шагая между окном и входной дверью, затем громко, почти по слогам  сказал все, что  думал  обо мне.

  -Азарьев, ты  напыщенный, самовлюбленный  дурак  и образцовый бездельник. Пятерку  я  тебе, конечно, не поставлю, потому что на пятерку физику я сам не знаю, но четверку с плюсом ты будешь иметь у меня,  если бы не твое вульгарное и отвратительное отношение к учебе ты мог бы стать достойным физиком. 

 -Я буду  изучать  радиоэлектронику  в университете, Пинхас Ильич, - твердо  заверил я своего учителя.

 -Пустое заверение, в твоем роду одни цеховики, виноделы и строители и тебя ждет такая же незавидная участь, - ответил он.  Словно в воду глядел мой педагог и человек, который на веки веков остался в моей памяти как выдающийся профессионал своего дела. И вот сейчас, спустя 5 лет, сидя напротив профессора по физике, но уже в строительном институте, я снова услышал пожелание заняться серьезно физикой.

 -Молодой человек, Вы со мной? - недоуменно спросил меня профессор.
 -Да, конечно, - воодушевленно  ответил я, радуясь, что снова оказался в реальном мире современной своей  жизни.
 -Я Вас уже несколько раз спрашиваю, а Вы летаете где-то в облаках, хотя догадываюсь почему вы это делаете, - с легкой, едва заметной улыбкой обратился ко мне профессор, дружелюбно посоветовав мне опуститься на  землю.

 -Вам известно, что  обозначает  имя  Ильясаф? - неожиданно спросил меня профессор.
- Нет, - коротко ответил я. Лучше сгореть со стыда или провалиться сквозь землю, подумал я, что дожив до студенческих лет, я так и не удосужился узнать значение своего настоящего имени. Хотя, зачем это мне было нужно, на слободке я отзывался на кличку "Англичан", а в России меня звали Илья, или Илюша.
 
 -Не велика беда, сегодня многие молодые люди не придают этому никакого значения, считая, что это не столь важно для их жизни, хотя значение имени играет важную роль в   судьбе каждого человека, - медленно, с расстановкой говорил профессор. Он раздумывал,  я терпеливо ждал, когда, наконец, он вручит мне мою зачетку и моя мечта стать свободным человеком, как минимум на две недели станет реальностью моей жизни. 

 -Человек есть его имя и глаза, которыми он обладает, поэтому крайне важно знать значение и того и другого, - сказал убелённый сединой профессор. Откинувшись на спинку кресла, словно это было его единственной опорой собраться мыслями, он  таинственно сказал: «Ильясаф - древнееврейское имя и обозначает оно "Посланник Бога на Земле", если коротко, "Ангел". Карие же, с темно-коричневым оттенком глаза, такие, как у тебя, говорят о противоречивости характера человека. Они ранимые романтики, волевые и сильные духом люди».

Вот это предсказания, подумал я, но не успев что либо возразить ему, я снова услышал спокойный и ровный голос профессора: «Трудная и сложная ожидает тебя судьба, юноша, - еле слышно, пророческий предсказал профессор мое будущее, - но Вы справитесь, а закончите, как все ангелы в полном одиночестве».

Это все  придумки старого профессора, мысленно подумал я  и постарался все свои мысли и действия сконцентрировать на приятные события последнего времени и скорую встречу с Анжелой. Я был страстно влюблен в самую красивую девушку института, которая отвечала мне пылкой взаимностью. Мне казалось, что эта веселая, сказочно прекрасная планета создана только для меня, и весь этот огромный мир обязан открыть передо мной свои безграничные возможности. Надо ещё чуть-чуть, думал я, всего немного усилий и все мои мечты и фантазии обязательно сбудутся. Я буду парить высоко над землёй, как в своих детских снах, которые приносили мне неописуемое чувство восторга и вдохновения от ощущения свободного полета. Но в самых потаенных уголках моего сердца и души, глубоко в сознании, закралась, набирая свою разрушительную силу, небольшая, еле заметная мысль, которая медленно, но последовательно вносила пока ещё легкое сомнение, сумятицу и беспокойное чувство в правильности выбранной мной дороги  жизни. 

Сейчас это совсем не важно, думал я, успокаивая самого себя, просто издержки взросления. Я с раннего детства, знал о всемогуществе "Господа Бога, Царя вселенной". Я помнил как дедушка в своих молитвах к Всевышнему именно таким образом обращался к Богу, подымая руки к небу, "О, Царь вселенной". Поэтому я верил и надеялся, что всемогущий Царь, Творец вселенной не  оставит меня в  одиночестве в этом огромном меняющимся с космической  скоростью мире.  Я инстинктивно, как когда-то это делал мой дед, подняв руки к небу, обратился к Всевышнему: «Господи, убереги меня от необдуманных поступков. Я знаю, твои возможности безграничны, и это твоя привилегия, но я обещаю как твой посланник на Земле, быть добрым, правдивым и честным, и пока я тебя не подвожу, думаю, никогда и не подведу. Пусть даже я не стану известным и удачливым бизнесменом, знаменитым спортсменом, певцом, артистом, -  продолжал мысленно общаться я с Богом, но при деньгах я буду всегда. Никто  и никогда  не увидит меня нуждающимся, с протянутой рукой, человеком».

Открыто улыбаясь, широко и уверенно шагая навстречу своей судьбе, мне было приятно осознавать, что я удачливый,  полон сил и энергии, у меня есть всё, а самое главное - красивая, восхитительная, нежная, ласковая и очень умная девушка, и принадлежит она только мне одному. Я трепетал от одной только мысли, что наступит время, и эта прекрасная брюнетка с темными, красиво вьющимися волосами, с бровями, словно выгнутая стрела на открытом и доверчивом  лице, с алыми и сочными губами  будет в одной  постели со мной. Неважно, думал я, что она не еврейка, ведь  и мой отец когда-то  женился по любви. Счастливо улыбаясь прохожим, я ускорил свой ход, чтобы творить своё будущее.

Все всегда когда-то заканчивается, и  этот волшебный завораживающий день  тоже  шел к своему логическому завершению, но чувство волшебства субботнего дня не покидало меня. Моё сознание и мысли стремительно понесли меня во вселенную, навстречу своему будущему. Моя жизнь, как фантастический видеофильм мелькал передо мной  чередой то ярких цветных фотографий, то тусклых, черно-белых с едва заметными силуэтами знакомых и  незнакомых мне людей. Все это произойдет завтра, через год, через 20-30 лет, а я носитель такого значимого имени "Посланник Бога" не смог изменить, хотя бы исправить в своем будущем ход событий, которые могли бы повлиять на  принципы  и правила  моей реальной  жизни.      

Вот моя первая ударная комсомольская стройка, я молод и полон сил, у меня чудная  жена и прекрасная семья, счастливое время моей жизни. Я верю и надеюсь, что совсем скоро наступит коммунизм, ведь я сам, своим упорным трудом строил это.

А вот первая фабрика, построенная мною в Казахстане. Аким Атырауской области Тюгельбаев на торжественном обеде в честь открытия фабрики самолично поставил  передо мной поднос с бараньей головой, сказав: «Сегодня за этим столом главный –Ильясаф».  Это очень приятно быть главным за столом старших тебя  людей.

Вот и Президент Казахстана Назарбаев Н. прогуливается по яблоневым садам, возведенными нами там же в Атырауской области с применением впервые капельного орошения. Аким области, выдающийся человек, говорит мне просто и буднично:  «Спасибо за работу, Ильясаф».

Когда умер отец,  я думал, что кончился и мой мир, но его ручные часы, а я их  надевал по особым случаям, действуют, как талисман, и всегда приносят позитив в мою жизнь. Моя мать, молодая женщина, осталась вдовой и в этом моя вина. Вскоре ушла и она.
 -Куда ты вечно бежишь, сынок, - последние слова матери, обращенные ко мне.

А это самый  главный  день моей жизни - у меня родился сын.  -я  никогда не  оставлю тебя одного сынок, - говорил я ему, но не сдержал обещания.  А это самый позорный мой день. Разве я мог когда-нибудь предположить, что у моего сына не найдется времени встретиться с отцом. Рубцы и шрамы на моем сердце кровоточат до сих пор.

Вот и Грайфер В.И, основоположник нефтяной отрасли огромной страны, светлая ему память. Он по-отечески относился ко мне, и всегда предупреждал, что бы я умерил свой горячий и дерзкий нрав.

Вот спешно прошел мимо меня Алекперов В.Ю., выдающийся человек, настоящий  кавказец. Бросив  на  ходу: «Ильясаф, как ты мог уйти с моей  приемной  не  дождавшись встречи со мной», - он также стремительно ушел из моей жизни. Он, сам того не ведая, стал самой главной и сложной  проблемой моей дальнейшей жизни, ну и Господь с ним.

Вот наступил и день, когда раввин объявил, что с этого дня мы с упругой свободные друг от друга люди. Я сложный и бескомпромиссный человек, со мной сложно жить под  одной крышей.

Ну вот наконец - то, я и сам. В последнее время меня обуревает страх неуверенности и одиночества. Разговаривая с самим собой, я думаю, что мне нечего сказать в своё оправдание своему сердцу, ведь у меня было  бесчисленное количество возможностей для достижения желаемых целей. Но я уверен, что "силы небесные" все расставят по своим местам, они помогут мне преодолеть трудности и найти силы идти вперед. Я ведь из команды мечтателей и фантазеров, я Ильясаф  "Посланник Бога на земле" и обязательно реализую свою главную мечту. Ведь ты же сам знаешь, Господи, чтобы выжить и процветать надо всего-то ничего, надо после падения, каждый раз подниматься  и  идти вперед.          


Рецензии